Роль физической культуры в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:23, контрольная работа

Краткое описание

Значение и последствия спортивного образа жизни

Содержание

Введение
1. Физическая культура ………………………………………………………….4
2. Роль физической культуры в жизни человека……………………………….5
3. Влияние недостаточной двигательной физической активности на организм человека…………………………………………………………………………...7
4. Роль физической культуры в сохранении здоровья ………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

физра рефератДокумент Microsoft Office Word (3).docx

— 37.61 Кб (Скачать файл)
 
 

 

 

Введение

1. Физическая  культура ………………………………………………………….4

2. Роль  физической культуры в жизни человека……………………………….5

3. Влияние недостаточной двигательной физической активности на организм человека…………………………………………………………………………...7

4. Роль  физической культуры в сохранении здоровья ………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список  литературы………………………………………………………………12

 

 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго  и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной  и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно  решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и  укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что  у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил и ведении  здорового образа жизни есть возможность  жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового  образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства  отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд  серьёзных изменений в организме  людей.

Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую  позу, сидя.

Мало  подвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно–сосудистой и  дыхательной. При длительном сидении  дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности  всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется  память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Вследствие  недостаточной активности возникает  дефицит кислорода. Отрицательные  последствие гиподинамии и гипокинезии  проявляется так же сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки  к формированию слабого, нетренерованого  сердца и связанного с этим дальнейшего  развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия  на фоне чрезмерного питания с  большим избытком углеводов и  жиров в дневном рационе может  вести к ожирению.

Единственная  возможность нейтрализовать отрицательное  явление, возникающего у людей при  продолжительном и напряжённом  умственном труде, - это активный отдых  и организованная физическая деятельность.

При систематических  занятиях физической культурой и  спортом происходит непрерывное  совершенствование органов и  систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Занятие физическими упражнениями также  вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому  становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими. 

     1. Физическая культура

Физическая  культура — культура тела, укрепление здоровья человека, систематическое  и разностороннее совершенствование  человеческого организма в интересах  и защиты Родины.

«Физкультуру  нельзя рассматривать исключительно  с точки зрения физических упражнений в виде спорта, гимнастики, подвижных  игр и прочее. Она органически  включает в себя общественную, личную гигиену, гигиену труда и быта, широко использует силы природы, воспитывает  правильный режим труда и отдыха».

Являясь одним из сильнейших средств массового  оздоровления населения, физкультура в стране всячески поощряются в поддерживаются правительством, считаются государственным делом.

Физическая  культура приобретают в нашей  стране все большее и большее  распространение, охватывая все  слои населения, все профессии и  возрасты.

Мышечная  деятельность, физические упражнения особенно необходимы людям умственного  труда и ведущим малоподвижный  образ жизни. Существуют болезни  мышечного бездействия: сутулость, узкая впалая грудь, болезни позвоночника, хронический колит, геморрой, подагра, камни желчного пузыря, почек.

Человеческий  организм нуждается в постоянном гармоническом развитии и функционировании всех систем и органов. Мышечная деятельность не должна быть забываема в режиме труда и отдыха человека. По своей  массе мышцы составляют около 44% веса тела взрослого мужчины. Это  мощный двигательный аппарат, который  нужно тренировать, упражнять во избежание дисфункций, дисгармоний  в жизни организма.

Еще Сеченов  указывал на значение мышечного движения человека для развития деятельности его мозга. В своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга», которую Павлов назвал «гениальным  взмахом русской научной мысли», Сеченов писал:

«Все  бесконечное разнообразие внешних  проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению  — мышечному движению».

«Мышечной радостью» называл Павлов ощущение удовлетворенности, бодрости, которое  он испытывал в результате физического  труда.

Физическая  деятельность, по Павлову, уравновешивает напряженное состояние умственных процессов. Мощный стимулирующий эффект мышечной деятельности основан на воздействии  на кору мозга потока импульсов, идущих от мышц и усиливающих так называемою доминанту, господствующий участок  возбуждения в коре мозга.

Сущность  физиологического принципа доминанты, установленного нашим отечественным  физиологом А. А. Ухтомским, состоит  в том, что в центральной нервной  системе образуются те или иные значительно  возбужденные участки, способные легко  «притягивать» к себе возбуждения  из других участков нервной системы, усиливаться за их счет. Это достаточно стойкое возбуждение, протекающее  в центрах в данный момент, приобретает, по Ухтомскому, значение господствующего  фактора в «работе прочих центров: накапливает в себе возбуждение  из многих источников, тормозя в  то же время способность других центров  реагировать на импульсы, имеющие  отношение к этим прочим центрам. Таким образом, создается господствующее, доминирующее рефлекторное поведение, представляющее собой результат  суммирования, накопления возбуждения  в тех или иных очагах центральной  нервной системы. Например, если животным осуществляется акт приема пищи, то возможность одновременного проявления других рефлекторных актов исключается. Всякие другие импульсы, поступающие  в это время в мозг, могут  лишь усиливать Господствующий, доминирующий очаг возбуждения, связанный е актом  приема пищи.

У работника  умственного труда, занимающегося  физкультурой, мощный поток импульсов, идущих от мышц, усиливает творческую доминанту, т. е. те участки коры головного  мозга, которые связаны с интеллектуальной деятельностью.

Благотворное  влияние физических упражнений объясняется  также и тем, что продукты мышечного  обмена (например, аденозинтрифосфорная кислота) являются стимуляторами сердечной  и мозговой деятельности.

Известно, что для многих выдающихся людей  ходьба, прогулки, легкие физические движения были необходимым элементом в  их творческой деятельности.

     2. Роль физической культуры в жизни человека

В процессе эволюции животного мира, в том  числе человека, многие органы и  системы организма формировались  в тесной взаимосвязи с разного  рода движениями. Без работы мышц невозможно перемещение человека в пространстве, осуществление внешнего дыхания, перекачивание  крови сердцем, продвижение пищи по пищеварительному тракту, работа мочеполовой системы, передача звуковых волн в духовом аппарата, поисковая функция глаза и чтение текста, произнесение слов и многие другие функции.

Нарастающее в современном мире ограничение  подвижности противоречит самой  биологической природе человека, нарушая функционирование различных  систем организма, снижая работоспособность  и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает  человека от тяжелого труда и излишних движений, тем больше растет необходимость  компенсации двигательной активности.

В этих условиях очевидна роль развития массовых форм физической культуры. Приобщение к физической культуре очень важно  для женщин, от здоровья которых  зависит качество потомства; для  детей и подростков, развитие организма  которых крайне нуждается в высоком  уровне подвижности; для лиц пожилого возраста для сохранения бодрости и  долголетия.

За последнее  время, наряду со многими отрицательными демографическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической  незрелости. Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его  пониженной двигательной активности, мышечной слабости (гипотонии), быстрой  утомляемости, снижении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабыми и  неустойчивыми эмоциональными реакциями, слабым типом нервной системы. Результатом  физиологической незрелости являются недостаточное развитие физических качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искривления позвоночника, плоскостопие, детский травматизм. Эти явления накладывают свой отпечаток на всю последующую  жизнь человека. Они приводят к  задержке полового развития (инфантилизму) в подростковом периоде, к снижению физической и умственной и работоспособности  в зрелом возрасте и к раннему  старению пожилых людей.

Борьба  с проявлениями физиологической  незрелости не может сводиться к  фармаковоздействиям, психологическим  или педагогическим мероприятиям. Основное необходимое средство противостояния этому явлению — повышение  двигательной активности. Это путь долголетию и здоровому образу жизни.

Развитие  массовой физической культуры и спорта не только обеспечивают ранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности  подростков, от вредных привычек –  курения алкоголизма и наркомании.

Для этого  необходимо преодолеть у населения  низкую потребность в занятиях физической культурой. Спортивные достижения выдающихся атлетов вдохновляют большие  массы людей и способствуют их приобщению к систематическим спортивным занятиям. Справедливо отмечал основатель современного олимпизма Пьер де Кубертен: для того, чтобы 100 человек занимались физической культурой, нужно, чтобы 50 человек  занимались спортом; для того, чтобы 50 человек занимались спортом, нужно, чтобы 20 человек были высококвалифицированными спортсменами, а для этого нужно, чтобы 5 человек могли показать удивительные достижения. 

     3. Влияние недостаточной физической активности на организм человека.

В центральной  нервной системе гипокинезия  и гиподинамия вызывают потерю многих межцентральных взаимосвязей, в первую очередь, из-за нарушения проведения возбуждения в межнейронных синапсах, т. е. возникает асинапсия. При этом изменяется психическая и эмоциональная  сфера, ухудшается функционирование сенсорных  систем. Поражение мозговых систем управления движениями приводит к ухудшению  координации двигательных актов, возникают  ошибки в адресации моторных команд, неумение оценивать текущее состояние  мышц и вносить коррекции в  программы действий.

В двигательном аппарате отмечаются некоторые дегенеративные явления, отражающие атрофию мышечных волокон – снижение веса и объема мышц, их сократительных свойств. Ухудшается кровоснабжение мышц, энергообмен. Происходит падение мышечной силы, точности, быстроты и выносливости при работе (особенно статической выносливости). При локомоциях усиливаются колебания общего центра масс, что резко снижает эффективность  Движений при ходьбе и беге.

Дыхание при недостаточной физической активности характеризуется уменьшением ЖЕЛ, глубины дыхания, минутного объема дыхания и максимальной легочной вентиляции. Резко увеличивайся кислородный запрос и кислородный долг при работе. Основной обмен понижается.

Информация о работе Роль физической культуры в жизни человека