Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 15:49, диссертация

Краткое описание

Объектом исследования выступает процесс физического воспитания студенческой молодёжи в вузе.
Предметом исследования являются теоретические, методологические и организационно-управленческие проблемы социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи.
Целью диссертационного исследования является изучение современ-ных проблем и тенденций в сфере социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи, а также разработка концепции повышения эффективности организации указанной деятельности в исследуемой сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования процесса воспитания физической культуры студенческой молодёжи
1.1 Сущность и особенности социального управления процессом воспитания физической культуры студенческой молодёжи
1.2 Социально-технологический подход к управлению процессом физического воспитания
1.3 Управляющее воздействие на процесс формирования физической культуры студенческой молодёжи
Глава 2 Социологический анализ специфики физического воспитания в вузе
2.1 Особенности состояния и динамика изменений уровня физической культуры студенческой молодёжи
2.2 Организация деятельности кафедры физического воспитания и спорта как важная составляющая структуры управления формированием физической культуры студенческой молодёжи
2.3 Повышение эффективности управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Дисертация Российского военного.DOC

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, большая  часть респондентов (39,25%), выбирая из предложенных вариантов ответов на вопрос о том, какую информацию о своем физическом состоянии студенты хотели бы получить в ходе занятий по физическому воспитанию, хочет быть информирована о состоянии своего здоровья, 19,81% выбирают информацию о степени гармоничности развития своей фигуры и телосложении, 16,8% интересуются оценкой своей физической подготовленности. Для сравнения укажем, что об уровне своей умственной работоспособности хотели бы знать 18,35%. Это выше последнего показателя, однако значительно уступает (более чем в 2 раза) заинтересованности в оценке состояния здоровья.

Парадоксально, но из приведённых результатов видно, что студенты косвенно усматривают связь между занятиями физической культурой в вузе и состоянием здоровья, и в гораздо меньшей степени увязывают их с гармоничностью своей фигуры, умственной работоспособностью и, что совсем необъяснимо – уровнем физической подготовленности. Необходима наглядная демонстрация того, что полученные знания во время занятий физической культурой дают возможность студентам овладеть такими навыками и умениями, которые будут способствовать самостоятельному выполнению вне учебного времени не только физических упражнений, но и проводить другие оздоровительные мероприятия.

На основе результатов  эмпирического исследования можно  утверждать, что одна из основных причин нежелания студентов систематически заниматься физической культурой в вузе и, как следствие, пропуски занятий, высказываемое ими желание сократить количество занятий в неделю основано, во-первых, на отсутствии пропаганды занятий физической культурой и спортом, приносимой ими пользы для здоровья и красоты, а во-вторых, на устаревшей форме ведения занятий большинством преподавателей.

Первая причина  обусловлена возникшей устойчивой реакцией многих молодых людей на призывы к ведению здорового образа жизни, достижению которого способствуют занятия физической культурой. Противоречие между призывами и реальной ситуацией, характеризующееся отсутствием наглядных примеров, подтверждающих это утверждение в жизни, вызывает отрицательную реакцию молодёжи не столько на рациональном, сколько на эмоциональном уровне. Разрешение этой проблемы требует длительных и масштабных изменений не только в структуре личности молодого человека, но и в системе ценностей всего общества.

Повлиять же на вторую указанную причину возможно совершенствуя методы социального управления творческой деятельностью педагогических коллективов кафедр физического воспитания и спорта, активизируя творческий потенциал преподавателей, направляя его на усовершенствование не только форм проведения занятий по физической культуре, но и на внесения в них свежего содержания, отвечающего современным потребностям молодёжи в физической нагрузке и двигательной активности.

Во втором параграфе «Организация деятельности кафедры физического воспитания и спорта как важная составляющая структуры управления формированием физической культуры студенческой молодёжи» рассматривается содержание творческой деятельности преподавателя и возможности актуализации его творческого потенциала средствами социального управления. Одной из актуальных проблем преподавателей кафедр физического воспитания и спорта в образовательном пространстве вуза является проблема формирования у них творческой деятельности, направленной на выполнение образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач. Ведь до сих пор на кафедрах такого профиля продолжают оставаться не всегда разрешаемые противоречия между научно-методическими разработками ученых-педагогов и внедрением их в практику.

Мы поставили перед  собой цель разработать механизмы  и технологии социального управления коллективом кафедры физического воспитания и спорта, способствующие развитию исследовательского мышления у преподавателей физической культуры. Для ее выполнения были изучены литературные источники по этой проблеме, проанализирован опыт научно-исследовательской деятельности и внедрения новых методических разработок в практику работы коллективов кафедр физического воспитания и спорта БГТУ им. В.Г. Шухова и других вузов Белгорода. Для этого были использованы такие методы, как наблюдение за организацией профессиональной деятельности преподавателей, собеседование с ними, а также изучены отчеты кафедры по научно-исследовательской и научно-методической работе и другие кафедральные учебно-методические материалы. Все это дало возможность проанализировать и обобщить творческую активность каждого преподавателя и педагогического коллектива в целом.

Проведенные исследования показали, что формированию исследовательского мышления у преподавателя способствуют привычные и обязательные в вузе действия:

  • составление собственного плана научно-исследовательской работы на учебный год;
  • написание тезисов, статей, учебных пособий, методических указаний, рецензий;
  • составление отчетов о выполнении плана научных исследований за учебный и календарный годы; научное руководство студенческими исследованиями.

Особенно положительную  роль в развитии исследовательского мышления преподавателя занимает научное руководство конкурсными научно-исследовательскими работами студентов; участие преподавателей и студентов в организации и проведении научных, научно-методических конференций, а также их выступления с докладами. Важное место занимает межкафедральное творческое сотрудничество преподавателей, а также совместное со студентами взаимодействие с представителями других вузов города, области, страны, ближнего и дальнего зарубежья. Повышению творческой активности и профессионального мастерства преподавателя помогает его работа над литературными источниками по своей научной теме, по проблемам смежных дисциплин, в том числе по методологии написания и оформления научных трудов.

На основании проведённого нами исследования и анализа многолетнего научного и преподавательского опыта  кафедр физического воспитания и спорта БГТУ им. В.Г. Шухова и других вузов Белгорода были выделены принципы и структура формирования исследовательской деятельности преподавателя в области физической культуры и студенческого спорта. Каждый из этих принципов имеет в своем содержании элементы перспективности, стимулирования, комплексности, научности и свою специфику.

Исследовательско-творческая деятельность преподавателя физической культуры в вузе способствует повышению  эффективности формирования физической культуры студента. Она должна опираться на принцип целеполагания. Только при наличии сформулированной цели и постановке на её основе конкретных задач можно достичь ожидаемых результатов.

В третьем параграфе «Повышение эффективности управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи» предлагаются методы выведения физического воспитания в вузе на новый качественный уровень. Уровень физической культуры студентов вузов определяется, прежде всего, степенью образованности в данной области знаний, осознанной потребностью в использовании физических упражнений и других видов двигательной деятельности в целях укрепления здоровья и всестороннего совершенствования. Образовательная направленность в сфере физической культуры означает процесс обогащения студентов знаниями, которые способствуют формированию активного отношения к физической культуре, к себе и своему здоровью, как ценности. Чем лучше будет поставлено неспециальное физкультурное образование в дошкольных учреждениях, школе, высших учебных заведениях, семье, тем эффективнее будет формироваться потребность в занятиях физическими упражнениями и у будущего специалиста, а значит, и более эффективно будет решаться проблема сохранения и укрепления его здоровья. Здоровье – категория не только медицинская, но и социальная. Поэтому усилия по его укреплению должны находиться не только в сфере лечения и связанных с ним учреждений здравоохранения, но и в области физкультурного образования личности и рекреации. Что даст возможность формировать такие знания у студента, которые будут способствовать его жизнедеятельности в различных условиях внешней среды.

Нами проведены динамические наблюдения, анализ деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания и спорта Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова и работы ее учебно-спортивной базы. Иерархия кафедральных должностных структурных подразделений, ведущую роль в которой играет заведующий кафедрой, на протяжении пяти лет постоянно изменялась и в настоящее время приняла такой вид (схема 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление профессорско-преподавательским  коллективом и учебно-вспомогательным персоналом кафедры физического воспитания и спорта БГТУ им. В.Г. Шухова возлагается на заведующего кафедрой. К его управленческим функциям относятся:

1. Функции планирования, которые подразделяются на несколько  этапов: выбор цели; определение  исходных предпосылок для предстоящего принятия решения; поиск и определение альтернатив для принятия решений; выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся; исполнение плана.

2. Функции организации,  связанные с четким осуществлением  деятельности как самим руководителем, так и его подчиненными. Исходными предпосылками выполнения функции организации являются следующие факторы: учет руководителем своих возможностей и резервов; учет возможностей своих исполнителей; правильная расстановка персонала.

3. Функция мотивации,  понимаемая как система факторов, способствующих выполнению задачи. Мотивация – процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

4. Функция контроля, которая  состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если полученные результаты в существенной степени отличаются от установленных стандартов.

Контроль трактуется как:

  1. компонент управленческой модели взаимодействия субъектов;
  2. функция социального управления.

Подводя итог рассматриваемой  социально-педагогической диагностики  в алгоритме формирования физической культуры личности студента можно выделить в виде выводов следующие положения:

  1. Проведённые исследования показали, что обследуемые студенты по состоянию физического здоровья в большинстве своём имеют различные отклонения и нуждаются в поддержке, помощи и разработке для них социальной, медицинской, физической реабилитации и рекреации со стороны ведомств здравоохранения, образования, физической культуры, молодёжных и научных организаций
  2. Алгоритм оздоровления в вузе должен включать в первую очередь научно-методическое и медико-биологическое обеспечение работы по рациональной организации образовательного процесса студентов в области физического воспитания и спорта, а именно: использование средств физической культуры, ее методов и форм занятий, естественных факторов природы, а также гигиеническое и валеологическое воспитание и образование студентов на всех курсах обучения.
  3. Одним из действующих механизмов повышения эффективности формирования физической культуры у студентов является совместная разработка преподавателями физической культуры, врачами кафедры физического воспитания и спорта, а также самого студента «Авторской программы здоровья студента».
  4. Проблема повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса студентов напрямую связана с деятельностью преподавателя физической культуры. В связи с этим необходимо значительно поднять уровень его исследовательского мышления. Особое место в этом должны занимать как преподавательская, так и студенческая научно-исследовательская работа, публикация научных и научно-методических разработок, участие в конференциях, симпозиумах, круглых столах, конкурсах научных работ, сотрудничество с кафедрами физического воспитания и спорта других вузов города, области, страны и зарубежья. Для этого преподавателю следует привлекать студентов к непосредственному участию в выполнении кафедральной научной тематики и к внедрению научных разработок в практику.
  5. Повышение эффективности социального управления процессом физического воспитания молодёжи позволяет реализовывать целевые установки социальной политики РФ, направленной на укрепление здоровья нации, в первую очередь, молодёжи, способствует социальной ориентированности государственного управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи.

В «Заключении» подводятся итоги исследования и приводятся его основные результаты, а также возможные направления дальнейших исследований по близким темам.

Проблема социального  управления процессом физического  воспитания студенческой молодёжи с  точки зрения социально-технологического подхода привлекает все большее  внимание ученых и приобретает теоретическую и практическую значимость в учебном процессе. Интерес к этой проблеме вполне закономерен в связи с продолжающимся развитием научно-технического прогресса и ухудшением состояния здоровья как взрослого населения, так и студентов. Безусловно, возникает необходимость в разработке новых средств социального управления физической культурой, ее формами и методами занятий, направленными на формирование, укрепление и сохранение здоровья студентов.

В ходе проведённого социологического исследования по поставленной проблеме было выявлено, что предложенный социально-технологический подход к социальному управлению оздоровительной работой со студентами средствами физической культуры в учебно-воспитательном процессе позволяет рассматривать её как систему, организованный качественный динамический процесс. Особое место в комплексной программе оздоровления студентов должна занимать аналитическая модель, которая строится на основании эмпирической проверки научно-исследовательской гипотезы. Эта программа должна быть направлена на формирование, укрепление и сохранение здоровья студента и соответственно влиять на формирование физической культуры личности.

Изучение рассматриваемой  проблемы необходимо не только студентам, но и государству. Ведь они в будущем принесут и будут обеспечивать здоровье и интеллект нации на производстве, в организациях, учреждениях, в семье и обществе. Здоровье студентов, их образ жизни и мысли с трудноразрешимыми проблемами нуждаются в научном подходе в масштабах ведомств здравоохранения, образования, физической культуры, молодёжных организаций, научных учреждений. Это позволит определить цель и объекты социального и гуманитарного планирования на разных уровнях, облегчит разработку эффективных методов достижения поставленной цели, даст возможность найти критерий эффективности и, тем самым, получить положительный и обнадёживающий результат. Проблема здоровья студентов должна привлекать большее внимание и приобретать теоретическую и практическую значимость во всех сферах жизни общества.

Опасение вызывает большое количество факторов, пагубно  влияющих на здоровье студентов как  в самой системе высшего образования, так и в процессе человеческой деятельности в целом. Поиск путей  по выходу из сложившейся ситуации должен стать основной целью последующих исследований в этой сфере. В качестве первоочередных задач таких исследований следует наметить следующие:

Информация о работе Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодёжи