- Полярность составляющих настроение психических состояний. Каждое психическое состояние имеет свою противоположность, например: возбужденное — заторможенное, бодрое — подавленное, активное — пассивное, радостное — грустное, уверенности — неуверенности, удовлетворенности — неудовлетворенности и т. д.
- Изменчивость отдельных психических состояний и в целом настроения. Под влиянием каких-либо воздействий среды на психику человека, а бывает, и от возникших у него мыслей или самовнушения одно состояние и в целом настроение может смениться каким-то другим, иногда противоположным.
- Относительная устойчивость психических состояний в результате их инертности и в зависимости от силы переживаний и силы воздействия среды. Психические состояния изменяются не сразу вслед за какими-то воздействиями, а отсрочено, с запаздыванием. Когда причины переживания исчезли, и уже зародилось новое состояние, от первоначального переживания остается «осадок» на какое-то время, может быть на час, неделю или месяц, который полностью исчезает только со временем в зависимости от силы переживания и воздействия, вызывающего другое психическое состояние.
- Индивидуальное своеобразие психических состояний и настроений человека, обусловленное направленностью личности и психическими свойствами (опытом, темпераментом, характером, способностями) и особенностями психических процессов. Одни и те же обстоятельства и воздействия на психику у разных людей вызывают различные психические состояния.
- Внешняя выраженность психических состояний и настроения человека. Любое психическое состояние и настроение проявляется в позе, мимике, в движениях, сердцебиении и ритмах дыхания, покраснении лица или бледности. Даже если учащийся старается скрыть свое психическое состояние, то оно все же так или иначе проявится.
- Настроение одного человека в группе легко передается другим, становясь групповым (коллективным) настроением как одним из важнейших проявлений группового, в частности коллективного, сознания. Все пять предыдущих особенностей индивидуального настроения личности присущи и настроению группы.
Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям: а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса: б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния; в) влияния психических состояний на деятельность. При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.
По преобладанию психических
процессов психические состояния
делятся на:
- Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.
- Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.
- Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.
Все эти состояния подобны
соответствующим психическим процессам
и свойствам личности, в чем
проявляется одна из важнейших закономерностей
психологии.
По видам деятельности
психические состояния делятся
на:
- Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д.
- Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д.
- Спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д.
Из-за большого количества и
разнообразия психических состояний,
пока еще не поддающихся точному
учету с педагогической точки
зрения, в профессионально-техническом
образовании их целесообразно классифицировать
по влиянию на деятельность и поведение.
При этом все психические состояния
делятся на оптимальные, стрессовые
и депрессивные.
Оптимальные психические
состояния — это состояния, наиболее
соответствующие тому или иному виду деятельности.
Каждый вид деятельности для наиболее
успешного его осуществления требует
своеобразных, психических состояний.
Тяжелый физический труд, например, наиболее
успешно осуществляется при максимальном
возбуждении, большой энергии, активности,
подвижности и расторопности. На теоретических
занятиях, напротив, нужны любознательность,
пытливость, сосредоточенность, усидчивость,
максимальная внимательность; здесь повышенная
подвижность, расторопность и высокая
возбужденность вредны. Одно и то же психическое
состояние может быть наилучшим для одного
вида деятельности и вредным для другого,
иного по своей психологической структуре.
Стрессовые (перевозбужденные)
психические состояния допустимы в виде страсти, порыва,
азарта в бою и в аварийных ситуациях,
хотя и не являются наилучшими и в этих
условиях деятельности. Там же, где требуется
строгая расчетливость, сообразительность,
высокая внимательность и большая точность
движений, перевозбужденные состояния
безусловно вредны, потому что они большей
частью приводят к напряженности, скованности,
ограниченности внимания, к плохой сообразительности.
Депрессивные
психические состояния вредны во всех видах деятельности.
Они выражаются в вялости, ограниченной
подвижности, плохой сообразительности,
апатичности и пассивности. Учащийся в
состоянии депрессии, по существу, недееспособен.
Ни его трудовая, ни учебная, ни спортивная
деятельность не может быть успешной.
В таком состоянии, как говорится, «все
валится из рук». Его нельзя допускать
к ответственной и опасной работе. Он может
выполнять только легкие и малоподвижные
виды деятельности, не требующие ни высокой
сообразительности, ни расторопности,
ни инициативы и находчивости.
Регуляция психических состояний
является предметом исследований ряда
спортивных психологов, и в большей своей
части она разработана в области управления
предстартовым состоянием спортсмена.
Центральное место в психологии
соревновательной деятельности спортсмена
занимает исследование таких психических
состояний, как психическое напряжение,
эмоциональное возбуждение, стресс,
предстартовое волнение. Эти состояния
характеризуются как предрабочие
в случаях значимой деятельности
с неопределенным исходом.
В основе психического напряжения
лежит взаимодействие двух видов
регуляции в деятельности спортсмена:
эмоциональный и волевой. Первый порождает
переживание, второй – волевое усилие.
Эмоциональное напряжение регулируется
целенаправленным волевым усилием. Эмоции
вызывают энергетический выброс, а воля
определяет экономичность использования
этой энергии.
В обыденной жизни, при
отсутствии экстремальных ситуаций,
уровень психического напряжения находится
в пределах нормы( ординара). Его колебания
соответствуют состояниям человека, начиная
от дремотных до активных, рабочих. За
несколько дней до старта уровень напряжения
сохраняется близким к норме. Если он остается
таким до старта, то спортсмен находится
в состоянии стартового безразличия.
Обычно с приближением
соревнования напряжение возрастает.
Наиболее благоприятным случаем считается
тот, когда оптимальный уровень напряжения
совпадает со временем старта. Возникающие
в таких случаях состояние называют состоянием
боевой готовности.
Оптимальный уровень психического
напряжения может не совпасть со временем
старта. Однако сохранить оптимальный
уровень готовности к деятельности длительное
время практически невозможно. В этих
случаях психическое напряжение усиливается,
переходя в напряженность, так что в результате
спортсмен оказывается в состоянии стартовой
лихорадки.
Наихудший вид предстартового
состояния возникает, когда уровень
психического напряжения падает резко,
- это состояние стартовой апатии.
Итак, исходя из вышеизложенного
и в результате исследований развитие
психической саморегуляции своей психической
деятельности должно осуществляться по
следующим направлениям:
- Формирование позитивного, конструктивного отношения к развитию и совершенствованию психорегуляции и использованию ее в тренировочной и соревновательной деятельности.
- Развитие и совершенствование психических функций, лежащих в основе регуляции своего психического состояния.
- Развитие помехоустойчивости к сбивающим факторам объективного и субъективного характера.
- Обучение самоконтролю и саморегуляции психического состояния (успокоению, расслаблению, мобилизации).
- Обучение управлению направленности сознания на содержание выполняемой деятельности.
- Повышение эмоциональной устойчивости.
Физиологические основы физической
культуры. Высшая нервная деятельность.
Материалистические представления
о природе и детерминированности
высших проявлении жизни, выдвинутые еще
философами Древней Греции, получили
физиологическое обоснование в трудах
И. М. Сеченова и И.П.Павлова.
Разрабатывая физиологические
проблемы нервной деятельности и открыв
в центральной нервной системе явления
торможения, И.М.Сеченов в 1863г. В своей
замечательной книге «Рефлексы головного
мозга» высказывал чрезвычайно смелую
для своего времени мысль о том, что все
произвольные движения, психические явления
и мысли человека по своей природе являются
отраженными (рефлекторными). Эти идеи
И.М.Сеченова, сформулированные на основании
ряда наблюдений, получили дальнейшее
развитие в трудах другого гениального
русского ученого – И.П.Павлова, обосновавшего
на основании экспериментальных работ
своих многочисленных сотрудников учение
о высшей нервной деятельности, о формировании
временных рефлекторных связей или условных
рефлексов.
Приспособление животных
и человека к изменяющимся условиям
существования во внешней среде
обеспечивается деятельностью нервной
системы и реализуется через
рефлекторную деятельность. В процессе
революции возникли наследственно
закре6пленные реакции (безусловные
рефлексы), которые объединяют и
согласовывают функции различных
органов, осуществляют адаптацию организма.
У человека и высших животных в
процессе индивидуальной жизни возникают
качественно новые рефлекторные
реакции, которые И.П.Павлов назвал
условными рефлексами, считая их самой
совершенной формой приспособления. В
то время как относительно простые формы
нервной деятельности определяют рефлекторную
регуляцию гомеостаза и вегетативных
функций организма, высшая нервная деятельность
обеспечивает сложные индивидуальные
формы поведения в изменяющихся условиях
жизни. Высшая нервная деятельность реализуется
за счет доминирующего влияния коры на
все структуры нервной системы.
Физиология высшей нервной
деятельности располагается на стыке
биологии, психологии, медицины, педагогики,
ветеринарии и зоологии. Она изучает
нервные механизмы сложного поведения
животных и мыслительной активности
человека, относящиеся к психической
деятельности. Если основные законы работы
органов и систем практически
одинаковы у всех людей, то психика
– это то, что отличает одного
человека от другого. Психика – это
внутренний, субъективный мир человека.
Это принадлежащая конкретному человеку
картина мира, существующая именно в его
мозгу. Психика человека зависит не только
от его индивидуальных наследственных
задатков, но и от жизненного опыта, который
он накопил. Именно благодаря психическому
компоненту поведение человека так разнообразно
и неповторимо.
Своеобразен и психический
мир животных. Собака научается тонко
различать интонации голоса хозяина.
Но пережевывание ею оказавшейся
во рту пищи не является психической
деятельностью.
Итак, предмет физиологии
высшей нервной деятельности – это
объективное изучение материального субстрата
психической деятельности мозга и использование
этих знаний для решения практических
задач сохранения здоровья и высокой работоспособности
человека, управления поведением.
Высшая нервная
деятельность – это деятельность высших
отделов центральной нервной системы,
обеспечивающая наиболее совершенное
приспособление животных и человека к
окружающей среде.
К высшей нервной деятельности
относится деятельность коры больших
полушарий и ближайших подкорковых узлов
(подкорковые ядра переднего и промежуточного
мозга). По И.П. Павлову, в основе ВНД лежат
условные и сложные безусловные рефлексы.
В процессе эволюции в поведении начинают
доминировать условные рефлексы. Термин
«высшая нервная деятельность» введен
в науку И.П. Павловым, считавшим его равнозначным
понятию «психическая деятельность».
Объективное изучение условных
рефлексов позволило развить
дополнительные методы для изучения
и локализации процессов высшей
нервной деятельности. Методы исследования
условнорефлекторной деятельности
основаны на сочетании в определенных
временных отношениях различных
индифферентных раздражителей с
действием других раздражителей, вызывающих
какую-либо деятельность. Из них наиболее
часто используют следующие методы.
- Возможность формирования условных рефлексов на разные формы раздражителей. У собаки можно сформировать условный рефлекс на не воспринимаемый ухом человека сверхвысокий тон с частотой 25 кГц, что свидетельствует о более широких границах первичного восприятия звуковых сигналов собакой по сравнению с человеком.
- Онтогенетическое изучение условных рефлексов. Изучая сложное поведение животных разных возрастов, можно установить, что в этом поведении является приобретенным, а что – врожденным. Например, у щенков, никогда не видевших мяса, слюна при его виде не выделяется. Значит, выделение слюны при виде мяса – не врожденный, а приобретенный в процессе жизни рефлекс.
- Филогенетическое изучение условных рефлексов. Сравнивая условные рефлексы у животных разного уровня развития, можно установить, в каких направлениях идет эволюция высшей нервной деятельности. Оказалось, что скорость образования условных рефлексов нарастает от беспозвоночных к позвоночным животным, сравнительно мало изменяется на протяжении всей истории последних и скачком достигает способности человека сразу связывать однажды совпавшие события. В этих переходах отразились переломные моменты эволюции, связанные с возникновением и развитием новых механизмов условно-рефлекторной деятельности мозга.
- Экологическое изучение условных рефлексов. Изучение условий жизни животного может быть хорошим приемом, раскрывающим происхождение особенностей его высшей нервной деятельности. Например, голубь, ориентирующийся в воздушном пространстве преимущественно с помощью зрения, вырабатывает зрительные условные рефлексы гораздо легче, чем слуховые, а у обитающей в темных подпольях крысы хорошо вырабатываются слуховые рефлексы и гораздо хуже зрительные.
- Использование электрических показателей условно-рефлекторной реактивности. Деятельность нервных клеток головного мозга сопровождается возникновением в них электрических потенциалов, по которым до известной степени можно судить о путях распространения и свойствах нервных процессов – звеньев условно-рефлекторных актов. Особенно важно, что биоэлектрические показатели дают возможность наблюдать формирование условного рефлекса в структурах мозга еще до того, как он проявится в двигательных или иных реакциях организма.
- Прямое раздражение нервных структур мозга. Этот метод позволяет вмешиваться в естественный порядок осуществления условного рефлекса, изучать работу его отдельных звеньев. Можно также ставить модельные опыты по образованию нервных связей между искусственными очагами возбуждения. Можно, наконец, прямо определять, как изменяется при условном рефлексе возбудимость участвующих в нем нервных клеток мозга.
- Фармакологические воздействия на условные рефлексы. Различные вещества по-разному влияют на активность нервных клеток. Это позволяет изучать зависимость условных рефлексов от изменений их активности. Например, введение кофеина – вещества, усиливающего процессы возбуждения, позволяет оценить работоспособность нервных клеток коры. При высокой работоспособности даже большие дозы кофеина лишь облегчают образование условных рефлексов, а при низкой работоспособности даже небольшая доза кофеина делает возбуждение непосильным для нервных клеток.
- Создание экспериментальной патологии условно-рефлекторной деятельности. Контролируемое физическое разрушение отдельных частей мозга позволяет изучать их роль в формировании и поддержании условных рефлексов. Например, хирургическое удаление височных долей больших полушарий ведет к так называемой «психической глухоте». Собака слышит все, что происходит вокруг, настораживает уши при достаточно громком звуке, но теряет способность «понимать» услышанное. Она перестает узнавать голос своего хозяина, не прибегает на его зов и не прячется от урожающих криков. Этого не происходит, если удалить не височную, а какую-либо другую долю коры больших полушарий. Так можно определить локализацию «корковых концов анализаторов».
- Моделирование процессов условно-рефлекторной деятельности. Развитие математических средств описания сложных явлений в последнее время достигло уровня, когда стало возможно их применение в биологических науках, в частности в физиологии высшей нервной деятельности. Результаты математического анализа дают основания для суждения о закономерностях формирования условных связей и позволяют в модельном эксперименте предсказывать возможность образования условного рефлекса при том или ином порядке сочетаний условного и безусловного раздражителей. Мощный толчок модельному исследованию условно-рефлекторной деятельности мозга дала практическая потребность в создании современных систем управления, воспроизводящих некоторые свойства работы мозга, вплоть до систем «искусственного интеллекта».
- Сопоставление психических и физиологических проявлений процессов высшей нервной деятельности. Такие сопоставления используют при изучении высших функций мозга человека. Соответствующие методики применяли для изучения нейрофизиологических процессов, лежащих в основе явлений внимания, обучения, памяти и т.п.