Современное состояние физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:55, реферат

Краткое описание

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепция развития физической культуры и спорта в российской федерации………………………………………………………………………….6
1.1 Цели и задачи концепции…………………………………………………..7
1.2 Основные принципы реализации концепции………………………….10
2. Основные направления деятельности по развитию физической культуры и спорта……………………………………………………………………………12
3. Механизм реализации программы по развитию физической культуры и спорта……………………………………………………………………………22
4. Современное состояние физической культуры и спорта в российской федерации……………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………….……..45

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗРА.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

 

· на молодежный и детско-юношеский  спорт - 50%;

 

· на физкультурно-оздоровительную  работу - 25%;

 

· на спорт высших достижений (олимпийский и параолимпийский) - 25%

 

Совершенствование законодательства в области физической культуры и  спорта должно способствовать тому, чтобы  в рыночных условиях отрасль финансировалась  не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных, особенно для  поддержания спорта высших достижений (олимпийского и профессионального).

 

Законодательством должно предусматриваться  создание благоприятных условий  в первую очередь для:

 

- организаций, реализующих  программы, направленные на развитие  физической культуры и спорта  среди детей, инвалидов, сирот  и способствующие формированию  здорового образа жизни;

 

- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на  подготовку спортивного резерва  и сборной команды России к  участию в Олимпийских и Параолимпийских  играх.

 

Кроме того, необходима законодательная  проработка вопросов, связанных:

 

- с борьбой против использования  спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением безопасности и  правопорядка на спортивных соревнованиях,  исключающих возможность хулиганского  поведения болельщиков во время  спортивных соревнований, проявления  жестокости и насилия, а также  других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние  на личность и общество;

 

- с принятием правовых  решений по проблемам массового  оттока российских спортсменов,  особенно молодых, и специалистов  за пределы Российской Федерации.

 

Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и  спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне.

 

Важным направлением в  деятельности по развитию физической культуры и спорта является совершенствование  управления и организации физической культуры и спорта в стране с целью  их стабилизации и оптимизации.

 

Требуется поиск новых  организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной  системы организации физкультурно-оздоровительной  и спортивно-массовой работы среди  населения, в том числе сельского, обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и  дальнейшее распространение его  по всей стране.

 

Государственным органам  исполнительной власти, и в первую очередь местным, совместно с  работниками физической культуры и  спорта необходимо акцентировать внимание на том, как решаются вопросы:

 

- финансирования детских  спортивных клубов по месту  жительства, детских массовых соревнований, в том числе и традиционных  типа "Золотая шайба", "Кожаный  мяч" и др., а также мероприятий  по проверке физической подготовленности  и физического развития детей  и учащейся молодежи;

 

- укрепления нормативной  и финансовой базы спортивных  школ всех типов и видов,  а также материального стимулирования  труда детских тренеров, педагогов  и специалистов;

 

- совершенствования системы  страхования в спорте;

 

- подготовки специалистов  по вопросам менеджмента, дошкольного  физического воспитания, пропаганды  физической культуры, спорта и  здорового образа жизни.

 

Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить гармоничное сочетание  государственного и общественного  управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам спорта и физкультурно-спортивных объединений в развитии видов спорта.

 

Большое значение в решении  вопросов развития физической культуры и спорта, формировании у населения  устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижении нашими спортсменами побед  на Олимпийских играх имеют качество профессиональной подготовки специалистов и уровень развития научных исследований.

 

В связи с этим необходимо:

 

- обеспечить подготовку  специалистов высокой квалификации  применительно к основным видам  их будущей профессиональной  деятельности;

 

- создать в учебных  учреждениях высшего физкультурного  образования кафедры и факультеты  по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной  работы с дошкольниками, детьми  младшего и среднего школьного  возраста, с учащимися специальных  медицинских групп, людьми, имеющими  хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;

 

- обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование  деятельности общественных организаторов  и тренеров (волонтеров) по физической  культуре, оказывать им постоянную  помощь в работе;

 

- разработать и внедрить  систему сертификации работников  сферы физической культуры и  спорта, предусматривающую систематическое  обязательное повышение их квалификации  с последующей аттестацией.

 

Преобразование среднего и высшего профессионального  образования в области физической культуры должно осуществляться как  по традиционному пути, т.е. включением известных специальностей, имеющихся  в соответствующем классификаторе направлений и специальностей высшей школы, так и созданием новых специальностей, вытекающих из направления физической культуры, а также новых междисциплинарных специальностей.

 

Организация научных исследований в области физической культуры и  спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта и внедрение  результатов научных исследований в практику физкультурно-спортивного  движения.

 

Приоритетными направлениями  развития науки в области физической культуры и спорта являются:

 

- разработка теоретико-методологических  основ формирования физической  культуры личности и здорового  образа жизни;

 

- научно-методическое обоснование  и обеспечение подготовки спортсменов  высокой квалификации и спортивного  резерва;

 

- организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение  сферы физической культуры, спорта  и спортивного туризма;

 

- теоретические и методические  основы развития и совершенствования  системы подготовки, повышения квалификации  и переподготовки кадров.

 

Одно из ключевых направлений  деятельности по развитию физической культуры и спорта - укрепление материально - технической спортивной базы. В  новых социально-экономических условиях строительство спортсооружений  и их реконструкция должны осуществляться за счет не только бюджетных средств  разного уровня, но и привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов.

 

Назрела необходимость эффективной  эксплуатации спортсооружений, принадлежащих  различным ведомствам и не используемых по прямому назначению, а также  осуществления мер по стимулированию рынка физкультурно-спортивных услуг, созданию индустрии спортивных товаров  и оборудования.

 

Государственная поддержка  развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим образом:

 

· целенаправленным финансированием  из бюджетов всех уровней по трем основным формам:

 

· безвозмездное субсидирование (гранты);

 

· предоставление льготных займов и кредитов;

 

· заключение контрактов на разработку продукции спортивной промышленности и подготовку спортсменов высокого класса;

 

· привлечением частного капитала к финансированию деятельности и  развитию физической культуры и спорта;

 

· комплексом мер по созданию в отрасли "физическая культура и  спорт" чисто рыночных структур (там, где это вообще возможно).

 

С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта, такие, как отчисления от лотерей, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т.д.

 

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой  и спортом, из всего комплекса  мер, направленных на развитие физической культуры среди населения, настоящая  Концепция предусматривает в  качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.

 

В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной  информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящийся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

 

Действенная пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительно-образовательная  деятельность, оптимальная система  управления отраслью при адекватной правовой и материально-технической  базе будут способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих  здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потреблении алкоголя, сигарет, сокращении правонарушений, особенно молодежью, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании  и самообразовании человека, повышении  его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Механизм реализации программы  по развитию физической культуры  и спорта

 

 

Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детстве, именно на этот этап в ближайшие годы необходимо обратить первостепенное внимание.

 

В связи с этим основные усилия должны быть направлены на:

 

- повышение ответственности  родителей за здоровье детей;

 

- совершенствование программно-методического  и организационного обеспечения  физического воспитания среди  дошкольников;

 

- создание индустрии недорогих,  но практичных и гигиеничных  товаров и тренажеров для занятий  физической культурой дошкольников;

 

- массовое издание популярной  литературы, видеокассет и компьютерных  программ;

 

- создание при дошкольных  учреждениях комплексных физкультурно-спортивных  центров, включающих спортивный  зал, бассейн, плоскостные сооружения, позволяющие обеспечить объем двигательной активности дошкольников не менее 6-8 ч в неделю.

 

Исходя из того что физическая культура является основой воспитания и образования ребенка, она должна быть включена в базисный учебный  план образовательных учреждений как  федеральный компонент.

 

Механизм реализации физического  воспитания и образования должен осуществляться через:

 

1. урочные формы занятий  по предмету "физическая культура" (физическое воспитание);

 

2. дополнительные занятия  физическими упражнениями и спортом;

 

3. занятия физической  культурой, ориентированное физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

 

4. физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме дня;

 

5. внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия);

 

6. спортивно-массовые и  физкультурно-оздоровительные мероприятия.

 

Следует развивать систему  мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп  населения, в первую очередь детей  и учащейся молодежи. Результаты мониторинга  дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового  образа жизни, улучшение физической подготовки допризывной и призывной  молодежи.

 

В целях решения проблем  вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить и на проведение детьми досуга совместно  с родителями. Концепция активного  семейного отдыха должна быть признана приоритетной на уровне как пропаганды, так и организации досуга. Для этого необходимо реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов России. В эти зоны отдыха должны входить сеть региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, стадионы, туристско-оздоровительные комплексы). К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения.

Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта