Самостоятельная работа по «Детская литература с практикой по ВЧ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 19:43, контрольная работа

Краткое описание

1. Подвижные средства развития психофизических качеств
2. Нетрадиционные формы закаливания
3. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры
4. Дыхательная гимнастика
5. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Вложенные файлы: 1 файл

реферат физкультура.docx

— 45.51 Кб (Скачать файл)

 

государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

По учебной  дисциплине:

«Детская  литература с практикой по ВЧ»

 

Специальность 050704 Дошкольное образование

Группа Д 3-2.1

 

 

Выполнила: Меденцова О.В.

Проверил  преподаватель: Мищенко Т.Н.

 

 

 

 

Волгодонск 2012 г.

 

 

Содержание

1. Подвижные средства  развития психофизических качеств 

2. Нетрадиционные формы  закаливания

3. Физическая культура  как  часть общечеловеческой  культуры

4. Дыхательная гимнастика

5. Формы работы по физическому  воспитанию в дошкольных учреждениях                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Подвижные средства развития психофизических качеств

 

   Психофизические  качества ребенка включают в  себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

   Развитие основных  психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

 

Развитие быстроты движений

  Как психофизическое  качество быстрота — это способность  совершать двигательные действия  в минимальный для данных условий  отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигательной  задачи кратковременно и не  вызывает у ребенка утомления.  Быстрота выполняемых движений  не связана только с перемещением  отдельных частей тела (рук и  ног). Выделяют три основные формы  проявления быстроты: латентное  время  двигательной реакции;  скорость отдельного движения; частота  движений.

  Развитию быстроты  способствуют подвижные игры, в  которых подача определенного  сигнала или игровая ситуация  побуждают ребенка изменить скорость  движения. В этот момент у ребенка  формируется двигательная реакция  на направление и скорость  движущегося игрока с учетом  расстояния и времени его приближения.  Развитие быстроты влияет на  подвижность нервных процессов,  формирование пространственных, временных  и глазомерных оценок, позволяет  ребенку ориентироваться в изменяющихся  условиях окружающей обстановки.

 

Развитие силы

 Это психофизическое  качество необходимо для преодоления  внешнего сопротивления или противодействия  ему путем мышечных усилий. Развитие  силы обеспечивает не только  преодоление внешнего сопротивления,  но и придает ускорение массе  тела и различным применяемым  снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).

 От развития силы  зависит в значительной степени  развитие других психофизических  качеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

 Проявление физической  силы обусловливается интенсивностью  и концентрированием нервных  процессов, регулирующих деятельность  мышечного аппарата.

 При воспитании ребенка  дошкольного возраста учитываются  возрастные особенности его организма:  незавершенность развития нервной  системы, преобладание тонуса  мышц-сгибателей, слабость мышц.

 Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы.

 

Воспитание выносливости

 Р. Е. Мотылянская, обобщая различные мнения на этот счет, дает следующее, наиболее полное, определение: «Выносливость — это способность организма совершать продолжительную мышечную работу мощностью от 60 до 80—90% от максимальной (в зависимости от характера двигательной деятельности и физической подготовленности) благодаря преодолению трудностей, возникающих в связи со сдвигами во внутренней среде организма при напряженной мышечной работе». Применительно к детям выносливость рассматривается, как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент. Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию.

  Выносливость как  способность к длительной мышечной  работе небольшой интенсивности  позволяет укрепить организм  ребенка и в первую очередь  сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию.

Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как  физической, так и умственной), что  особенно важно в плане подготовки детей к школе. В исследованиях  Т. С.Яковлевой и других ученых указывается, что работоспособность можно  рассматривать как один из важных показателей общей готовности ребенка  к школьному обучению, развивать  ее необходимо на протяжении всего  дошкольного возраста. Ведь детям  нужна устойчивая работоспособность  в разных видах деятельности: на занятиях, в труде и т.д. Исследователями  поднимается вопрос обеспечения  «...оптимального развития работоспособности  на каждом возрастном этапе наряду с предупреждением переутомления  нервной системы ребенка, сохранением  и укреплением его здоровья» 

Характерная черта дошкольного  возраста — интенсивный рост ребенка. С этим связаны значительные перестройки  не только органов и систем, но и  техники основных движений, что отражается на развитии психофизических качеств. Это происходит вследствие того, что  вместе с увеличением длины тела и конечностей изменяются биомеханические  структуры ходьбы, бега, прыжков, метания, плавания, других движений. В первую очередь нарушаются координационные  механизмы (согласованность и соразмерность  движений, которые становятся неэкономичными), препятствующие проявлению и развитию выносливости. Постепенно вырабатывается новая координация, налаживается биомеханика  движений, в конечном счете это улучшает технику выполнения упражнений, способствует положительным сдвигам в развитии психофизических качеств.

 

Развитие гибкости

Гибкость — это способность  выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое  качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека.

 Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.

 Травмы зачастую являются  результатом недостаточного развития  гибкости. Часто мы говорим о  гибкости как о первостепенном  по значимости качестве, влияющем  на характер и результат определенной  деятельности. Во многих видах  деятельности гибкость выступает  залогом успеха. Она позволяет  быстрее и лучше овладеть рациональной  техникой выполнения движений, экономнее  использовать силу, быстроту и  другие физические качества и  на этой основе достичь наилучших  практических результатов.

 Особое значение гибкость  приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается  на лыжах, велосипеде, гибкость  облегчает его усилия, бережет  его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.

 

Развитие ловкости

 Ловкость — способность  быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность  в соответствии с требованиями  внезапно меняющейся обстановки.

К показателям ловкости относят  следующие факторы: способность  быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение  ситуации, например, в подвижных  играх координированно выполнять двигательные действия. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения.

Ловкость — это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования  двигательного опыта.

 Поскольку психофизические  качества формируются у ребенка  комплексно, развитие одного из  качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил: помоги, но не навреди; заинтересуй, но не настаивай; каждый ребенок индивидуален.

 

    1. Нетрадиционные формы закаливания

 

  Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является.

    Стабильность условий внешней среды — постоянная температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К  сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является  главным проявлением родительской любви. Это приводит к тому, что физические факторы — движущийся воздух – «сквозняк», или температура в комнате +17°С становятся источником повышенной опасности. Несомненно, что тренировать способность организма адаптироваться к условиям окружающей среды стоит и дальше. Необходимо организовать уход, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур, как воздуха, так и воды, использовать все возможности для контакта с естественными факторами природы. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и повышают эффективность закаливающих процедур. Контрастные процедуры   не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению. При их проведении существенно улучшается кровоток в носоглоточной области.

Нетрадиционные методики закаливания

 

1. Методика контрастного  воздушного закаливания предусматривает  выполнение основных методических  принципов проведения физкультурных  занятий с детьми дошкольного  возраста.

  В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе.

 Затем по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах и майках, отправляются в специально оборудованный спортивный зал (теплый) со спортивными снарядами, применяемыми для развития и укрепления свода стоп, затем перебегают в  «холодный» музыкальный зал.

  Инвентарь в спортивном зале располагается так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. Характер пребывания в «теплом» помещении отличается от пребывания в «холодном» более спокойным темпом. В прохладном помещении предлагаются разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением, разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие координационных возможностей, различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве. В заключение – несколько упражнений на восстановление дыхания.

  После активных движений дети отправляются обратно в группу, где проходит обширное умывание лица, рук до плеч, в старших группах – обтирание груди. Затем тело необходимо растереть полотенцем до легкого покраснения.

 При проведении контрастного  воздушного закаливания соблюдается  принцип постепенности увеличения  дозы холодового воздействия. Разница температуры в двух помещениях, составляя вначале в «теплом» – +23-+26oС, а в «холодном» – на 3-5oС ниже. Она увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 8-10oС за счет снижения температуры в «холодной» комнате. Обязательно учитывается общее состояние здоровья детей. Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживается с помощью батарей центрального отопления, в «холодном» понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.

  Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующей повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль, первостепенное же значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения.

Информация о работе Самостоятельная работа по «Детская литература с практикой по ВЧ»