Роль физической культуры в обеспечении здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:40, реферат

Краткое описание

Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Её компонентами являются физическое воспитание, оздоровительно-реабилитационная физическая культура и её фоновые виды. Таким образом, физическая культура является одним из важнейших условий всестороннего и гармоничного развития личности студента.

Содержание

Введение……………………………………………………….................……..…
1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………....................
2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности………………………………………………………..............
3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье…………………...........
4. Здоровый образ жизни студента. Влияние наследственности, ценностных ориентаций и окружающей среды на здоровье………......................................
5. Роль физической культуры в обеспечении здоровья……………….............
Заключение.……………………………………………………….…...................
Список литературы……………………………………………….…...................

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………….................……..…

1. Понятие «здоровье», его  содержание и критерии………………....................

2. Функциональное проявление  здоровья в различных сферах  жизнедеятельности………………………………………………………..............

3. Образ жизни студентов  и его влияние на здоровье…………………...........

4. Здоровый образ жизни  студента. Влияние наследственности, ценностных ориентаций и окружающей  среды на здоровье………......................................

5. Роль физической культуры  в обеспечении здоровья……………….............

Заключение.……………………………………………………….…...................

Список литературы……………………………………………….…...................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Здоровье – один из важнейших  компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного  социального и экономического развития. Каждому из нас присуще желание  быть сильным и здоровым, сохранить  как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Необходимо со студенческой скамьи осознать полученную на лекциях  информацию и постараться сделать  это постулатом всей жизни, помня, что  здоровье человека – главная ценность жизни. Современные жизненные условия  выдвигают требования к выпускнику вуза, особенно к тем, чья специфика  трудовой деятельности связана с  общением, воспитанием подрастающего  поколения, т.е. определённым педагогическим воздействием на личность другого человека. Но главное – быть самому здоровым и везде и всегда быть пропагандистом здорового образа жизни.

Каждый должен быть здоровым человеком, знать и уметь, какими методами, секретами можно продлить своё благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности  и вести активный образ жизни. У студента должна быть высокая жизненная  позиция, направленная на хорошее состояние  здоровья. А нормальная полноценная  жизнь немыслима без достаточно хорошего здоровья.

«Народ здоров, если здорово  общество», – так, по выражению академика  Н.А. Амосова, подчёркивается важность главного для созидания – здоровья человека.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от ряда факторов. Если изобразить их схематично, то они  представляют собой схему из 3-х  понятий:

а) биологические возможности  человека;

б) социальная среда;

в) природно-климатические  условия.

Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье – валеологии.

По данным известного учёного, академика РАМН Ю.П. Лисицына, являющегося  признанным авторитетом в области  профилактической медицины и санологии, первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни студента, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Внимание к нему активизировалось в последние годы. Это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Образ жизни – способ переживания  жизненных ситуаций. Он влияет на здоровье человека, в то же время условия  жизни как бы опосредованно оказывают  влияние на состояние здоровья. И, как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем и стилем жизни. Содержание здорового образа жизни  студентов отражает результат распространения  индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации  жизнедеятельности, закреплённых в  виде образцов до уровня традиционного.

Физическая культура –  органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная  область. Вместе с тем это специфический  процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического  совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически  и развиваются в процессе жизни  под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет  социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально  активную полезную деятельность.

Её компонентами являются физическое воспитание, оздоровительно-реабилитационная физическая культура и её фоновые  виды. Таким образом, физическая культура является одним из важнейших условий  всестороннего и гармоничного развития личности студента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ», ЕГО СОДЕРЖАНИЕ  И КРИТЕРИИ

 

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и  масштабов его психофизиологического  потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, духовном, семейно-бытовом, учебном, оздоровительном – определяются уровнем здоровья.

Существуют различные  подходы к определению понятия  «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом:

1. здоровье – это отсутствие  болезней;

2. «здоровье» и «норма»  - понятия тождественные;

3. здоровье как единство  морфологических, психо-эмоциональных и социально-экономических констант.

Общее для этих определений  в том, что здоровье понимается как  нечто противоположное болезни, отличное от неё, как синоним нормы.

Поэтому понятие «здоровье» можно определить следующим образом: здоровье – нормальное психосоматическое  состояние человека, отражающее его  полное физическое, психическое и  социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. По определению  Всемирной организации здравоохранения, здоровье – состояние полного  физического, душевного и социального  благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это  процесс сохранения и развития его  психических и физиологических  качеств, оптимальной работоспособности  и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П. Лисицына, «…здоровье человека не может  сводиться лишь к констатации  отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет  человеку вести нестеснённую в своей  свободе жизнь, полноценно выполнять  свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ  жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение  в настоящее время получил  функциональный подход. Он заключается  в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и  социальные функции и выполнять  общественно полезную трудовую, производственную деятельность, утрата которых является распространённым и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека. В  связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», т.к. возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Подобные неопределённости в самочувствии врачи времён Галена условно называют «третьим состоянием». Разграничивают несколько групп людей, находящихся в третьем состоянии.

Первая объединяет всех, кого отличает особый в данный период времени  физиологический статус, когда организм здоров, но работает в особом – и, тем не менее, нормальном на это время  – режиме. Период полового созревания подростков, добавляющий их организму  эндокринные и нервные нагрузки, - это «третье состояние». В нём  же находятся и люди при здоровой старости.

Во вторую группу попадут  те, кто плохо привыкает к новым  природным условиям. Пока человек  не привыкнет к новым условиям, он будет ощущать влияние неблагоприятных  природных факторов, испытывать недомогание, плохое самочувствие, потерю сил. Здесь  находятся и те, у кого проявляется  синдром нездорового помещения.

Когда человек пребывает  в «третьем состоянии» из-за своего особого физиологического режима, за это, можно сказать, отвечает только природа.

У организма человека нет  более противоположных состояний, чем здоровье и болезнь. Качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации, широте адаптационных возможностей организма. Здоровье не исключает наличия в организме ещё не проявившегося болезнетворного начала или субъективных колебаний самочувствия. Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения здоровья ещё не указывает на отсутствие болезненного состояния.

Происхождение болезни имеет  два источника: состояние человеческого  организма, т.е. «внутреннее основание» и внешние причины, на него воздействующие. Значит, для предупреждения болезней – повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: удаление внешних причин или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ малоудачен, поскольку человеку, который живёт в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни. Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни. И в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Следовательно, способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья.

 

2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ  В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота  и интенсивность многообразных  жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной. Экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту. Особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов. На производительность общественного труда, на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к интенсивному типу развития производства здоровье приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Повышенные требования к здоровью предъявляет  производство – оно сейчас в очень  большой степени зависит от человеческого  фактора. Чем выше техническое состояние  производства, тем больший ущерб  наносят болезни.

Уровень здоровья и физического  развития – одно из важнейших условий  качества рабочей силы. В зависимости  от их показателей оценивается возможность  участия человека в определённых сферах трудовой деятельности. Поэтому  уже на этапе выбора специальности  и вида профессионального обучения объективно возникает.

Ускорение ритма жизни  и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации  и автоматизации определяет значительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, сосредоточенность, внимательность, которые  в большей мере определяются всем комплексом показателей здоровья людей.

Потребность в здоровье носит  всеобщий характер, она присуща как  отдельному индивиду, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – всё это  показатели общей культуры человека.

Критериями социально-этической  зрелости общества, уровня его гуманизации служат масштаб заботы государства о «фонде» здоровья своих граждан, реальные достижения в этой области. Гуманистическое направление охраны и укрепления здоровья общества всегда возлагает на личность ответственность не только за своё валеологическое поведение перед обществом, коллективом, близкими людьми, но и за отношение к своему собственному здоровью как социальной ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И  ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

 

Здоровье – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной  самореализации. И его нужно охранять и укреплять. А это определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественно  сознания, в сфере культуры, воспитания, образования.

Образ жизни студента есть не что иное, как определённый способ интеграции его потребностей и соответствующей  им деятельности, сопровождающих её переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и  координации, в которых находятся  разные виды жизнедеятельности. Это  проявляется в той доле бюджета  времени личности, которая на них  тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности  личность расходует своё свободное  время, каким видам отдаёт предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его  уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для  чтения, другие – для занятий  физическими упражнениями, третьи –  на общение.

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для  неё форм жизнедеятельности, типов  поведения. Обладая определённой автономностью  и ценностью, каждая личность формирует  свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние  на содержание и характер образа жизни  группы, коллектива, в которых она  находится.

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является её стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определённым постоянством составляющих её компонентов и включающая приёмы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля.

Информация о работе Роль физической культуры в обеспечении здоровья