Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 15:49, диссертация

Краткое описание

Объектом исследования выступает процесс физического воспитания студенческой молодёжи в вузе.
Предметом исследования являются теоретические, методологические и организационно-управленческие проблемы социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи.
Целью диссертационного исследования является изучение современ-ных проблем и тенденций в сфере социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи, а также разработка концепции повышения эффективности организации указанной деятельности в исследуемой сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования процесса воспитания физической культуры студенческой молодёжи
1.1 Сущность и особенности социального управления процессом воспитания физической культуры студенческой молодёжи
1.2 Социально-технологический подход к управлению процессом физического воспитания
1.3 Управляющее воздействие на процесс формирования физической культуры студенческой молодёжи
Глава 2 Социологический анализ специфики физического воспитания в вузе
2.1 Особенности состояния и динамика изменений уровня физической культуры студенческой молодёжи
2.2 Организация деятельности кафедры физического воспитания и спорта как важная составляющая структуры управления формированием физической культуры студенческой молодёжи
2.3 Повышение эффективности управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Дисертация Российского военного.DOC

— 215.50 Кб (Скачать файл)


АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ

МВД РОССИИ

 

на правах рукописи

 

 

 

Крамской Сергей Иванович

 

 

 

Социальное  управление

процессом физического  воспитания

студенческой  молодёжи

(на материалах  Белгородской области)

Специальность 22.00.08 – Социология управления

 

Автореферат диссертации

на соискание учёной степени

кандидата социологических  наук

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2007

 

Диссертация выполнена на кафедре  социологии Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова

 

 

Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор

Котельников Г.А.

 

Научный консультант - доктор социологических наук, профессор

В.Б. Козлов

 

 

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Гущин Сергей Васильевич

 

кандидат социологических  наук

Селиванов Леонид Иванович

 

 

Ведущая организация - Московский университет МВД России

 

 

 

 

Защита состоится ____________________ 2007 г. в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 203.002.03 Академии управления МВД России по адресу 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, в зале заседаний диссертационного совета.

 

 

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России (125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8).

 

 

Автореферат диссертации  разослан «_____» __________ 2007 г.

 

 

Учёный секретарь

диссертационного совета

Д 203.002.03

доктор юридических наук      А.Г. Елагин

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы исследования. Современные социально-политические преобразования в Российской Федерации предъявляют повышенные требования к уровню физической подготовленности, работоспособности граждан. Проблема здоровья нации становится элементом национальной безопасности. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, в государстве поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. В связи с этим руководство страны ставит сложную, но вполне выполнимую задачу – значительно улучшить физическую подготовленность, укрепить здоровье населения нашего государства и, прежде всего, молодежи. Значимость указанных проблем нашла отражение в принятии и реализации Правительством Российской Федерации подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодёжи в Российской Федерации (2002-2005 годы)» Федеральной целевой программы «Молодёжь России (2001-2005 годы)», инициированной в январе 2002 г. на заседании Государственного Совета Российской Федерации под председательством Президента страны В.В. Путина. Именно на этом заседании Президент поставил задачу создания специальной программы сохранения здоровья человека, создания условий для занятий физической культурой и спортом.1 В дальнейшем Правительство страны утвердило Федеральную целевую программу «Развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В настоящее время  в ряду актуальных проблем в системе высшего профессионального образования важное место занимает проблема социального управления формированием физической культуры студентов, без которой невозможно поддержание и укрепление их здоровья. Это объясняется тем, что современный учебный процесс в вузе отличается не только большими интеллектуальными нагрузками, но и высокими требованиями к физическому здоровью студентов, способствующему эффективному освоению ими профессиональных знаний и навыков с последующей их реализацией в трудовой деятельности. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит занятиям физической культурой, а именно: использованию ее средств, форм и методов оздоровления, соответствующих целенаправленному повышению уровня физической культуры студентов.

Становится все более явным, что классическая модель занятий  физической культурой и спортом в вузе не всегда адекватна современным требованиям общества. Сегодня, по мнению известных российских учёных, необходимо искать новые пути изменения социальных, педагогических и философских взглядов на организацию таких занятий по физической культуре, которые способствовали бы формированию новых концепций образовательного процесса, разработке авторских программ социального и физического здоровья.

Таким образом, научная проблема диссертационного исследования заключается в необходимости разработки ряда теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с совершенствованием управления физическим воспитанием студенческой молодёжи в условиях реформирования системы высшего образования.

Степень научной разработанности  проблемы. Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи являлись объектом пристального внимания отечественной научной мысли с начала 70-х гг. прошлого столетия. Так особое внимание вопросам физической культуры и спорта уделено в работах таких известных отечественных учёных, как В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.Д. Воронич, Г.Р. Гостев, Р.Г. Гостев,  Ю.И. Евсеев,  А.В. Лотоненко,  Л.П. Матвеев, С.И.  Филимонова, М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Л.А. Рапопорт, В.И. Столяров, Ю.Ф. Курамшин, А.В. Царик, И.С. Барчуков, В.А. Рожков, В.А. Коваленко, С.П. Евсеев, Л.А. Раевский, Ю.Д. Железняк, Н.И. Пономарёв, В.А. Масляков, В.С. Матяжев и других.

Важное место в научных исследованиях занимают проблемы здорового образа жизни. Этому посвящены работы Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, Г.В. Виноградова, В.И. Гарбузова, В.П. Зайцева, В.П. Казначеева, В.В. Корченова, В.А. Лищука, В.А. Медика, В.П. Петленко, Е.А. Сталькова, В.А. Панина и других.

В социологической литературе разработка вопросов физического воспитания нашла своё отражение в работах В.И. Жолдока, Н.В. Коротаева, В.У. Агеевец, Л.Ш. Анциаури, В.М. Выдрина, А.С. Игнатьтева, А.В. Козлова, А.Ф. Куликова, Л.И. Лубышевой, Б.В. Фёдорова, Г.Т. Головченко, Т.В. Бондаренко, Н.И. Пономарева и других.

Большое внимание уделяется разработке вопросов физического воспитания в контексте проблемы повышения эффективности управления образовательным процессом. Этим аспектам посвящены работы Б.М. Гзовского, Н.А. Нельга, В.Н. Кряжа, В.И. Жолдака, В.Г. Камалетдинова, С.Г. Сейранова, А.А. Нестерова, Н.В. Жмарёва, М.Я. Виленского, П.А. Рожкова, П.А. Виноградова, В.П. Моченова и других.

Рассмотрению теоретико-методологического  аспекта социальной оптимизации физического воспитания студентов способствуют классические разработки по социологии управления В.А. Ядова, Е.М. Бабосова, В.И. Патрушева, В.И. Добренькова, Т.П. Галкиной, Л.Я. Дятченко, Ю.Г. Волкова, Г.А. Котельникова, А.Г. Гладышева, А.В.Тихонова. Между тем, следует подчеркнуть, что проблемы, связанные с социальными аспектами организации кафедр физического воспитания и спорта по обеспечению социально-психофизической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, не получили пока должной разработки в отечественной науке.

До настоящего времени отсутствует единая целостная, методологически и теоретически выверенная концепция управления физическим воспитанием студенческой молодёжи в условиях реформирования системы российского высшего профессионального образования. Желанием восполнить существующие проблемы в исследовании данной области продиктована потребность в подготовке диссертации.

Объектом исследования выступает процесс физического воспитания студенческой молодёжи в вузе.

Предметом исследования являются теоретические, методологические и организационно-управленческие проблемы социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи.

Целью диссертационного исследования является изучение современных проблем и тенденций в сфере социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи, а также разработка концепции повышения эффективности организации указанной деятельности в исследуемой сфере.

Достижение  поставленной цели связано с решением ряда теоретических и практических задач:

  1. Выявить сущность и особенности социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи.
  2. Разработать социально-технологический подход к социальному управлению процессом физического воспитания.
  3. Проанализировать специфику управляющего воздействия на процесс физического воспитания студенческой молодёжи.
  4. Обосновать роль социального управления в изменении состояния и динамики уровня физической культуры студенческой молодёжи.
  5. Показать место и роль кафедр физического воспитания и спорта как важной составляющей социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи.
  6. Предложить пути повышения эффективности социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи.

Гипотеза исследования заключается в том, что повышение эффективности социального управления физическим воспитанием студенческой молодёжи возможно на основе исследования методологии социального проектирования и моделирования, позволяющих выработать организационно-управленческие модели, учитывающие повышенные интеллектуальные и социально-психологические требования, определяемые особенностями учебно-воспитательного процесса вуза к будущим специалистам.

Методологическая основа и методологические исследования.

Методологическую основу работы составили фундаментальные положения теории социального управления и социально-технологического подхода, которые представлены в работах отечественных исследователей В.И. Добренькова, А.М. Омарова, Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичёва, М.Т. Алексич, В.И. Патрушева, Г.А. Котельникова, А.В. Тихонова, Л.Я. Дятченко, Г.В. Атаманчука, В.Б. Коробова, И.А. Гричаниковой, Е.М. Бабосова и других авторов; в трудах специалистов по физической культуре Л.И. Лубышевой, В.И. Ильинича, Ю.И. Евсеева, В.К. Бальсевича, В.М. Выдрина, М.Я. Виленского, В.А. Коваленко, С.И. Филимоновой, В.Г. Камалетдинова, Ж.К. Холодова, В.К. Кузнецова, Л.П. Матвеева, В.И. Жолдока, Р.Г. Гостева, Г.Р. Гостева, С.Ф. Никитина, А.В. Лотоненко и других; а также в публикациях ученых по здоровому образу жизни Г.Г. Онищенко, В.Р. Кучмы, В.П. Казначеева, В.П. Петленко, Э.Н. Вайнера, Н. М. Амосова, В.А. Медика, Н.И. Брехмана, В.П. Зайцева и других.

В диссертации использованы принципы и подходы, позволяющие наиболее эффективно реализовать поставленные цель и задачи: культурно-исторический метод, опирающийся на диалектический принцип развития и предполагающий рассмотрение предмета исследования в социокультурной динамике; диалектика общего и особенного, позволяющая учитывать специфику как студенческого коллектива, так и индивидуальных характеристик каждого студента, а также региональную специфику, в данном исследовании – Белгородской области; системный подход, означающий осмысление физического воспитания студенческой молодёжи как системы; структурно-функциональный анализ, вытекающий из системного подхода и выявляющий назначение структурных элементов физической культуры студенческой молодёжи и управляющего на него воздействия; общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и моделирования; социально-технологический подход, предполагающий выявление специфики управления как социального феномена; методология социологии управления, применение которой к изучению процесса формирования физической культуры открывает возможности рассмотрения содержания и роли последней с позиций социальной полезности и перспективности для общества и исследования степени зависимости физической культуры будущих специалистов и качества их профессиональной деятельности; концепция современных социальных технологий, с помощью которых осуществляется перевод интеллектуальной информации в практическую деятельность.

В работе также использовались такие методы научного познания как наблюдение, обобщение, анализ, синтез, сравнение, моделирование социально-педагогических процессов, экспертные и мониторинговые оценки.

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и инструктивно-методические документы ведомств физической культуры, образования и здравоохранения, кафедральные первичные документы и иная социально-педагогическая документация кафедр физического воспитания и спорта БГТУ им. В.Г. Шухова и других вузов Белгорода, данные национальной статистики.

Исследование основывалось на изучении и обобщении учебно-педагогического опыта профессорско-преподавательского коллектива кафедры физического воспитания и спорта, генерации новых идей и апробации полученных результатов в спортивных комплексах вузов. Выводы и предложения диссертации опираются на результаты самостоятельного исследования, осуществлённого автором с 2004 г. по 2005 г. в белгородских вузах: Белгородском государственном университете, Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова, Белгородском университете потребительской кооперации, Белгородской государственной сельскохозяйственной академии:

  • опрошено 1030 студентов 1-4 курсов;
  • проведен контент-анализ 400 сочинений тематических сочинений студентов.

 

Научная новизна исследования заключается в решении важной научной задачи, связанной с разработкой концепции социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи в современной России, включающей в себя уточнение целевых установок и приоритетов социальной политики в данной области; разработкой организационно-управленческого механизма в достижении целей социального управления физическим воспитанием студенческой молодёжи, а также принципов, форм и методов их реализации; научным обоснованием направлений и путей повышения эффективности и социальной ориентированности государственного управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи посредством разработки согласованных и сбалансированных федеральных и региональных программ в исследуемой сфере. В процессе реализации основной цели и связанных с ней исследовательских задач были получены следующие имеющие научную новизну результаты:

Выявлена сущность и особенности  социального управления процессом  физического воспитания студенческой молодежи, заключающиеся в ориентации управления на создание благоприятных организационных условий формировании усвоения необходимых знаний, навыков, качеств студенческой молодежи в области физической культуры. Это позволило определить основные направления, цели, задачи, формы и методы совершенствования управленческой практики в исследуемой сфере.

Информация о работе Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодёжи