Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:49, реферат
Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Известно, что ни прикладная, ни даже спортивная сторона ушу, каратэдо, таэквондо и пр. не существует на Востоке изолированно.
Введенный Бодхидхармой или его преемниками комплекс ушу назывался "Восемнадцать движений рук архатов" (архат - земной полубог), поскольку именно в этих исходных положениях были запечатлены в скульптуре и фресках Индии канонические изображения древних индийцев буддийского пантеона (храма). По преданию, Бодхидхарма ввел и специфическую разминочную гимнастику, изложив ее суть в трактате "Перемены в мышцах и сухожилиях". Она также включала в себя 18 основных упражнений и была рассчитана исключительно на повышение общего жизненного тонуса монахов.
Дамо (так китайцы называли Бодхидхарму, так как по-китайски вторая часть его имени - "дхарма" звучит как "дамо" - путь, закон), кроме названного приписывают сочинение еще одного важного трактата - "Трактата о мозге костей". Вообще, в Китае существует традиция - связывать великие свершения и открытия с легендарными героями древности.
Отличия монастырской системы самообороны от светской были продиктованы рядом обстоятельств. Воины (а искусство кулачного боя уже с эпохи Хань (II в. н.э.) в упрощенных формах практиковалось в семьях потомственных военных) пользовались мечом, пикой, секирой, клевцом, шестопером и др. В бою ставка делалась главным образом на владение оружием. Физические действия без оружия использовались лишь в самом крайнем случае. Между тем монахам волей-неволей приходилось рассчитывать только на физические возможности да силу молитвы. Уставом буддийской общины монахам разрешалось иметь в личном распоряжении 18 (комплекс ушу, как вы уже знаете, также состоял из 18 приемов!) предметов, в том числе плошку для подаяния, четки, трут и прочие совершенно непригодные для боевых действий вещи. Были в том списке также посох и нож, которые, конечно, разрешалось пускать в ход при самозащите, преимущество перед мирянином могли дать только виртуозное владение своим телом, быстрая реакция, четкая постановка удара и блока. Лишь спустя столетия в практику монастырского ушу вошла отработка приемов с различными видами оружия.
Принципы военной подготовки монахов основывались на результатах предельных по трудности упражнений, позволявших надеяться, что боец всегда сумеет отразить действия противника и нанести смертельный ответный удар. Школе Шаолиня в отличие от светского ушу были свойственны прежде всего жесткость и прямолинейность движений в сочетании с предельной резкостью. В Шаолине поощрялась практика ближнего боя, причем наряду с ударами отрабатывались и различные виды захватов кисти руки с последующим воздействием на болевые точки. В борьбе с сильным противником большего веса умело захваченный мизинец мог скорее принести победу, чем несколько серий ударов руками и ногами. Впоследствии в рамках монастырской школы был разработан целый комплекс приемов по захватам руки.
На протяжении VI - IX вв., пока обитатели Шаолиня удерживали в тайне наиболее существенные элементы своего искусства, монастырская система самообороны успешно развивалась. В основе совершенствования были наблюдения за повадками животных. Например, удары руками наносились не только кулаком, но и пальцами в положении птичьей лапы - ими резко сжимались участки кожи (особенно в области лица). Эта техника возникла в Шаолине и получила название "Орлиные когти" по аналогии с манерой орла нападать на свою жертву, вонзая в нее когти и разрывая тело.
Первые патриархи Шаолиня разработали монастырский устав, который неукоснительно соблюдался. Монахи вставали в 5 ч утра и в любое время года проводили 2 ч в медитации на открытом воздухе. Несколько наставников с бамбуковыми палками ходили между рядами монахов и ударами по плечу будили нерадивых, начинавших дремать. Вслед за медитацией шло выполнение гимнастических упражнений. Большое внимание уделялось водным процедурам и массажу. То и другое производилось в специальных павильонах.
После легкого завтрака несколько часов отводилось теоретическим занятиям.
Рукопашный бой, занимавший важное место в жизни обитателей Шаолиня, рассматривался как продолжение религиозной практики, своего рода активная медитация, ведущая к "прозрению".
Занятия ушу проходили во внутреннем дворе монастыря либо под огромным навесом, прикрывавшим место занятий от дождя. Вся братия выстраивалась рядами в определенном порядке, соответствовавшем семи рангам старшинства. Перед строем становился главный наставник воинских искусств, а рядом с ним четыре помощника (шифу). Ученики и учителя склонялись в ритуальном поклоне. После этого приступали к повторению знакомых приемов и разучиванию новых.
В полдень шли обедать в трапезную. В рационе преобладали рис, соя, кунжут, овощи, а также всевозможные полезные коренья и травы. Считалось, что вегетарианская диета не только позволяет свято соблюдать заповеди Будды, но и способствует очищению организма от различных шлаков, созданию идеального "сосуда" для циркуляции биоэнергии.
После короткого отдыха занятия ушу продолжались, но теперь вся братия разделялась на группы: новичков, опоясанных символической толстой веревкой (вервием) - характерным атрибутом шаолиньского монаха, и старых мастеров. Новички осваивали базисные стойки и приемы, затрачивая порой месяцы и даже годы на отработку одного-единственного движения. Лишь спустя три года они допускались к работе с партнером в свободном спарринге.
"Опоясанные вервием" (новички) занимались по четыре человека под руководством "старших братьев" - опытных наставников шифу. Они разучивали сложные комбинации приемов, применяя в схватке различные способы нападения и защиты. Старые мастера совершенствовали свое мастерство под присмотром главного наставника. Для них объектом изучения были "точечные касания" (болевые приемы), секретные методы дыхания и контроль жизненной энергии.
Под вечер группы вновь объединялись, чтобы продемонстрировать друг другу и "старшим братьям" свои умения. Ежедневная оценка освоенных движений позволяла наставникам судить об успехах или о неудачах каждого монаха. При этом излишняя самоуверенность и бахвальство жестоко карались: вызвав хвастуна, наставник перед строем легко доказывал ему кулаком несовершенство его познаний. Личный пример при обучении ушу был в основе обучения. Учитель же, потерпев поражение в схватке с учеником, хотя и сохранял свой престиж, но по отношению к данному ученику уже не мог считаться учителем. Традиции и этика Шаолиня предписывали мастеру до глубокой старости оставаться в форме и уметь противопоставить свое мастерство азарту молодежи. В истории монастыря как символ активного долголетия и непревзойденного мастерства осталось имя патриарха Линь Во. Почтенный старец сумел одолеть в поединке 30 шифу подряд, не получив ни единого удара.
Поскольку схватки проводились в полную силу, без всяких скидок на "учебный" характер занятий, монахи часто получали тяжелые травмы и должны были сами лечить поверженных собратьев. Помимо традиционного канона они владели секретными приемами реанимации, в основе которых была система "точечного касания". Как и способы поражения ударами в уязвимые точки на теле, эти способы лечения держались в глубокой тайне, порождая в народе легенды о сверхъестественных способностях шаолиньских лекарей. Сейчас эти места на теле человека называют биологически активными точками (БАТ).
Необыкновенные способности воспитанников Шаолиня были продемонстрированы в настоящих боевых действиях. Основатель династии Тан (618 - 907) император Гао-цзу, прослышав о мастерах Шаолиня, обратился к настоятелю с просьбой предоставить отряд монахов в распоряжение действующей армии. Такой отряд был сформирован. Появляясь на самых опасных участках, монахи вклинивались в ряды неприятеля и прокладывали путь главным силам. Вооруженные лишь тяжелыми деревянными или железными посохами, дружинники Шаолиня были непобедимы в рукопашном бою. Сплоченность, мужество и презрение к смерти преумножали их силы. После воцарения новой династии слава о школе воинских искусств Шаолиня гремела по всему Китаю. Но секреты монастырского ушу по-прежнему оставались достоянием избранных. Составленный тогда трактат по искусству кулачного боя "Цюань-цзин" тщательно хранился внутри монастыря. К сожалению, этот уникальный труд сгорел во время пожара.
Конец IX - начало X в. были тяжелым временем для буддизма в Китае. Подавляя народные волнения, правительство обрушило удар и на буддийское духовенство, считавшееся одним из источников смуты. Было разрушено и сожжено 4,5 тыс. больших буддийских монастырей и около 40 тыс. других храмов. Не избежал этой трагической участи и Шаолинь со всеми своими филиалами. Монахи, изгнанные из обители, вынуждены были искать убежища среди мирян. Опасаясь преследования, многие сменили монашеское одеяние на крестьянское платье. Гонения на буддизм вскоре прекратились, но Шаолинь уже не был прежней академией воинских искусств. Выйдя за стены монастыря, ушу все глубже проникает в народную среду, приобретая новый, светский, характер.
Монгольское владычество в Китае в XIII - XIV вв. послужило косвенной причиной оживления деятельности мастеров ушу. Строгий запрет на ношение оружия выдвинул на передний план искусство цюань-шу (цюань - кулак). Возникали новые школы, многие из них были на нелегальном положении.
Предание гласит, что с помощью шаолиньских монахов был освобожден от монголов Пекин, завоеватели были изгнаны в северные степи, за Великую стену.
В начале XV в. монастырю вновь были пожалованы деньги и земельные угодья. Влияние монахов при дворе заметно возросло. Но многие шифу предпочитали из гуманных соображений не раскрывать тайны ушу. Один из мастеров, например, завещал выбить на своем надгробии следующие слова: "Дети мои, здесь погребено всеобъемлющее Учение. Сокрытая здесь мудрость - это богатство, которое никогда не увидит света дня. Молчание было необходимо, чтобы уберечь Учение от неразумных, - иначе могилу эту нельзя было бы назвать могилой мудрости". Оставшиеся немногие хранители секретов Шаолиня не были сторонниками раскрытия секретов школы. Во-первых, шифу запрещалось обучать лиц, не являющихся буддийскими монахами или хотя бы послушниками. Во-вторых, они опасались жестокой конкуренции, так как в миру уже было немало мастеров, способных успешно соперничать с питомцами Шаолиня. Наконец, учитывая всеобщее падение нравов в хаосе антимонгольской борьбы и междоусобиц, можно было предположить, что из вчерашнего ученика может выйти обыкновенный разбойник с большой дороги. В конце концов, шаолиньская школа оказалась перед выбором: превратиться в некое наследие прошлого, лишенное какой-либо практической ценности, или идти по пути радикального обновления. Ведь замкнутость - противник прогресса.
История возрождения ушу в Шаолине связана с именем Цзяо Юаня (конец XV в.). Им были разработаны 72 приема захвата рук. Основанные на хорошем знании анатомии и законов биомеханики, приемы Дзяо Юаня были рассчитаны на воздействие на болевые точки в суставных соединениях. Он также хорошо знал, что Китай буквально наводнен специалистами ушу самых разных школ, у которых есть чему поучиться. Покинув стены Шаолиня, Цзяо Юань отправился странствовать по Китаю, надеясь пополнить знания об ушу. Поиски закончились тем, что три крупнейших мастера - Цзяо Юань, Ли Чэн и Бай Юйфэн - впервые в истории китайского ушу объединили усилия по его совершенствованию. Старец Ли владел тайной "медленной смерти", страшным и разрушительным оружием - искусством "эффективного касания", поражения уязвимых точек, а также искусством реанимации и точечного массажа. Бай Юйфэн предложил обновить и усовершенствовать традиционные "звериные" стили и способы ведения боя - стили "Тигра", "Дракона", "Леопарда", "Змеи", "Журавля". Так был разработан новый комплекс из 170 приемов шаолиньского ушу.
Возрождение Шаолиня имело и моральную сторону. Моральный кодекс шаолиньского монаха содержал знаменитые "Десять заповедей Цзяо Юаня", большинство из которых украшают стены современных спортивных залов и первые страницы пособий по ушу:
В эпоху Мин, наступившую после изгнания монголов (XIV - XVII вв.), в Шаолине комплекс из 170 приемов Цзяо Юаня существенно усовершенствовался. В это время по всей территории Китая возникает немало школ, течений, направлений и стилей ушу. Морские торговые пути способствовали в конце XV в. проникновению ушу в другие страны. Отдельные монахи нередко покидали монастырь и разбредались по разным городам и весям. Одним из таких отходников был Чэнь Юаньбин, который в 1558 г. прибыл в Японию и обосновался в одном из монастырей. Там он обучал многих молодых самураев, положив начало одной из популярных школ - дзю-дзюцу (джиу-джитсу).
В период 1644 - 1723 гг. Китай подвергся нашествию маньчжуров. В течение многих лет монастырю удавалось сохранить видимость лояльности к маньчжурским властям, оставаясь одновременно центром заговорщиков. Конспиративная антиманьчжурская деятельность Шаолиньского монастыря закончилась тем, что огромный отряд правительственных войск взял штурмом упорно сопротивлявшуюся крепость и учинил среди ее защитников кровавую резню. 128 монахов-рыцарей погибли на поле брани. Лишь пятерым удалось скрыться. Вскоре, в 1723 г., хэнаньский Шаолинь был восстановлен. Новые обитатели поддерживали традиции монастыря, однако от антиманьчжурской борьбы решительно отказались.
Информация о работе Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока