Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 01:23, реферат

Краткое описание

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. Так, Аристотель говорил: “Жизнь требует движения”…”Ничто так не истощает, не разрушает человека, как длительное физическое бездействие“.
Многочисленными исследователями доказано, что занятия физическими упражнениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором. Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.

Содержание

Введение
1. Диагностика состояния организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
2. Виды диагностики, цели и задачи
3. Врачебный контроль, его содержание и периодичность
4. Педагогический контроль, его содержание
5. Самоконтроль, его цель и задачи
6. Основные методы самоконтроля
6.1 Субъективные показатели самоконтроля
6.2 Объективные показатели самоконтроля
7. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателя контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат физра.docx

— 37.43 Кб (Скачать файл)

Московский  государственный университет экономики, статистики и информатики (Калининградский  филиал)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Самоконтроль  занимающихся физическими упражнениями и спортом

 

 

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

Калининград 2013

 

Содержание

 

Введение

1. Диагностика  состояния организма при занятиях  физическими упражнениями и спортом

2. Виды диагностики,  цели и задачи

3. Врачебный  контроль, его содержание и периодичность

4. Педагогический  контроль, его содержание

5. Самоконтроль, его цель и задачи

6. Основные методы самоконтроля

6.1 Субъективные показатели самоконтроля

6.2 Объективные показатели самоконтроля

7. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателя контроля

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. Так, Аристотель говорил: “Жизнь требует  движения”…”Ничто так не истощает, не разрушает человека, как длительное физическое бездействие“.

Многочисленными исследователями доказано, что занятия физическими упражнениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором. Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.

Важно также  подчеркнуть, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет  укрепить состояние здоровья, но может  нанести значительный вред организму  занимающегося. Чтобы этого избежать, должен осуществляться врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими  упражнениями. Методы, которые при  этом используются, позволяют оценить  физическую подготовленность человека, реакцию организма на занятие  спортом и в случае необходимости  скорректировать нагрузку.

 

 

1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

 

Слово «диагностика» (с греч.Diagnosis-распознание) процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения  в органах и системах организма  человека. Для того, чтобы занятия  физическими упражнениями и спортом  не оказывали негативного влияния  на здоровье человека, необходимо проводить  регулярный контроль за состоянием организма.

При физических нагрузках происходят изменения в организмах и системах человека. Чтобы занятия спортом не повредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров и преподавателей, но и самих физкультурников.

Программа диагностики включает функционально-диагностическое  обследование и тестирование ведущих  для данного вида спорта физиологических  систем и функций:

- центральной  нервной системы,

- вегетативной  нервной системы,

- сердечнососудистой  и дыхательной систем,

- нервно-мышечного  аппарата,

- внутренней  среды,

- физического  развития,

- соматической  и биологической зрелости (в тех  видах спорта, в которых высокие  спортивные результаты достигаются  в юном возрасте),

- психофизиологического  состояния.

2. Виды диагностики, цели и задачи

 

К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его

гармоничному развитию.

Диагностика включает в себя следующие задачи:

  1. Регулярно проводить врачебный контроль за здоровьем всех занимающихся физическими упражнениями и спортом.
  2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.
  3. Выполнить план учебно-тренировочных занятий.
  4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.
  5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.
  6. Выявить динамику развития спортивных результатов.

 

 

3. Врачебный контроль, его содержание и периодичность

Врачебный контроль – практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического  развития, функционального состояния  организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Главная задача врачебного контроль – обеспечение  правильности и высокой эффективности  учебно – тренировочных занятий  и спортивных мероприятий. Врачебный  контроль призван исключить все  условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с “Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе”.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

  • регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;
  • врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;
  • санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

-санитарно-просветительская  работа, пропаганда физической культуры  и спорта, здорового образа жизни;

  • профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
  • проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное, дополнительное.

Первичное - проводится, чтобы решить вопрос о  допуске к регулярным занятиям физическими  упражнениями и спортом.

Повторное - проводится, чтобы убедиться, на сколько  соответствуют объем и интенсивность  нагрузки состоянию здоровья, а так  же для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные  врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о  возможности преступить к тренировкам  после перенесенных травм.

Для студентов  медицинское обследование проводят перед началом учебного года раз  в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье – 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом- 3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов  позволяют изучить состояние  здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую  группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:

· основную (без отклонений в состоянии здоровья);

· подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);

· специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).

Это позволяет  правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому  воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

 

 

4. Педагогический контроль, его содержание

 

Педагогический  контроль – процесс получения  информации о влиянии занятий  физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Задачи  педагогического контроля:

  1. Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
  2. Выполнить план тренировки;
  3. Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;
  4. Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;
  5. Отобрать талантливых спортсменов.

Содержание педагогического контроля:

  1. Контроль за посещаемостью занятий;
  2. Контроль за тренировочными нагрузками;
  3. Контроль за состоянием занимающихся;
  4. Контроль за техникой упражнений; Учет спортивных результатов;
  5. Контроль за поведением во время соревнований.

К методам  педагогического контроля относятся:

· анкетирование занимающихся;

· анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

· педагогические наблюдения во время занятий;

· регистрацию функциональных и других показателей;

· тестирование различных сторон подготовки.

 

5. Самоконтроль, его цель, задачи

 

Самоконтроль  – это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

Задачи  самоконтроля

  1. Расширить знания о физическом развитии.
  2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
  3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4.Определить  уровень физического развития, тренированности  и здоровья, чтобы корректировать  нагрузку при занятиях физической  культурой и спортом.

Цель  самоконтроля - регулярные наблюдения простыми и доступными способами  за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление  об энергетических затратах организма. При нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании  с систематической нагрузкой, важно  знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых  можно эффективнее восстанавливать  функциональные возможности организма.

Самоконтроль  имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно  относиться к занятиям, соблюдать  правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.

 

 

6. Основные методы самоконтроля

Самоконтроль  состоит из простых общедоступных  приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д) и  объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального  давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды  тренировки и даже во время отдыха.

 

6.1 Субъективные показатели самоконтроля

 

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия  всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при  неустойчивом эмоциональном состоянии  и неудовлетворительным, когда человек  расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей  оценки физического состояния, влияния  физических упражнений на организм. У  занимающихся плохое самочувствие, как  правило, бывает при заболеваниях или  при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой  физической нагрузки. Самочувствие может  быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального  давления в покое и др.).

Информация о работе Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом