Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:16, реферат
Спортивная физиология изучает физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам и резервные возможности организма, функциональные изменения и состояния организма при спортивной деятельности, физическую работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте.
Установлено, что сила мышц в течение дня колеблется и ее максимальное проявление наблюдается при внешней температуре +200С.
Развитие мышечной силы происходит к 25-35 годам, после чего начинается ее снижение. В результате тренировки мышечная сила значительно возрастает, но при утомлении она снижается (особенно хроническом), а также снижается при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, и во время посещения бани (сауны) и др.
2. Силовые индексы (зависимость между массой тела и мышечной силой) получают делением показателей силы на массу тела и выражают в процентах. Чем больше мышечная масса, тем больше мышечная сила: сила кисти (кг): массу тела (кг)∙100%. Средней величиной силы кисти у мужчин считают 70-75% от веса.
3. Становая сила определяет силу разгибателей мышц спины, она измеряется становым динамометром (кг). Противопоказаниями для измерения становой силы являются грыжи (паховая, пупочная), гипертоническая болезнь, миопатия, беременность и т.д.
Становой динамометр фиксируется к доске. Испытуемый встает на доску, наклоняется вперед (ноги должны быть выпрямлены), берет ручки динамометра (они должны располагаться на уровне коленных суставов) и тянет их вверх.
Средняя становая сила у мужчин 200-220% от веса, у женщин 135-150%, у спортсменов 260-300% и у спортсменок -150-200%.
4. Показатель развития мышц
5. Взаимосвязь между мышечной и становой силой основана на взаимодействии между признаками физического развития. При изменении одного признака меняется другой. Чтобы вычислить взаимосвязь «v» между признаками, нужно абсолютную кистевую мышечную силу разделить на абсолютную становую силу. Затем по группе нужно сложить все показатели (например, по абсолютной величине кистевой силы) и разделить на число участников. Связь между признаками будет положительная, если при увеличении одного признака увеличивается другой (например, при увеличении кистевой силы, становая сила тоже увеличивается), отрицательная - при увеличении одного признака, другой уменьшается. Предельное значение взаимосвязей «v» равно ±1, чем ближе «v» к единице, тем теснее связь между признаками; от 0,1 до 0,4 связь отсутствует; от 0,.4 до 0.6- связь слабая; от 0,6 до 0,8 - средняя; от 0,8 до 0,9 - сильная. Например, кистевая сила 20 кг, становая 60 кг. Взаимосвязь между признаками физического развития «v» = 20 : 60 = 0,33 - связь отсутствует.
Результаты исследования
П № п/п |
Ф.И.О. |
Вес тела (кг) |
Кистевая сила (кг) |
Становая сила (кг) |
Взаимо- связь «v» | ||||
абсол. |
относ. |
абсол. |
относ. | ||||||
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
Тестовые задания
3.1. Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития силы
1. Сила – это:
1) комплекс различных
проявлений человека в
2) способность человека
проявлять мышечные усилия
3) способность человека
преодолевать внешнее
4) способность человека
проявлять большие мышечные
2. Абсолютная сила – это:
1) максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела;
2) способность человека
преодолевать внешнее
3) проявление максимального
мышечного напряжения в
4) сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека.
3. Относительная сила – это:
1) сила, проявляемая человеком в расчете на 1 кг собственного веса;
2) сила, приходящаяся на 1см2 физиологического поперечника мышцы;
3) сила, проявляемая одним человеком в сравнении с другим;
4) сила, проявляемая при
выполнении одного физического
упражнения сравнительно с
4. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом для развития силы у мальчиков и юношей считается возраст:
1) 10 - 11 лет;
2) 11 – 12 лет;
3) от 13 – 14 до 17 – 18 лет;
4) от 17 – 18 до 19 – 20 лет.
5. Наиболее значительные
темпы возрастания
1) в дошкольном возрасте, особенно в 5 – 6 лет;
2) в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет;
3) в среднем школьном возрасте (12 – 15 лет);
4) в старшем школьном возрасте (16 – 18 лет
3. 2. Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития быстроты
1.Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется:
1) двигательной реакцией;
2) быстротой движения;
3) скоростно-силовыми
4) частотой движений.
2. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется:
1) простой двигательной реакцией;
2) скоростью одиночного движения;
3) скоростными способностями;
4) быстротой движения.
3. Какая форма проявления быстроты движения определяется по латентному (скрытому) периоду реакции?
1) время одиночного движения;
2) время сенсомоторной реакции;
3) время простой двигательной реакции;
4) максимальный темп движений.
4. Число движений в единицу времени характеризует:
1) темп движений;
2) ритм движений;
3) скоростную выносливость;
4) сложную двигательную реакцию.
5. Наиболее благоприятным
(сенситивным) периодом для развития
быстроты движений считают
1) от 7 до 11 лет;
2) от 14 до 16 лет;
3) 17 – 18 лет;
4) от 19 до 21 года.
6. Время двигательной
реакции у нетренированных
1) укорачивается с возрастом;
2) увеличивается с возрастом;
3) остается неизменным;
4) достигает предела функциональных возможностей.
7. У высококвалифицированных спортсменов время двигательной реакции (ВДР):
1) остается неизменным;
2) увеличивается с возрастом;
3) укорачивается с возрастом;
4) достигает предела функциональных возможностей.
3. 3. Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития выносливости
1. Способность противостоять
физическому утомлению и
1) функциональной устойчивостью;
2) биохимической экономизацией;
3) выносливостью.
2. Способность длительно
выполнять любую циклическую
работу умеренной мощности с
глобальным функционированием
1) физической подготовленностью;
2) общей выносливостью;
3) силовой выносливостью.
3. Общая выносливость не зависит:
1) от доставки кислорода к работающим мышцам;
2) от состояния дыхательной системы;
3) от состояния тренированности.
4. При развитии общей выносливости уменьшается:
1) объем сердца;
2) ударный объем крови;
3) артериальное давление.
5. В системе крови
при развитии общей
1) вязкость крови;
2) содержание лактата в крови;
3) объем циркулирующей крови.
6. Специальная выносливость в циклических видах спорта зависит:
1) от мощности работы;
2) от длины дистанции;
3) от скорости движения.
7. Выносливость измеряется:
1) коэффициентом выносливости;
2) максимальным потреблением кислорода и частотой сердечных сокращений;
3) временем, в течение
которого осуществляется
3. 4. Понятие о ловкости и гибкости: физиологические механизмы и закономерности их развития
1. Способность выполнять движения с большой амплитудой называется:
1) эластичностью;
2) стретчингом;
3) гибкостью;
4) растяжкой.
2. Способность выполнять
движения с большой амплитудой
за счет собственной
1) активной гибкостью;
2) специальной гибкостью;
3) пассивной гибкостью.
3. Под пассивной гибкостью понимают:
1) гибкость, проявляемую в статических позах;
2) способность выполнять
движения под воздействием
3) гибкость, проявляемая под влиянием утомления;
4) способность человека выполнять движения.
4. Для развития активной
гибкости наиболее
1) 5-7 лет;
2) 8-9 лет;
3) 10-14 лет;
4) 15-17 лет.
5. Какое из физических качеств при чрезмерном его развитии отрицательно влияет на гибкость: 1) выносливость; 2) сила; 3) быстрота; 4) координационные способности.
6. Гибкость (амплитуда движений) измеряется:
1) временем и параметрами удержания определенной позы в растянутом состоянии;
2) в угловых градусах или в линейных мерах (в см) с использованием аппаратуры или педагогических тестов;
3) показателем разницы между величиной активной и пассивной гибкости;
4) показателем суммы общей и специальной гибкости.
7. Разница между величинами активной и пассивной гибкости называется:
1) амплитудой движений;
2) подвижностью в суставах;
3) дефицитом активной гибкости;
4) индексом гибкости.
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ И ЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Физическая работоспособность — одна из важнейших составляющих спортивного успеха. Это качество является также определяющим во многих видах производственной деятельности, необходимым в повседневной жизни, тренируемым и косвенно отражающим состояние физического развития и здоровья человека, его пригодность к занятиям физической культурой и спортом.
Под физической работоспособностью понимают способность человека выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях профессиональную деятельность, сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме.
Прямые показатели позволяют оценивать спортивную деятельность, как с количественной стороны (метры, секунды, килограммы, очки и т.д.), так и с качественной стороны (надежность и точность выполнения конкретных физических упражнений).
Косвенные критерии работоспособности представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и в процессе труда ухудшаются раньше, чем ее прямые критерии.
4. 1. Методы тестирования физической работоспособности
Определение уровня физической работоспособности у человека осуществляется путем применения тестов с максимальными и субмаксимальными мощностями физических нагрузок.
В тестах с максимальными мощностями физических нагрузок испытуемый выполняет работу с прогрессивным увеличением ее мощности до истощения (до отказа). К числу таких проб относят тест Новакки и др.
Тесты с субмаксимальной мощностью нагрузок осуществляются с регистрацией физиологических показателей во время работы или после ее окончания. К их числу относятся хорошо известные пробы С. П. Летунова, Гарвардский степ-тест, тест Мастера и др. Принципиальная особенность этих проб заключается в том, что между мощностью мышечной работы и длительностью ее выполнения имеется обратно пропорциональная зависимость, и с целью определения физической работоспособности для таких случаев построены специальные номограммы.
Широкое распространение получило тестирование физической работоспособности по ЧСС. Это объясняется тем, что ЧСС является легко регистрируемым физиологическим параметром. Важно и то, что ЧСС линейно связанная с мощностью внешней механической работы и количеством потребляемого при нагрузке кислорода.
В спорте используется тест РWС170 (PWC — это первые буквы английского термина «физическая работоспособность» — Physical Working Capacity), который ориентирован на достижение определенной ЧСС (170 сердечных сокращений в 1 минуту). Испытуемому предлагается выполнение на велоэргометре или на степ-тесте двух пятиминутных нагрузок умеренной мощности с интервалом 3 мин, после которых измеряют ЧСС. Расчет показателя РWС170 производится по следующей формуле: