Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:00, реферат
Для успешного привлечения всех учеников к занятиям физическими упражнениями необходимо прежде всего убедить родителей в оздоровительной роли физической культуры, показать им, что в круг задач физического воспитания входит и формирование привычки к работе, в частности учебной. Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания - важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, создания добрых традиций, общих интересов. Чехословацкие ученые в хорошо продуманных и достоверных экспериментах показали, что семейная форма физического воспитания не только положительно воздействует на физическое развитие детей и улучшает состояние их здоровья, но и прямо влияет на нравственный климат в семье, отношение родителей друг к другу, способствует повышению их роли в воспитании будущего гражданина.
1. Введение
2. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста.
3. Формы физического воспитания младших школьников в семье.
3.1. Режим дня.
3.2.Физический труд
3.3. Утренняя гимнастика.
3.4. Лыжные прогулки.
3.5. Катание на коньках.
3.6. Езда на велосипеде.
3.7. Бег.
3.8. Организация спортивного уголка дома
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Содержание
1. Введение.
2. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста.
3. Формы физического воспитания младших школьников в семье.
3.1. Режим дня.
3.2.Физический труд
3.3. Утренняя гимнастика.
3.4. Лыжные прогулки.
3.5. Катание на коньках.
3.6. Езда на велосипеде.
3.7. Бег.
3.8. Организация спортивного уголка дома.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Исключительно важную роль в физическом воспитании детей играет семья. Так как семья — это народ, нация в миниатюре. От уровня ее культуры зависит и уровень культуры, воспитанности детей. Именно здесь формируются человечность, духовность, достоинство, а также культ матери и отца, бабушки и дедушки, культ рода и народа.
К сожалению, по данным научных исследований,
сегодня физическим воспитанием
детей интересуется не большее 20 % родителей.
Поэтому учителя должны стремиться
сделать родителей каждого
Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания - важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, создания добрых традиций, общих интересов. Чехословацкие ученые в хорошо продуманных и достоверных экспериментах показали, что семейная форма физического воспитания не только положительно воздействует на физическое развитие детей и улучшает состояние их здоровья, но и прямо влияет на нравственный климат в семье, отношение родителей друг к другу, способствует повышению их роли в воспитании будущего гражданина.
2.Особенности физического развития младших школьников.
Младший школьный возраст связан с
обучением детей в начальных
классах. Важными особенностями характеризуется
их физическое
развитие. Мальчики и девочки растут
почти одинаково. Однако рост у мальчиков
увеличивается преимущественно за счет
длины ног, у девочек в большей мере за
счет длины туловища. При занятиях физкультурой
необходимо принимать во внимание особенности
формирования скелета. Следует помнить,
что резкие толчки во время приземления
при прыжках, неравномерная нагрузка на
левую и правую ногу могут вызвать смещение
костей таза и неправильное срастание
его костей. Чрезмерные нагрузки на нижние
конечности, если окостенение не закончилось,
могут привести к появлению плоскостопия.
Мышцы детей эластичны, богаты водой, но
беднее, чем у взрослых, белковыми веществами,
жирами и неорганическими соединениями.
Они не способны к значительным напряжениям
и податливы к растягиванию. Рост мышечных
волокон в этот период происходит неравномерно.
Быстрее развиваются крупные мышцы нижних
конечностей, туловища, плечевого пояса.
Мелкие мышцы развиваются позднее. В связи
с этим младшим школьникам труднее даются
точные мелкие движения. Слабы мышцы спины
и живота.
Сердце ребенка в возрасте 7-8 лет отличается
большой жизнеспособностью, однако, деятельность
его еще довольно неустойчиво. В возрасте
же 9-10 лет неустойчивость деятельности
сердца и сосудов постепенно проходит.
С возрастом постепенно замедляется частота
сердечных сокращений: в 7-8 лет она составляет
в среднем 80-92 уд/мин, в 9-10 лет – 76-96 уд/мин.
При физических нагрузках частота сердечных
сокращений у детей 6-10 лет возрастает
в большей степени, чем у взрослых. В период
с 7-10 лет изменяется деятельность дыхательной
системы: существенно возрастает емкость
легких (с 1100 до 2200 мл), снижается частота
дыхания (до 18-24 дыханий в минуту).
Работоспособность у детей этого возраста
значительно меньше, чем у взрослых. Они
быстро утомляются при однообразной работе,
но и быстро восстанавливаются.
Дети младшего школьного возраста
очень подвижны, способны проявлять большую
двигательную активность, однако быстро
утомляются, особенно при однообразных
и медленных движениях, а также при выполнении
заданий, требующих большой точности действий.
Их внимание недостаточно устойчиво и
быстро рассеивается, часто переключается
с одного предмета на другой.
Волевые качества относительно слабо
развиты. Детям не хватает выдержки, настойчивости.
Им свойственна частая смена настроения.
Они легко огорчаются при неудачах, но
скоро забывают свои обиды, увлекшись
интересующим их занятием.
3.Формы физического воспитания младших школьников в семье.
3.1. Режим дня
Рациональный режим
Режим дня младшего школьника должен охватывать прежде всего сон, рациональное питание, учебу, труд, мероприятия по физическому воспитанию и выполнению гигиенических требований. Правильной, по нашему мнению можно считать схему режима дня для младшего школьника, которую рекомендуют О. А. Лосева и Т. М. Параничева. В ней время распределено следующим образом:
Пробуждение, утренняя гимнастика, умывание 7.00-7.30
Завтрак 7.30-7.50
Дорога в школу (прогулка)7.50-8.15
Пребывание в школе на уроках8.15-13.00
Дорога из школы (прогулка) 13.00-13.25
Обед 13.30-14.00
Дневной сон 14.00-16.00
Полдник 16.00-16.15
Прогулка 16.30-18.30 Ужин 18.30-19.00
Свободные занятия 19.00-20.00
Подготовка ко сну (уход за одеждой и обувью, вечерний туалет, приготовление постели) 20.00-20.30
Ночной сон 20.30-07.00
3.2. Физический труд
Физический труд учащихся как обязательный компонент режима его дня должен предусматривать, с одной стороны, отдых (активный), а с другой — формирование необходимых умений и навыков, воспитание трудолюбия. В основном это труд по самообслуживанию, бытовая уборка помещения, чистка одежды и обуви, ухаживание за цветами, помощь по кухне и т. д. Но этих детей уже можно приобщать и к общественно полезному труду — к оборудованию игровых площадок и уходу за ними, подготовке мест для катания на санках, лыжах и т. п.
Понятно, что, определяя детям задание, нужно учитывать их возможности и соответственно дозировать нагрузку. При оптимальной физической нагрузке правильно организованный труд приносит детям истинное моральное удовлетворение, а значит, и достигает воспитательной цели.
Выполнение гигиенических требований в семье — также вопрос особой важности. Прежде всего ребенку надо дать понять, что свежий воздух, чистота и порядок в квартире имеют исключительно важное значение для здоровья всех членов семьи, а поэтому и он должен, обязан принимать активное участие в уборке помещения, поддерживать в нем чистоту и порядок. Это и для него должно стать привычкой. Кроме того, его необходимо приучить постоянно cодержать в чистоте свое тело, правильно умываться, чистить зубы, своевременно купаться, срезать ногти и т. д. Особенно важно привить детям осознанную привычку старательно мыть руки с мылом перед каждым приемом пищи.
3.3.Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика — одна из самых действенных форм физического воспитания школьников. Правильно организованные ежедневные занятия утренней гимнастикой очень помогают в решении оздоровительных задач, благоприятствуют оптимальной активизации нервных процессов и, следовательно, создают хорошее рабочее настроение, обеспечивают готовность к труду. Систематические занятия физическими упражнениями после сна стимулируют развитие мышц, особенно тех их групп, которые «отвечают» за правильную осанку, развивают органы дыхания и кровообращения, улучшают обмен веществ. Прием воздушных ванн во время выполнения этих упражнений и проведение после них водных процедур закаляет организм. Если ребенок начинает свой день с утренней гимнастики,—это будет способствовать и воспитанию организованности, дисциплинированности, пунктуальности, появятся интерес и привычка к занятиям физическими упражнениями в повседневной жизни.
Если есть возможность, утреннюю гимнастику лучше проводить на открытом воздухе — в саду, во дворе или на балконе. Наиболее подходящий одежда в теплую погоду—трусы или трусы и майка, в прохладную — тренировочный костюм.
Упражнения в комплексе
Основные правила выполнения утренней гимнастики следующие:
1. Использование для занятий одежды, способствующей закаливанию организма и удобной при выполнении упражнений (трусы, майка, тренировочный костюм).
2. Обеспечение санитарно-гигиенических условий на местах занятий.
3. Соблюдение правильной осанки при выполнении упражнений.
4. Правильное согласование дыхания с движениями.
5. Постепенное наращивание
6. Соблюдение правил закаливания во время выполнения утренней гимнастики (воздушные ванны) и после ее окончания (водные процедуры).
Комплекс утренней гимнастики для учащихся должен состоять из 6—8 упражнений. Один комплекс выполняют на протяжении двух-трех недель.
Для того чтобы дети каждодневно
выполняли утреннюю гимнастику, необходима
продуманная система
Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики для детей младшего школьного возраста:
I. Ходьба на месте с соблюдением правильной осанки, энергичными движениями рук и ног, глубоким дыханием 15—20 с.
II. И. п.—ноги врозь. 1—2 — дугами вперед руки вверх, прогнуться, потянуться; 3—4 — и. п. Выполнить 5—6 раз.
III. И. п.—руки на поясе. 1 — наклон вперед прогнувшись; 2 — и. п.; 3 — наклон назад, руки в стороны; 4 — и. п. Выполнить 4—5 раз.
IV. И. п.— о. с. I—2 — присед, опора на всей ступне, руки вперед; 3—4 — и. п. Выполнить 6—8 раз.
V. И. п.— ноги врозь, руки на поясе. 1 — поворот туловища вправо, правую руку в сторону ладонью вверх; 2—и. п.; 3— то же самое в другую строну; 4 — и. п. Выполнить 4—6 раз.
VI. И. п.— руки на поясе 1 — прыжком ноги врозь; 2 — прыжком ноги вместе. Выполнить 8—10 раз.
VII. Ходьба на месте с высоким подниманием ног в сочетании с глубоким дыханием. 10—15 с.
Великолепным оздоровительным
средством в зимнее время
Прогулки на лыжах доступны
уже детям с 3-летнего
В отличие от бега ходьбе
на лыжах детей надо обучать.
Ведь, право, больно и обидно
становится смотреть на
При переходе к скользящему
шагу хорошо использовать
Обучать детей скоростному
«коньковому» ходу вряд ли
целесообразно из-за его
Одежда для лыжных прогулок подбирается так, чтобы она не мешала движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать.
3.5.Катание на коньках.
Катание на коньках
Катание на коньках –
сложный вид движения, состоящий
из отталкивания, правильной постановки
конька при скольжении, сохранения
равновесия. Сложность движений
на коньках обусловливается
Первые занятия целесообразно
провести в помещении:
Не сразу осваивают ребята
правильную посадку
Информация о работе Роль семьи в физическом воспитании детей