Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:05, курсовая работа
Цель исследования: определить какими принципами следует руководствоваться в системе физического воспитания.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по теме работы;
Выявить общеметодические принципы физического воспитания;
Выявить специфические принципы физического воспитания.
2) Находить наиболее оправданные соотношения в использовании разных форм наглядности, в частности, зрительной, звуковой, двигательной. К примеру, на начальном этапе обучения движениям зрительные восприятия играют решающую роль в формировании двигательного образа. В последующем эти функции переходят к звуковой наглядности и особенно двигательному анализатору. И чтобы ускорить его совершенствование, иногда целесообразно искусственно выключать зрительный анализатор (например, ведение баскетбольного мяча с закрытыми глазами).
3) Искать разумное соотношение наглядности и слова в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся. При этом важно помнить, что с увеличением возраста и уровня подготовленности удельный вес наглядности целесообразно снижать, а слова – соответственно повышать, чтобы совершенствовать осмысленно-сознательные способы деятельности, а не чисто подражательные. Более того, наглядность складывается не только из чувственных восприятий, но также из обратных представлений, которые формирует преподаватель в умах учеников своими объяснениями. Поэтому одного показа совсем не достаточно, т.к. в таком случае сущность двигательного действия не всегда будет понятна обучаемому. Следовательно, только параллельное применение словесных и наглядных методов может обеспечить полноценный эффект.
4. Для развития наблюдательности занимающихся преподаватель должен шире практиковать различные специальные задания по наблюдению за техникой, тактикой, спортивной борьбой более сильных спортсменов и команд с обязательным последующим анализом и обобщением увиденного. При этом не следует забывать, что наглядность не является самоцелью, а служит лишь одним из необходимых средств для успешного осуществления процесса физического воспитания.
1.3 Принцип доступности и индивидуализации
Данный принцип, как вытекает из его названия, предусматривает обязательный учет индивидуальных возможностей занимающихся при определении для них посильных нагрузок и заданий. Иначе говоря, предлагаемые нагрузки (физические, психические, интеллектуальные) должны быть доступными для каждого индивида.
Это требование напрямую вытекает из сформулированного в физиологии академиком И.П. Павловым так называемого закона силы, согласно которому величина ответной реакции организма прямо пропорциональна величине воздействия. Н.Е. Введенский вывел некоторые ограничения в проявлении этого закона. Оказывается, что при чрезмерно сильных воздействиях величина ответной реакции не увеличивается, а наоборот, снижается (это явление получило название закона оптимума-пессимума). Отсюда следует, что очень большая нагрузка для человека не приведет к желаемому эффекту, а легкая нагрузка не будет вызывать необходимых для развития функциональных перестроек в организме. Поэтому целесообразно находить и предлагать занимающимся только оптимальные по величине нагрузки, получившие название доступных. Выход за рамки оптимальности в любую сторону полноценного развития не обеспечивает. И в этом плане доступность отнюдь не означает легкости. Доступность – это такая по величине трудность, с которой человек справляется при проявлении значительных, но не запредельных усилий.
Следовательно, основное назначение принципа доступности и индивидуализации в процессе физического воспитания состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечивать любого занимающегося индивидуально-оптимальными нагрузками с целью развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физической работоспособности. Во-вторых, исключать вредные для организма последствия, вызываемые непосильными тренировочными нагрузками, требованиями, заданиями.
Таким образом, в этом принципе сконцентрировано фактически основное назначение всего физического воспитания, сущность которого можно кратко выразить формулой – эффективно совершенствовать физическую сферу человека, не нанося при этом вреда его здоровью. Следовательно, одним из центральных вопросов физического воспитания является определение меры доступного для каждого индивидуума на всех этапах физкультурно-спортивных занятий. Определяя величины доступности, необходимо исходить из важнейшей педагогической установки – применяемые нагрузки всегда должны оцениваться не только по показателям прироста тренированности, но также по их оздоровительному эффекту для занимающихся. Если бы для всех из них, особенно в спорте, удавалось всегда находить меру доступности, т.е. оптимальные по величине нагрузки, то наблюдался бы колоссальный прогресс в уровне спортивных достижений и росте спортивного долголетия, исчезли бы явления перетренировок. В этом плане общественная значимость физической культуры и спорта только бы возросла и воспринималась людьми как важнейшая жизненная ценность. Мера доступности нагрузок пока, к сожалению, нередко определяется методом проб и ошибок, не обеспечивая должного эффекта. В настоящее время для её обоснования разработаны некоторые общие положения, которые служат лишь ориентирами в реализации принципа на практике:
1) При определении меры доступного преподаватель должен руководствоваться прежде всего учебными программами и нормативными требованиями, установленными для различных возрастных и половых контингентов населения на основе исследовательских материалов и практического опыта. Однако, следует иметь в виду, что данные нормативы и задания являются усредненными, а значит, зачастую и непригодными для конкретного человека. Поэтому даже вполне обоснованные программные требования не освобождают преподавателя от необходимости тщательно изучать индивидуальные возможности занимающихся при определении для них границ доступности.
2) Величины доступности (также усредненные), зафиксированные в нормативных основах отечественной системы физического воспитания (в зачетных тестах, спортивной классификации, военно-спортивных комплексах и др.), также можно использовать в практической работе в качестве исходных ориентиров определения нагрузок.
3) Сведения об индивидуальных возможностях занимающихся преподаватель может получить в результате применения специальных тестов по физической и технической подготовленности, педагогических наблюдений, а также систематического врачебно-педагогического контроля, включающего различные функциональные пробы. На основе таких денных возможно более конкретное приближение к установлению оптимальных индивидуальных нагрузок.
4) Важным моментом для обоснования допустимых нагрузок и заданий является положение о постепенности их увеличения и усложнения. В связи с тем, что функциональные возможности организма повышаются плавно и постепенно, то и соответствующие нагрузки необходимо увеличивать также без резких скачков.
5) Для практического осуществления принципа доступности важно соблюдать некоторые методические правила от легкого к трудному, от простого к сложному, от освоенного в неосвоенному. В этих установках выражено требование о преемственности занятий, согласно которому необходимо распределять программный учебный материал таким образом, чтобы содержание ряда предыдущих занятий служило ступенькой, подводящее к освоению предыдущих.
В заключение отметим, что при определении индивидуальной меры доступности специалист обязан учитывать достаточно широкий комплекс объективных и субъективных характеристик занимающихся.
Объективными считаются, во-первых, показатели здоровья (функциональные пробы, артериальное давление, кардиограммы, стабильность веса, наличие травм и т.д.). Во-вторых, показатели тренированности (МПК, ЖЕЛ, уровень физической и технической подготовленности, динамика спортивных результатов и др.). Использование объективных критериев требует взаимного содружества преподавателя и врача.
К субъективным критериям, дающим важную информацию о влиянии применяемых нагрузок на организм человека, обычно относятся: аппетит, самочувствие, желание тренироваться, участвовать в соревнованиях и т.д. При этом надо отметить, что в сфере физического воспитания и массового спорта преподаватель-тренер пока вынужден зачастую руководствоваться при установлении нагрузок данными преимущественно субъективного характера, которые он получает в результате собственных наблюдений, а также от занимающихся. В спорте высших достижений уже широко используются и объективные показатели.
Если же смотреть на перспективы, то специалисты завтрашнего дня должны владеть всем багажом объективных и субъективных тестов для определения величин доступности нагрузок с учетом их реальной, в том числе оздоровительной пользы для занимающихся.
1.4 Принцип систематичности
В физическом воспитании и спортивной тренировке принцип систематичности по праву признается центральным, специфически стержневым. Нарушение хотя бы некоторых его положений наиболее сильно сказывается на эффекте всего физического воспитания, делая его либо бессмысленным, либо вредным для здоровья. Нерегулярные, эпизодические занятия физическими упражнениями ожидаемой пользы человеку не приносят.
Принцип систематичности отражает одну из наиболее существенных биологических закономерностей, известной под названием «фазового изменения работоспособности человека». Именно на ее основе строится процесс физического воспитания, особенно спортивная тренировка. Сущность фазового изменения работоспособности состоит в следующем. При выполнении физических нагрузок в организме человека постепенно наступает утомление. Эта первая фаза называется фазой снижения работоспособности. После прекращения работы, во время отдыха, обязательно наступает фаза восстановления работоспособности. И если выполняемая работа была достаточно значительной (т.е. в соответствии с принципом доступности), то проявляется третья фаза – фаза сверхвосстанояления (суперкомпенсации). С ее исчезновением работоспособность возвращается к исходному уровню, что свидетельствует о начале так называемой редукционной фазы.
К настоящему времени уже известны некоторые особенности проявления закона фазового изменения работоспособности, которые имеют большое методическое значение в физическом воспитании. Рассмотрим некоторые из них:
1) Степень сверхвосстанояления зависит от величины нагрузки. Чем выше в пределах допустимого выполненная нагрузка, тем значительней уровень повышенной работоспособности.
2) Длительность фазы суперкомпенсации у человека зависит от продолжительности выполняемой им физической нагрузки. Фаза сверхвосстановления дольше сохраняется после длительной работы и быстрее проходит после кратковременной.
3) Одна и та же по величине физическая нагрузка, применяемая в системе занятий регулярно, с каждой последующей серией занятий вызывает в организме всё меньшие психофизиологические и другие сдвиги, т.е. происходит соответствующая адаптация к нагрузке, получившая название явления «экономизации функций».
4) Наиболее заметный рост тренированности в системе занятий происходит тогда, когда каждая последующая нагрузка дается в фазе сверхвосстановления.
Таким образом, принцип систематичности можно сформулировать следующим образом – физическими упражнениями целесообразно заниматься регулярно, в идеале на протяжении всей жизни, при оптимальном чередовании доступных индивидуальных нагрузок с необходимым отдыхом. Естественно при этом, что с увеличением возраста человека уровень доступных нагрузок будет постепенно уменьшаться, а продолжительность необходимого отдыха увеличиваться.
Назначение принципа систематичности, исходя из этого, будет заключаться, во-первых, в том, чтобы обеспечить суммирование срочных тренировочных эффектов (сдвигов в организме), достигнутых благодаря фазам сверхвосстановления; во-вторых, в обеспечении адаптации организма к предъявляемым ему нагрузках, которая позволяет их постепенно увеличивать и тем самым повышать работоспособность; в-третьих, в закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков.
Принцип систематичности на практике реализуется путем соблюдения следующих методических требований:
1) Важно последовательно соблюдать идею многолетней непрерывности осуществления физического воспитания, не допуская неоправданных перерывов в занятиях. Дело в том, что достигнутый в результате тренировочных занятий уровень функциональных и морфологических изменений (умения, навыки, физические качества, общая и специальная работоспособность) при прекращении занятий постепенно снижается. Причем некоторые регрессивные изменения выявляются уже на 7-й день.
2) Рационально чередовать нагрузку и отдых. Между занятиями целесообразен такой интервал отдыха, чтобы не происходила утрата положительного эффекта от предыдущего занятия. Эффект каждого последующего занятия должен «наслаиваться» на следы прошлого, закрепляться и суммироваться. Таким образом, в результате многих занятий возникает «кумулятивный эффект», вызывающий стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера (к примеру, растет сила и увеличивается мышечная масса). Наименьшие интервалы между занятиями целесообразны при воспитании скоростных и координационных способностей, несколько большие – при развитии силы, самые продолжительные – при совершенствовании выносливости.
3) С учетом гетерохронности (неодновременности) воссстановления различных функциональных систем организма можно практиковать разные интервалы отдыха в зависимости от характера нагрузки. Например, после кратковременной интенсивной физической работы в мышцах повышается уровень гликогена после 1 часа отдыха, а через 12 часов он становится исходным. После продолжительной объемной работы сверхвосстановление наступает примерно через сутки, но зато и сохраняется в пределах около двух-трех суток.
В массовой практике физкультурных занятий с молодежью типичными можно признать однодневные интервалы отдыха, т.е. трехразовые упражнения в неделю. Такой физкультурный режим позволяет обеспечить полное поддержание и некоторое улучшение уровня работоспособности, физических качеств и техники движений.
4) При построении системы занятий необходимо соблюдать одну из фундаментальных педагогических установок о единстве двух противоположных сторон – повторения пройденного материала и включение нового, вариативного. Повторение содержания занятий (физических упражнений, нагрузок, используемых методов и т.д.) необходимо на протяжении недельных, месячных и других циклов для обеспечения прочности усвоения, закрепления и соответствующей адаптации организма к нагрузкам.
Информация о работе Специфические принципы физического воспитания