Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 15:49, диссертация

Краткое описание

Объектом исследования выступает процесс физического воспитания студенческой молодёжи в вузе.
Предметом исследования являются теоретические, методологические и организационно-управленческие проблемы социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи.
Целью диссертационного исследования является изучение современ-ных проблем и тенденций в сфере социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи, а также разработка концепции повышения эффективности организации указанной деятельности в исследуемой сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования процесса воспитания физической культуры студенческой молодёжи
1.1 Сущность и особенности социального управления процессом воспитания физической культуры студенческой молодёжи
1.2 Социально-технологический подход к управлению процессом физического воспитания
1.3 Управляющее воздействие на процесс формирования физической культуры студенческой молодёжи
Глава 2 Социологический анализ специфики физического воспитания в вузе
2.1 Особенности состояния и динамика изменений уровня физической культуры студенческой молодёжи
2.2 Организация деятельности кафедры физического воспитания и спорта как важная составляющая структуры управления формированием физической культуры студенческой молодёжи
2.3 Повышение эффективности управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Дисертация Российского военного.DOC

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, физическая культура специально приспособлена для объективного сравнения и оценки определенных человеческих возможностей. Именно с этих позиций её социальная значимость продолжает возрастать. Система организации процесса физического воспитания студентов имеет ряд своих специфических особенностей. Во-первых, это многолетний непрерывный процесс, распространяющийся на все время обучения студента. Во-вторых, это процесс, содержание, формы и методы которого находятся в зависимости от закономерностей, свойственных возрастным особенностям молодого человека. В-третьих, это социальная значимость сформированности физической культуры в структуре личности студента и его подготовленности к будущей профессиональной деятельности. В-четвертых, все изложенное даёт основания для формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к укреплению и сохранению своего здоровья и здоровья общества.

Во втором параграфе «Социально-технологический подход к управлению процессом физического воспитания» выявляются преимущества применения социально-технологического подхода как одного из ведущих научных направлений в социологии управления к анализу состояния физического воспитания в вузе и выявлении на его базе путей оптимизации управления этим процессом. При формировании физической культуры студента в настоящее время наблюдается тесная взаимосвязь педагогических и социальных технологий. Социальные технологии помогают совершенствовать взаимоотношения людей, способствуют становлению творческого климата в коллективе. Кроме того, они смягчают последствия введения технических новшеств, помогают человеку приспосабливаться к ним без ущерба для своего здоровья. Повышение уровня и качества жизни людей в большей степени зависит от распространения социальных взаимодействий по изменению условий и образа жизни.

Социальные технологии – это средства, методы, приёмы целенаправленного воздействия на социальные объекты. Под технологией понимают совокупность и даже систему средств организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и даже логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта2. Особым достоинством социальных технологий является их гибкость и высокая адаптивность к конкретным условиям и специфике объекта воздействия. Имея алгоритмичную основу, они проектируются в соответствии с особенностями проблемной ситуации и учётом значимых факторов внешней и внутренней среды. Таким образом, каждая социальная технология, внедряясь в практику решения существующей проблемы, остаётся «технологичной», но при этом получает уникальное единичное выражение, приспособленное только к данному конкретному случаю.

Объектом управляющих воздействий  должна и может быть организационная культура педагогических коллективов кафедр физического воспитания и спорта. Применение социальных технологий позволяет осуществлять постепенное, поэтапное внесение изменений. Постоянная забота о повышении качества организационной культуры характеризует уровень и зрелость культуры управления, выступающей как «умение руководства использовать уже существующие общественные ценности в целях повышения эффективности работы управляемых».3

Социальные технологии, направленные на совершенствование процесса формирования физической культуры студенческой молодёжи, в конечном счете, преследуют цель: оптимизировать их систему норм и ценностей, выделить те из них, которые стимулируют развитие физической и духовной культуры. Основная проблема управления здесь заключается в том, чтобы посредством социальных технологий способствовать повышению уровня физической культуры студентов, введению таких изменений в работу педагогического коллектива, которые стимулировали бы конструктивную творческую деятельность в процессе физического воспитания. В этом смысле важным направлением совершенствования социального управления процессом воспитания физической культуры студентов является демократизация руководства коллективом кафедры физического воспитания и спорта, а также стиля преподавания, расширение прав не только преподавателей, но и студентов, утверждение новой этики объект-объектных отношений в практике учебно-воспитательного процесса.

Социальные технологии призваны выработать стратегию и тактику активизации творческой деятельности преподавателей по воспитанию физической культуры студентов и вовлечению их самих в этот процесс. Технологии демократизации предполагают:

  • снижение степени централизации управления и гарантирование рядовым преподавателям участия в процессах принятия решений;
  • определение степени самостоятельности преподавателей в оперативном формулировании целей деятельности по воспитанию физической культуры молодёжи, методов и способов её осуществления;
  • создание благоприятного для творческой деятельности климата, использование комплекса материальных и нематериальных стимулов, поощряющих инициативу.

Разработка и внедрение  социальных технологий в социальное управление процессом физического  воспитания студентов способствует:

  • росту творческой активности педагогических коллективов кафедры физического воспитания и спорта, эффективности кафедрального управления;
  • созданию атмосферы открытого обсуждения проблем и чувства личной ответственности за выполнение воспитательных целей на основе распространения практики демократического принятия решений;
  • отказу от административных методов управления и поощрению творческой деятельности преподавателей, их саморазвития и самосовершенствования.

В практической деятельности по организации процесса формирования физической культуры необходимо опираться на социально-технологические принципы, что предполагает не только перманентное применение методов социологической диагностики, но и умение использования их результатов.

Таким образом, изучение процесса физического воспитания студенческой молодёжи, по нашему мнению, необходимо вести с позиций социально-технологического подхода. Во-первых, его теоретико-методологическая база позволяет акцентировать внимание на социальном аспекте проблемы. Во-вторых, разработка и внедрение социальных технологий в социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодёжи предполагает предварительную социологическую диагностику с возможностью использования полного спектра количественных и качественных методов сбора социологической информации. Её результаты позволяют дать аналитическую оценку различий состояния идеальной и реальной моделей изучаемого процесса и эмпирические основания для разработки механизма повышения эффективности физического воспитания студентов в учебной и внеучебной деятельности. В-третьих, универсальность социальных технологий общественных процессов позволяет легко адаптировать их к решению конкретной проблемы и разрабатывать на их основе новые, применительно к конкретным внешним и внутренним условиям.

Третий параграф «Управляющее воздействие на процесс формирования физической культуры студенческой молодёжи» посвящён рассмотрению различных вариантов управления процессом физического воспитания в вузе. Физическая культура – единственная учебная дисциплина, которая направлена на повышение уровня физической культуры и физической подготовленности студентов, развитие и совершенствование психофизических способностей, необходимых им в будущей профессиональной деятельности, обучение их сохранению и укреплению своего здоровья. Это является важной составляющей высшего образования и профессионального становления будущих специалистов, поскольку сформированность физической культуры обеспечивает их высокую работоспособность и психологический тонус.

Эффективность научного познания в  этом направлении, разработка новых учебных и образовательных программ тесно связана с творческой активностью непосредственных участников учебно-воспитательного процесса – преподавателей и студентов. Научно-исследовательская деятельность преподавателя по физической культуре, подобно другим формам познавательной активности, должна быть направлена, прежде всего, на оценку значимости и места занятий физической культурой и спортом в ценностной иерархии студента, на понимание механизма и структуры его мотивации. А результаты таких наблюдений необходимо ставить в основу работы по созданию положительного отношения к занятиям в учебное и внеучебное время.

В современных условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. Физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе вуза выступают как средство социального становления будущих специалистов, активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств, как средство достижения ими физического совершенства.

В Белгородской области  уделяется серьезное внимание созданию условий для оздоровления студенчества. Это тесно перекликается с губернаторской программой повышения качества жизни белгородцев, в которой отмечается, что «традиционные ценности и нравственные идеалы нашего народа – заслон бездуховности, нравственной деградации. На дорогах к храмам, к культурным ценностям, к стадионам не должно быть препятствий».4

Главой администрации  Белгородской области Е.С. Савченко в апреле 2001 года утверждена областная целевая программа «Физическое воспитание - здоровье нации», а в июне 2002 г. вышло постановление «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждения области». Сфера вопросов, охватывающих их выполнение на Белгородчине, включает укрепление материально-спортивной базы, рост мастерства белгородских спортсменов, совершенствование форм работы, решение кадровой политики в области физической культуры и спорта. Усилиями органов власти всех уровней, физкультурного актива, руководителей трудовых и, прежде всего, учебных коллективов, молодежных организаций, медицинских работников, представителей средств массовой информации, общественности происходит формирование здорового образа жизни населения области. Предпринимаются все попытки, чтобы физическая культура и спорт все прочнее входили в быт каждого белгородца, каждой семьи. А культ сильного духом и крепкого телом, гармонично развитого человека, стал привлекательным и престижным в нашей области.5

Анализ позиций различных  авторов, результатов собственного социологического исследования, а также опыт собственной деятельности в области формирования физической культуры студентов вуза и проведенных исследований позволяет обобщить собранный материал и сформировать следующие основные выводы:

  1. Качество физического воспитания студенческой молодёжи зависит от степени развития творческой деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания и спорта, которая позволяет повысить эффективность выполнения образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач. Творческую направленность следует придавать, в первую очередь, научно-исследовательской деятельности преподавателей, что позволит приводить форму и содержание физического воспитания в вузе в соответствие с новейшими мировыми тенденциями в этой области, а также учесть современные потребности и интересы объекта воспитательного воздействия – студенческой молодёжи. Активизация творческого потенциала преподавателей физической культуры достигается за счёт применения руководителем кафедры физического воспитания и спорта социальных технологий в управлении педагогическим коллективом. Ведущими управленческими технологиями являются технология программно-целевого планирования и обратной связи.
  2. Для воспитания физической культуры студента необходимо у студенческой молодёжи развивать мотивационно-ценностное отношение к соблюдению здорового образа и спортивного стиля жизни. Применение преподавателями названных и других, подбираемых в соответствии с условиями, социальных технологий во взаимодействии со студентами в ходе учебно-воспитательного процесса позволит улучшить их социальную и физическую адаптацию к требованиям высшей профессиональной школы, а затем и профессиональной сферы.
  3. Наиболее адекватным для изучения специфики социального управления процессом воспитания физической культуры студентов, а затем и его организации является социально-технологический подход. На этой концептуальной основе разворачивается возможность применять комплексные социологические, социально-педагогические и медико-биологические методы эмпирического исследования проблемы. Сочетание этих методов способствует комплексному оцениванию уровня физической культуры студенческой молодежи и определению на этой основе путей повышения эффективности её формирования.
  4. Применение социально-технологического подхода к социальному управлению процессом воспитания физической культуры студентов позволяет оптимизировать субъект-объектные отношения руководства кафедрой физического воспитания и спорта, её преподавательским коллективом и студентами, за счёт чего повысить уровень развития физической культуры студенческой молодёжи и снизить заболеваемость этой социальной группы.

Во второй главе «Социологический анализ специфики физического воспитания в вузе» приведены результаты эмпирического социологического исследования по изучаемой проблеме, на основе анализа которых предлагаются возможные варианты решения проблемы.

В первом параграфе «Особенности состояния и динамика изменений уровня физической культуры студенческой молодёжи» представлено подробное описание современного состояния физической культуры как элемента структуры личности студента. Осуществление физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) значительно активизирует адаптацию молодых людей, как к учебным занятиям, так и к производственной деятельности. В результате социальной адаптации молодежь становится функционирующей частью социальной среды коллектива. А коллектив, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы каждый студент в наибольшей мере проявил свою социальную активность, развил свои способности в различных сферах социальной деятельности. Исследования показывают, что социальная активность лиц, занимающихся физической культурой и спортом, на 49,2% выше, чем у людей, не занимающихся ФСД.6

По мнению опрошенных, привлечь их к занятиям физкультурой могут следующие изменения: переоборудование спортивной базы (58,7%), возможность выбора вида спорта во время занятий (43,8%), улучшение качества организации и ведения занятий преподавателем (12,4%). Меньше всего значения студенты придают акциям по популяризации занятий физкультурой. Другими словами, на сегодняшний день отпала необходимость пропагандировать необходимость занятий физической культурой как основу здорового образа жизни и залог жизненного успеха. С одной стороны, это стало общеизвестным, а, с другой – всё равно требует практического подтверждения.

Для удовлетворения высказанных потребностей студентов  необходимо внедрять и шире использовать следующие формы физической активности:

– массовые спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия;

– организованный активный отдых: прогулки, игры, купания;

– секционные занятия  по различным видам спорта;

– самостоятельные  занятия;

– клубные формы  по физкультурным интересам.

Интересно сопоставление  степени информированности студентов о некоторых своих психофизических показателях. Об уровне своего физического состояния (рост, вес, артериальное давление, частота пульса и т.д.) имеют полное представление только 39,42% студентов, 48,25% – приблизительное, 10,7% респондентов не имеют такого представления вообще.

Правильно оценивают  свою физическую подготовленность, которая  определялась с помощью теста Купера, бега на 100 м, силовых упражнений, 23,1% обследованных, более или менее точно – 46,5%, не имели представления около 29% студентов. При этом, в большинстве своём, опрошенные явно недооценивают значение этого показателя для жизнедеятельности в целом и в профессиональном аспекте в частности. Поэтому у них слабо развита мотивация к физическому самосовершенствованию.

Информация о работе Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодёжи