Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:49, реферат

Краткое описание

Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Известно, что ни прикладная, ни даже спортивная сторона ушу, каратэдо, таэквондо и пр. не существует на Востоке изолированно.

Вложенные файлы: 1 файл

Многие восточные единоборства.docx

— 71.62 Кб (Скачать файл)

Практика духовного и военного обучения монахов в Шаолине в XVII - начале XX в. была характерна следующим. Долгие часы медитации, философские беседы и упорные практические занятия ушу были основными видами воспитания обитателей. Тренировки уже включали упражнения, способствующие владению оружием. К ним приступали те члены братии, которые прошли базовый пятилетний курс цюань-шу и освоили основы цигун.

Сила ударов чаще всего отрабатывалась на мешках с рисом или песком. Для укрепления костей следовало наносить удары кулаком, ребром ладони вначале по песку, затем по гравию, по доскам, по скрученной лошадиной шкуре, по железному ведру с песком или водой, по металлической пластине и, наконец, по раскаленной плите. Такой способ подготовки назывался "железный кулак". Закалке подвергались не только те части тела, которые наносили удар, но и те, которые могли принимать удары противника. Например, мышцы живота разрабатывались до такой степени, что могли не просто принять удар, но и "втянуть" бьющую руку, зажав ее, словно в тисках. Подвижность в суставах доводилась до такой степени, что человек мог отразить удар в лицо, всего лишь приподняв и выдвинув вперед плечо. Тем же путем достигалось удлинение руки или ноги на несколько сантиметров при выполнении ударов. Известно, что некоторые мастера XX в. умели таким же образом увеличивать свой рост.

В Шаолине теория и практика ушу составляли неразрывное единство. Все свойства человеческого организма учитывались, проверялись практикой и составляли целостную систему, которая является основой всех современных школ "внешнего" стиля.

Многолетний психофизический тренинг в стенах Шаолиня был направлен на выработку пяти бойцовских качеств: повышенного состояния органов чувств и скорости двигательной реакции, прямоты и искренности, бесстрастности, ловкости и грациозности, способности к комбинированному мышлению. На очередных и "выпускных" экзаменах, которые сдавали монахи, проверялись и оценивались именно эти качества.

Первое подразумевало умение "чувствовать" противника в бою, воспринимать его психические импульсы и мгновенно на них реагировать. Для этого следовало как бы слиться с ним и раствориться в нем, полностью "перестроиться на его волну", буквально физически ощутить его сильные и слабые стороны. Существовали специальные упражнения на развитие такой "чувствительности" - от простых до невероятно сложных. К простым относились парные упражнения с контактом. Например, человек, сидя на плечах партнера, с закрытыми глазами улавливает импульсы перехода последнего из одной стойки в другую и сопровождает каждый переход соответствующим ударом или блоком. Более сложное упражнение: между разведенными большим и указательным пальцами партнер держал листок бумаги и неожиданно отпускал его. Следовало двумя пальцами схватить падающий листок. Это же проделывалось с палочкой или металлической пластинкой. Затем то же выполнялось с закрытыми глазами. Еще несколько упражнений... Два партнера становились друг против друга и поочередно с закрытыми глазами наносили удары так, чтобы они не достигали цели на несколько миллиметров. Защищающийся должен был по "биоэнергетической волне" определить, в какое место направлен удар и правильно среагировать на него. Постепенно упражнение усложнялось: увеличивалось количество атакующих, стоящих по кругу (до 8 человек), удары периодически достигали цели, и на них нужно было ставить блок либо уклониться. Выполнялись и упражнения с "темной комнатой". За дверью в темной комнате становился человек, иногда с палкой, который должен был нанести входящему удар. Задача входящего - предугадать направление удара и блокировать его либо уклониться от удара. Постепенно число нападающих доводилось до четырех, причем им разрешалось использовать оружие.

Прямота и искренность рассматривались как чисто моральные качества. Они вырабатывались годами психической закалки, испытаниями при перенесении боли, голода, жажды, унижений и оскорблений во время обучения в монастыре. Медитациями достигались спокойствие и непоколебимость духа.

Ловкость, грациозность и экономичность движений отрабатывались в тао - комплексах формальных упражнений.

Способность к комбинированному мышлению выявлялась в умении соединить физические действия с осмысленным анализом их выполнения. Например, умение представить стратегию и тактику предстоящего боя, когда действия противника мысленно "проигрываются" на много ходов вперед, как в игре в шахматы...

Подготовленность монахов в Шаолиньском монастыре проверялась системой промежуточных тестов и на "выпускных" экзаменах. По окончании срока обучения, длившегося в среднем 12 - 15 лет, претендент на звание шифу должен был предстать перед настоятелем и несколькими наиболее уважаемыми монахами. Сначала следовали вопросы по истории, теории и этике цюань-шу в тесной связи с учением Чань (религия или учение буддизма). Если собеседование проходило успешно, испытуемый допускался непосредственно к экзаменам.

Первым этапом испытаний была "Комната радости и грусти", где проверялись интеллектуальные способности, здравый смысл и самообладание. Делалось это так: члены комиссии поочередно рассказывали испытуемому смешные и грустные истории. Если он проявлял хоть какие-либо эмоции, результат испытания был обречен на провал.

Сумевший невозмутимо выслушать все смешные анекдоты и душераздирающие повествования имел право пройти в следующий зал - "Комнату могущества", где проверялись его физические возможности. Сила определялась подниманием над головой каменной гири весом приблизительно в 150 кг, требовалось натянуть огромный и тугой лук, пронести через зал две корзины с камнями весом по 200 кг каждая. Экзаменуемый должен был прямым ударом кулака разбить три кирпича, а ребром ладони или основанием кулака - от семи до десяти (сложенных, разумеется, стопкой) и примерно такое же количество - ребром стопы. Затем перед монахом ставился напоминающий гильотину аппарат, позади которого была укреплена мишень. Между гильотиной и мишенью горел огонь. Требовалось нанести удар по мишени и мгновенно отдернуть руку, так как удар приводил в действие нож. Если испытуемый не успевал убрать руку, то падающий нож втыкался в руку неудачника.

Успешно прошедшему "Комнату могущества" открывался допуск в "Комнату мрака" - темный коридор, где сразу же за дверью подстерегало падающее справа или слева бревно. Если "шестое чувство" не подводило монаха, он должен был, увернувшись от бревна, сесть посреди помещения и устремить взгляд на ступни скрещенных ног. В почти непроницаемой темноте в сидящего бросался нож. Ориентируясь по свисту рассекаемого воздуха и смутному блеску стали, следовало либо уклониться в сторону, либо блокировать нож рукой, либо перехватить его в воздухе. Последним испытанием в "Комнате мрака" было следующее: массивный деревянный брус на колесах с разгона влетал в темный коридор и мчался прямо на человека. Необходимо было или прижаться к стене, или перепрыгнуть через эту "смертельную коляску". В противном случае не исключался летальный исход.

Предварительные испытания заканчивались в "Комнате отмщения". Там экзаменующийся получал в свое распоряжение небольшую деревянную скамью, с помощью которой требовалось продержаться не менее 5 мин против десяти вооруженных палками монахов.

В монастырях более позднего периода, вплоть до 30-х гг. XX в., сдавший экзамены "выпускной сессии" считался вполне квалифицированным шифу. Однако в Шаолине в конце XVII в. выпускнику предстояло выполнить очень опасное дополнительное задание...

Предание гласит, что в одном из двух главных корпусов монастыря находилась галерея, оборудованная 108 человекообразными манекенами, - "Коридор смерти". Каждая из деревянных фигур была вооружена мечом, копьем, топором, молотом, дубиной и пр. В определенный момент манекен обрушивал на соответствующий квадрат коридора смертельный удар. Хитроумный пружинный механизм приводился в действие нажатием на половицы, причем очередность, направление и сила ударов зависели от веса испытуемого и ширины шага, т.е. начало "смертельных" действий манекена было практически непредсказуемым. Следует, правда, заметить, что ряд западных и японских мастеров единоборств сомневаются в технических возможностях китайцев в то время оснастить "Коридор смерти" так, как это описано в преданиях. В то же время многие считают существование подобных манекенов реальностью.

Итак, монах вступал в галерею, не будучи защищен ничем кроме веры и приобретенных за годы учения навыков. Чтобы пройти по галерее, он должен был голыми руками отразить направленные на него острия холодного оружия или увернуться от них, что было еще труднее: ведь неверный шаг приводил в действие новый манекен, а иногда сразу два или три. Пропущенный удар мог быть смертельным или грозил тяжким увечьем. Далеко не всем удавалось пройти этот путь. Миновав манекены, монах приближался к овальной двери, ведущей во двор. Здесь выход преграждало последнее препятствие - железная урна весом около 200 кг с раскаленными углями внутри. Урну следовало отодвинуть, нажав предплечьями на обе ее стороны, после чего на руках оставались выжженные изображения дракона и тигра - клеймо, а заодно и "диплом" Шаолиня.

В классической восточной литературе существует метафора: "битва дракона с тигром", означающая смертельную схватку. Клеймо Шаолиня символизировало, что монах преодолел этот жестокий поединок и победил. По преданию, выдержать последнее испытание удавалось одному из десяти.

Полный курс обучения в Шаолине проходили не все: одни умирали, другие погибали, третьи сходили с ума: изнурительные молитвы сменялись не менее тяжелыми хозяйственными работами, а занятия ушу проводились так, что выдержать их было под силу лишь отдельным монахам.

Ничто не тревожило размеренную жизнь монахов вплоть до 1928 г., когда монастырь неожиданно стал местом сражения двух противоборствующих в гражданской междоусобной войне сторон - гоминьдановских и революционных войск. Тогда монастырь был сожжен. Шаолинь горел более сорока дней. Шестнадцать храмов, бесчисленные сокровища, произведения искусства, священные реликвии обратились в пепел. В 1957 г. началась реконструкция Шаолиня. В 1980 г. на базе нового монастыря состоялся грандиозный чемпионат по национальным воинским искусствам с участием команды из Японии. Поселившиеся в монастыре 50 престарелых мастеров цюань-шу начали большую работу по возрождению исторического наследия Шаолиня.

Традиции ушу продолжали жить и в 30-е, и в 40-е гг. в небольших подпольных секциях, сектах и школах.

Вплоть до конца Второй мировой войны большинство легальных военно-спортивных обществ, секций и клубов ушу в Китае существовало под эгидой Центрального института национального бокса и физической культуры и Ассоциации китайского бокса. Рукопашному бою обучали также в армии, в полиции и, разумеется, в многочисленных незарегистрированных мелких школах.

К середине XX в. ушу представляло огромный конгломерат школ, стилей и направлений, не имеющих ни общей терминологии, ни единой методики преподавания. Многие стили попросту вымирали, так как уходили из жизни последние мастера, знавшие их. После образования в 1949 г. КНР правительством и Комитетом по физической культуре и спорту было принято решение об упорядочении системы ушу. Считалось, что сложные, предназначенные исключительно для посвященных, основанные на суеверных представлениях о существовании таинственных, сверхъестественных сил способы преподавания ушу в школах были малодоступны новому молодому поколению. Другой причиной преобразований стало то, что преподавание ушу в то время было в руках лидеров тайных обществ, не проявляющих лояльности к властям.

В КНР ушу называют "величайшим культурным сокровищем китайского народа", являющимся не только исторической ценностью, но и эффективным средством оздоровления нации. Сейчас работают Всекитайская академия ушу, факультеты ушу при университетах.

В 60 - 70-е гг. китайские мастера ушу посетили более чем 50 стран мира, пропагандируя и демонстрируя это искусство. В 1985 г. прошли первые международные соревнования, в которых приняли участие 88 спортсменов из 15 стран, а через год - 145 спортсменов уже из 20 стран. С 1990 г. ушу входит в программу Азиатских игр. Наконец, после 1985 г. созданы международные федерации ушу.

Одна из самых распространенных в настоящее время разновидностей китайской гимнастики ушу - тайцзицюань.

Виды ушу, где не применялось оружие, назывались цюань-фа, что дословно означает "способы кулачного боя". Они развивались главным образом в той среде, где не полагалось иметь оружие - в монастырях, среди крестьян. К настоящему времени термин "цюань", можно сказать, почти утратил свой первоначальный смысл, и под ним подразумевают совсем не "кулак", не "действие кулаком", а просто гимнастику определенной системы или школы.

Понятие "тайцзи" - "Великий предел" - берет свое начало от философского учения о "дао", или "пути" (вещей), исходящего, в частности, из того, что в мире нет неизменных вещей, и процесс бесконечного изменения приводит их к противоположности. Так, в трактате основоположника даосизма Лао-цзы "Трактат о дао и дэ" сказано: "Дао рождает Единое, Единое рождает двойственность, двойственность рождает тройственность, тройственность рождает тьму вещей".

Великий предел разделен на "два значения", противоположных по своему свойству. В гимнастике это отступление и наступление, податливость, мягкость и жесткость, "внутренние мягкие" школы и "внешние жесткие" школы ушу и т.д.

В начале XIX в. Ян Лучань, основоположник оздоровительного направления тайцзицюань, вносит существенные изменения в гимнастику. Он делает движения более плавными и растянутыми. Стиль приобретает все более возрастающее оздоровительное значение. Один из учеников Ян Лучаня писал по этому поводу так: "Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни". Создание стиля Ян завершил в начале XX в. его сын Ян Чэнфу. Он определял суть занятий тайцзицюань как "тренировку духа", критикуя стили внешнего направления за нерациональный упор на физическую силу и "рваные" (резкие) движения. Это, по его мнению, истощало внутренние резервы организма.

В 50-е гг. в Китае на основе стиля Яна был создан современный спортивный и оздоровительный стиль тайцзицюань, широко распространенный по всему миру. Эта гимнастика отличается мягкостью, плавностью, округлостью движений, характеризуется эффективным оздоровительным воздействием.

В числе новых в 1956 г. появился комплекс "Упрощенный тайцзицюань из 24 форм", составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.

В конце 70-х - начале 80-х гг. специалистами была выполнена работа по изучению всех стилей тайцзицюань, и на этой основе создан комплекс из 48 форм движений. Этот комплекс более сложен, но он дает и бо́льшие возможности для решения оздоровительных задач средствами упражнений из тайцзицюань.

Информация о работе Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока