В период после перенесенного
острого респираторного заболевания
одежда детей при проведении
воздушно-контрастного закаливания
индивидуально щадящая (носки,
майки), а продолжительность процедуры
в первые 5-7 дней сокращается вдвое.
2. Хождение босиком также
относится к нетрадиционным методам
закаливания, который является также
хорошим средством укрепления сводов
стопы и ее связок. Так как хождение босиком
является средством закаливания, необходимо
руководствоваться принципами постепенности
и систематичности.
Начинают хождение
босиком при температуре пола
не ниже +18 градусов. Вначале это
осуществляется в носках в
течение 4-5 дней, затем полностью
босиком по 3-4 минуты, увеличивая
ежедневно время процедуры на
1 минуту и постепенно доводя
ее до 15-20 минут. Хождение босиком
рекомендуется во всех возрастных
группах. Дети старших групп
проводят босиком утреннюю зарядку
(в помещениях), физкультурные занятия,
подвижные игры. Детям, которые
легко простужаются и часто
болеют, рекомендуется первоначально
ходить по полу в носках, а
уже затем босиком. Следующий
этап — хождение босиком по
земляному грунту во дворе,
в саду, на улице в течение
лета. Приступая к процедуре закаливания,
необходимо помнить, что горячий
песок или асфальт, снег, лед, острые
камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают
сильное возбуждающее воздействие, в то
время как теплый песок, мягкая трава,
дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают.
Главный смысл хождения
босиком заключается в закаливании кожи
стоп к влиянию пониженных температур,
которое осуществляется главным образом
действием низких температур пола, земли.).
3. Полоскание горла прохладной
водой со снижением ее температуры
является методом профилактики
заболеваний носоглотки. Дети старшего
дошкольного возраста умеют полоскать
горло и начинают эти процедуры
при температуре воды +36-37oС. Температура
воды снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится
до комнатной температуры.
Процедура такого закаливания
может включать себя игровые
составляющие, в результате чего
процесс оздоровления приобретает
более осмысленный и произвольный
характер.
Основные требования к
проведению закаливания.
Перерыв в закаливании
на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость
организма к простудным факторам.
Необходим тщательный учет индивидуальных
особенностей ребенка, его возраст,
возможности наличия у него повышенной
чувствительности к закаливающим мероприятиям.
Недопустимо проведение закаливания
при наличии у ребенка отрицательных
эмоциональных состояний (страха, беспокойства).
Закаливающие процедуры
стали органичной частью содержания
каждого физкультурного занятия.
Во время занятия дети принимают
воздушные ванны, ходят босиком
по различным дорожкам и т.п.
Но в любом случае физкультурные
занятия заканчиваются водными
процедурами. Дети обтираются
влажным полотенцем, обмывают под
краном лицо, верхнюю часть груди,
конечности. Важно смыть испарину,
которая обязательно выступит
на теле. Дело в том, что во
время активных движений через
кожные поры выбрасывается наружу
большое количество вредных для
организма веществ. Но через
несколько минут начинается процесс
обратного всасывания. Вот именно
поэтому и нужны водные процедуры,
чтобы не дать вредным веществам
«вернуться» в организм ребенка.
При формировании системы
закаливания необходимо учитывать
состояние здоровья, возраст, климатические
условия, развитие подкожно-жировой
клетчатки, тип нервной системы,
степень закалённости ребенка.
Систематическое использование
закаливающих процедур во все времена
года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную
пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает
большую устойчивость кожной поверхности
к длительному воздействию холода, а регуляция
теплоотдачи способствует поддержанию
температуры внутренней среды на постоянном
уровне. При прекращении закаливающих
воздействий условные рефлексы угасают.
Тренирующий эффект закаливающей нагрузки
достигается за несколько месяцев (2-3),
а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников
через 5-7 дней.
Подчиняясь этому правилу,
нельзя отменять закаливание
даже в случае легких заболеваний
детей – следует уменьшать
нагрузку или интенсивность раздражителя.
Специфичность процессов
адаптации обуславливает необходимость
соблюдать принцип разнообразия
или комплексности средств закаливания.
Подразумевается использование
разновидности действия одного
и того же фактора. Например
– полоскание водой горла –
местное закаливание и обливание
водой стоп приводит рефлекторно
к снижению чувствительности
носоглотки к холоду.
Полиградационность, т.е. необходимость
тренировок к сильным и слабым, быстрым
и замедленным, а также средним по силе
и времени охлаждениям. Поэтому лучше
сочетать местные и общие закаливающие
процедуры, когда достигается оптимальная
устойчивость организма к холоду.
Нарушение этих правил
приводит к отсутствию положительного
эффекта от закаливания.
- Физическая культура как часть общечеловеческой культуры
Физическая культура
– органическая часть общечеловеческой
культуры, её особая самостоятельная
область. Вместе с тем - это
специфический процесс и результат
человеческой деятельности, средство
и способ физического совершенствования
личности. Физическая культура воздействует
на жизненно важные стороны
индивида, полученные в виде задатков,
которые передаются генетически
и развиваются в процессе жизни
под влиянием воспитания, деятельности
и окружающей среды. Физическая
культура удовлетворяет социальные
потребности в общении, игре, развлечении,
в некоторых формах самовыражения
личности через социально активную
полезную деятельность.
В своей основе
физическая культура имеет целесообразную
двигательную деятельность в
форме физических упражнений, позволяющих
эффективно формировать необходимые
умения и навыки, физические способности,
оптимизировать состояние здоровья
и работоспособность.
Результатом деятельности
в физической культуре является
физическая подготовленность и
степень совершенства двигательных
умений и навыков, высокий уровень
развития жизненных сил, спортивные
достижения, нравственное, эстетическое,
интеллектуальное развитие.
Физическую культуру
следует рассматривать как особый
род культурной деятельности, результаты
которой полезны для общества
и личности. В социальной жизни
в системе образования, воспитания,
в сфере организации труда,
повседневного быта, здорового отдыха
физическая культура проявляет
свое воспитательное, образовательное,
оздоровительное, экономическое
и
общекультурное значение,
способствует возникновению такого
социального течения, как физкультурное
движение, т.е. совместная деятельность
людей по использованию, распространению
и приумножению ценностей физической
культуры.
Физическая культура
прямо и опосредованно охватывает
такие свойства и ориентации
личности, которые позволяют ей
развиваться в единстве с культурой
общества, достигать гармонии знаний
и творческого действия, чувств
и общения, физического и духовного,
разрешать противоречия между
природой и производством, трудом
и отдыхом, физическим и духовным.
Достижение личностью такой гармонии
обеспечивает ей социальную устойчивость,
продуктивную включенность в
жизнь и труд, создает ей психический
комфорт.
Владея и активно
используя разнообразные физические
упражнения, человек улучшает свое
физическое состояние и подготовленность,
физически совершенствуется. Физическое
совершенство отражает такую
степень физических возможностей
личности, её пластической свободы,
которые позволяют ей наиболее полно
реализовать свои сущностные силы, успешно
принимать участие в необходимых обществу
и желательных для неё видах социально-трудовой
деятельности, усиливают её адаптивные
возможности и рост на этой основе социальной
отдачи. Степень физического совершенства
определяется тем, насколько прочную основу
оно представляет для дальнейшего развития,
в какой мере оно «открыто» новым качественным
изменениям и создает условия для перевода
личности в иное, более совершенное качество.
Физическое совершенствование
правомерно рассматривать как динамическое
состояние, характеризующее стремление
личности к целостному развитию посредством
избранного вида спорта или физкультурно-спортивной
деятельности.
Тем самым обеспечивается выбор средств,
наиболее полно соответствующий её морфофункциональным
и социально-психологическим особенностям,
раскрытию и развитию с её индивидуальности.
Вот почему физическое совершенство является
не просто желаемым качеством будущего
специалиста, а необходимым элементом
его личностной структуры.
Физическая культура
личности – вид культуры личности,
результат реализации социальной
программы физического развития,
выступающей как средство и
способ выполнения человеком
социальных обязанностей.
Физическая культура
личности проявляет себя в
трех основных направлениях. Во-первых,
определяет способность к саморазвитию,
отражает направленность личности
«на себя», что обусловлено
её социальным и духовным опытом,
обеспечивает её стремление к
творчеству, «самостроительству», самосовершенствованию.
Во-вторых, физическая культура – основа
самодеятельного, инициативного самовыражения
будущего специалиста, проявление творчества
в использовании средств физической культуры,
направленных на предмет и процесс его
профессионального труда. В-третьих, она
отражает творчество личности, направленное
на отношения, возникающие в процессе
физкультурно-спортивной, общественной
и профессиональной деятельности, т.е.
«на других». Чем богаче и шире круг связей
личности в этой деятельности, тем богаче
становится пространство её субъективных
проявлений.
Профессиональная направленность
физической культуры личности
– это основа, объединяющая все
остальные её компоненты. Критериями,
по которым можно судить сформированности
физической культуры личности, выступают
объективные и субъективные показатели.
Опираясь на них, можно выявить существенные
свойства и меру проявления физической
культуры в деятельности, К ним относятся:
степень сформированности
потребности в физической культуре и способы
её удовлетворения;
интенсивность участия
в физкультурно-спортивной деятельности
(затрачиваемое время, регулярность);
характер сложности
и творческий уровень этой
деятельности;
выраженность эмоционально-волевых
и нравственных проявлений личности в
физкультурно-спортивной деятельности
(самостоятельность, настойчивость, целеустремленность,
самообладание, коллективизм, патриотизм,
трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);
степень удовлетворенности
и отношение к выполняемой
деятельности;
проявление самодеятельности,
самоорганизации, самообразования,
самовоспитания и самосовершенствования
в физической культуре;
уровень физического
совершенства и отношение к
нему;
владение средствами,
методами, умениями и навыками, необходимыми
для физического совершенствования;
системность, глубина
и гибкость усвоения научно-практических
знаний по физической культуре
для творческого использования
в практике физкультурно-спортивной
деятельности;
широта диапазона и
регулярность использования знаний,
умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной
деятельности в организации здорового
стиля жизни, в учебной и
профессиональной деятельности.
Таким образом, о
сформированности физической культуры
личности можно судить по тому, как и в
какой конкретной форме, проявляются личностные
отношения к физической культуре, её ценностям.
Сложная система потребностей личности,
её способностей предстает здесь как мера
освоения физической культуры общества
и мера творческого самовыражения в ней.
4. Дыхательная
гимнастика
Этот вид закаливания укрепляет
весь дыхательный тракт. Суть же его заключается
в выполнении комплекса игровых упражнений
с носом. Рекомендуется для детей младшего
возраста, но может быть использован и
в работе со старшими детьми. Проводится
2-3 раза в день.
Каждый ребёнок берёт носовой
платок или салфетку и тщательно очищает
свой нос самостоятельно или с помощью
взрослого.
«Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям
крепко закрыть рот, чтобы он не мешал
гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить
выключить дыхание ртом, поджав кончик
языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях
вдох и выдох выполняет,через нос.