Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:14, курсовая работа
Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья, и с их гипокинезией, и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам. Современные исследователи в области физического самовоспитания, представляют этот процесс с различных сторон, но большинство из них рассматривают физическое самовоспитание с позиций укрепления здоровья, самосовершенствования физических качеств, овладения двигательными навыками, воспитания волевых и нравственных качеств личности. Специфическим для физкультурного воспитания стал принцип объективности формирования мотиваций и потребности в самовоспитании.
Введение 3 1. Теория физического воспитания 5 1.1. Физическое воспитание и система физического воспитания 5 1.2. Физическая деятельность как одна из областей деятельности, формирующих личность 10 1.3. Возможности, предоставляемые физической культурой для всестороннего воспитания личности и пути их использования 13 1.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как условие здорового образа жизни 15 2. Этапы становления теории физического воспитания дошкольников в России в первой половине XX века 20 2.1. П.Ф. Лесгафт о физическом воспитании и обучении детей 21 2.2. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева 27 2.3. Мелкобуржуазная теория «Свободного воспитания» 31 Заключение 38 Список использованной литературы
Двигательная активность
положительно влияет на все психологические
функции человека. Например, в исследованиях
психологов показана
прямая корреляционная связь характера
двигательной активности с проявлениями
восприятия, памятью, эмоциями и мышлением.
Движения способствуют увеличению словарного
разнообразия речи, что улучшает психическое
состояние человека. Иными словами,
двигательная активность не только создает
энергетическую основу для нормального
роста и развития, но и стимулирует формирование
психических функций.
Актуальность данной темы заключается
в том, что в настоящее время отсутствует
обоснованная система формирования правильного
двигательного стереотипа у детей. И это
на дает повысить адаптационные функции
детского организма.
Объект исследования – реабилитационный
процесс в адаптивной физкультуре.
Предмет исследования – изучение аналитических,
динамических и координаторных функций
организма детей в процессе адаптивной
физической культуры.
Цель исследования – изучение влияния
физических упражнений на развитие координаторных
функций у детей.
Гипотеза, положенная в основу исследования:
мы полагаем, что развитие координаторных
функций посредством физических упражнений
влияет на умственное развитие ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние данной проблемы на
современном этапе.
2. Рассмотреть понятия физических упражнений
и координаторных способностей.
3. Исследовать влияние физических упражнений
на формирование координаторных способностей
организма.
4. Рассмотреть влияние координаторных
функций на физическое и умственной развитие.
В работе использованы следующие методы
исследования: анализ литературы по проблеме,
изучение педагогического опыта, наблюдение,
эксперимент.
Обучение двигательным
действиям занимает центральное
место в физическом образовании,
являясь специфической стороной
физического
воспитания. В результате обучения формируются
двигательные умения и навыки.
Обучение в физическом воспитании есть
организованный процесс передачи и усвоения
систем специальных знаний и двигательных
действий, направленных на физическое
и психическое совершенствование человека.
Результатом обучения в физическом воспитании
является физическое образование. Обучение
действию опирается на знания. Знания
– это
определенная система фактов, понятий
и закономерностей, лежащих в основе правильно
организованного физического воспитания.
Формирование двигательных навыков происходит
на основе возникновения и закрепления
целой системы сложных условных рефлексов.
При передвижении возникают сложные системы
взаимосвязанных нервных процессов, которые
запечатлеваются в нервных клетках
больших полушарий на основе механизма
запоминания. Благодаря двигательной
памяти и приобретаемому опыту человек
выполняет
движения все лучше и лучше. Постепенно
создается сложная уравновешенная система
и образуется динамический стереотип.
Деятельность можно определить как специфический
вид активности человека, направленный
на познание и творческое преобразование
окружающего мира, включая самого себя
и условия своего существования. В деятельности
человек создает предметы материальной
и
духовной культуры, преобразует свои способности,
сохраняет и совершенствует природу, строит
общество, создает то, что без его
активности не существовало в природе.
Творческий характер человеческой деятельности
проявляется в том, что благодаря ей он
выходит
за пределы своей природной ограниченности,
т.е. превосходит свои же генотипически
обусловленные возможности. Вследствие
продуктивного, творческого характера
своей деятельности человек создал знаковые
системы, орудия воздействия на себя и
природу.
У детей, с которыми регулярно проводятся
занятия по формированию...
Ключевые слова: умственная работоспособность, студентки, экзаменационная сессия, физические упражнения, самостоятельные занятия.
Актуальность проблемы. Понятие умственной работоспособности трактуется специалистами по-разному, однако единогласно считают, что этот вид работоспособности обусловлен физическим и психическим состоянием человека. Умственная работоспособность — способность производить сформированные действия, составляющие такие психические процессы, как мышление, восприятие, внимание, память и т. д. Умственная работоспособность во многом зависит от генетических факторов — функционирования основных физиологических систем организма, уровня развития способностей воспринимать, перерабатывать и передавать информацию [1].
Динамика учебного процесса в высших учебных заведениях является, своего рода, испытанием для организма студентов, а результаты экзаменационной сессии — показатель их умственной работоспособности. С началом зачетной сессии, когда ежедневная умственная нагрузка увеличивается в среднем до 11—13 часов, добавляются эмоциональные переживания — умственная работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов эта тенденция усиливается [1, 4]. В научной литературе достаточно знаний о положительном влиянии физической тренировки на повышение умственной работоспособности. По мнению многих специалистов, самостоятельные занятия физическими упражнениями расширяют двигательную активность студентов, которая оказывает содействие лучшему усвоению учебного материала, повышает умственную работоспособность, снижают эмоциональное напряжение в экзаменационный период [1, 3, 4, 5, 6, 9]. Специалисты рекомендуют студентам, имеющим заболевания сердечно-сосудистой системы занятия стато-силовыми упражнениями, оздоровительным плаванием, скандинавскую ходьбу, прогулки на свежем воздухе и др. [2, 8].
Однако сведений о влиянии рекомендуемых занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность студенток, имеющих заболевание артериальная гипертензия, в период экзаменационной сессии недостаточно.
Цель исследования — определение наиболее эффективного средства физической культуры, способствующего повышению умственной работоспособности студенток специальной медицинской группы, имеющих заболевание артериальная гипертензия, в период экзаменационной сессии.
Задача исследования:
1.Выявить влияние комплекса статико-силовых физических упражнений на умственную работоспособность студенток период экзаменационной сессии.
2.Выявить влияние занятий циклическими физическими упражнениями (плаванием) на умственную работоспособность студенток в период экзаменационной сессии.
3.Сравнить показатели работоспособности сердечно-сосудистой системы, психоэмоционального состояния и умственной работоспособности студенток с диагнозом «артериальная гипертензия» занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями в период экзаменационной сессии.
Методы исследования — анализ научной литературы, анкетирование, тестирование, методы математической статистики.
Гипотеза. Мы предполагаем, что занятия физическими упражнениями положительно повлияют на умственную работоспособность студенток специальной медицинской группы, что отразится на результатах экзаменационной сессии.
Организация и содержание работы. Исследование организовано и проведено под руководством доцента кафедры физического воспитания Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Т.Г. Плеханова Григорьевой С.А. студенткой экономического факультета группы БУ-121 А.И. Кижапкиной.
Для достижения цели и решения задач исследования был проведён эксперимент, который проводился в период экзаменационной сессии и длился 4 недели. В эксперименте принимали участие 3 студентки специальной медицинской группы 1 курса в возрасте 17 лет (условно обозначенные как «Э-1», «Э-2», «К-1»). Каждая из 3-х была направлена в специальную медицинскую группу с диагнозом «артериальная гипертензия». Перед экспериментом студентки прошли функциональное исследование и получили консультацию врача-специалиста. До и после эксперимента были исследованы и оценены:
1. частота сердечных сокращений в покое (ЧСС);
2. артериальное давление систолическое (АДС);
3. артериальное давление диастолическое (АДД);
4. психоэмоциональное состояние (субъективная оценка);
5. внимание, его концентрация и объем (тест Мюнстенберга [3]);
6. кратковременная память (тест «Память на числа» [3]).
Для определения адекватной физической нагрузки были выявлены максимальные результаты в основных упражнениях за 20 секунд — сгибание рук в упоре на коленях, проплывание отрезка дистанции, поднимание туловища из «и. п. лёжа», приседания и рассчитано необходимое количество повторов упражнений (½ от максимального повтора). По результатам функциональной пробы Руфье для студенток было определено время для отдыха (восстановления) между повторами упражнений.
Содержание и результаты эксперимента. В течение каждой из 4-х недель эксперимента студентки «Э-1» и «Э-2» выполняли физическую нагрузку по разработанному плану занятий. Студенка «Э-1» занималась 15 минут 3 раза в неделю с использованием комплекса физических упражнений, который включал в себя дыхательные упражнения, ОРУ силового характера, направленные на укрепление мышц верхнего плечевого пояса, брюшного пресса и спины. Студентка «Э-2» занималась оздоровительным плаванием 25—30 минут 2 раза в неделю. Студентка «К-1» не занималась физическими упражнениями в период экзаменационной сессии. По результатам анкетирования, все студентки в период сессии отводили на подготовку к экзаменам примерно одинаковое время — 8—9 часов в день; до эксперимента не имели существенных различий в результатах проведенных тестов. Психоэмоциональное состояние оценивалось студентками субъективно по 5-балльной системе.
После эксперимента у студентки «Э-1», которая занималась комплексом физических упражнений силовой направленности 3 раза в неделю по 15—20 минут по всем исследуемым показателям выявлена положительная динамика. Улучшились функциональные показатели сердечно-сосудистой системы: ЧСС уменьшилась на 17,2 %; АДС на 9,2 %; АДД на 12,1 %, что приблизило показатели к норме; оценка психоэмоционального состояния улучшилась на 2 балла. Концентрация, распределение и объём внимания улучшились на 11,1 %, а кратковременная память на 28,5 %, что позволило студентке успешно сдать все 4 экзамена на 5 баллов. В целом положительное влияние комплекса стато-силовых упражнений составляет 149,7 %.
После эксперимента у студентки «Э-2», которая занималась оздоровительным плаванием 2 раза в неделю по 25—30 минут, как и у студентки «Э-1», по всем исследуемым показателям выявлена положительная динамика. Улучшились функциональные показатели сердечно-сосудистой системы: ЧСС уменьшилась на +15,1 %; АДС на +6,3 %; АДД на +6,3 %, что приблизило показатели к норме; оценка психоэмоционального состояния улучшилась на 2 балла. Концентрация, распределение и объём внимания улучшились на 25,0 %, что в 2 раза выше, чем у студентки «Э-1», однако улучшение показателя кратковременной памяти на 12,5 % почти в 2 раза меньше, чем у студентки «Э-1». Средний балл за экзаменационную сессию составил 4,75 %. В целом положительное влияние занятий оздоровительным плаванием в период экзаменационной сессии составляет 136,5 %.
Студентки «Э-1» и «Э-2» отметили, что не испытывали стресса в период экзаменационной сессии, чувствовали себя хорошо, настроение улучшалось, появлялось желание изучать материал, необходимый для сдачи экзаменов, чего не наблюдалось до занятий.
После эксперимента у студентки «К-1», которая в период сессии не занималась физическими упражнениями, было выявлено отсутствие положительной динамики по ЧСС, а по показателям АДС (1,5 %), АДД (2,5 %) выявлено ухудшение результатов. Самооценка психоэмоционального состояния осталась хорошей (окончание и успешная сдача сессии), концентрация, распределение и объём внимания ухудшились на — 12,5 %, а оценка в тесте «Память на числа» не изменилась. Средний балл за экзаменационную сессию составил 4,0 %. Как отмечает сама студентка, она 2 раза нарушала режим сна (посещала ночной клуб), чувствовала себя разбитой, испытывала головокружение и недомогание. Изменения исследуемых показателей представлены в табл.1.
Таблица 1.
Динамика показателей состояния сердечно-сосудистой системы и умственной работоспособности у студенток с артериальной гипертензией в процессе эксперимента
Показатель |
Срок тестирования |
Э-1 |
Э-2 |
К-1 |
Вид занятий |
Комплекс ОРУ |
Оздоровительное плавание |
Без занятий | |
ЧСС, раз/мин. |
до |
87 |
86 |
87 |
после |
72 |
73 |
87 | |
разница в % |
+ 17,2 |
+15,1 |
0 | |
АДС, мм.рт.ст. |
до |
130 |
128 |
126 |
после |
118 |
120 |
128 | |
разница в % |
+ 9,2 |
+6,3 |
- 1,5 | |
АДД, мм.рт.ст. |
до |
82 |
80 |
80 |
после |
72 |
75 |
82 | |
разница в % |
+ 12,1 |
+ 6,25 |
-2,5 | |
Психоэмоциональное состояние, балл |
до |
3 |
3 |
4 |
после |
5 |
5 |
4 | |
Разница в % |
+66,6 |
+66,6 |
0 | |
Тест Мюнстенберга, балл |
до |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
после |
1,0 |
1,0 |
0,7 | |
разница в % |
+ 11,1 |
+ 25,0 |
- 12,5 | |
Кратковременная память, балл |
до |
7 |
8 |
7 |
после |
9 |
9 |
7 | |
разница в % |
+ 28,5 |
+12,5 |
0 | |
Положительное влияние занятий, ( %%) |
149,7 |
136,5 |
0 |