Спринт и методика развития скорости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 09:48, реферат

Краткое описание

Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.

Содержание

І. Введение
ІІ. Основная часть
2.1. Скоростные способности человека
2.2. Задачи развитие скоростных способностей
2.3 Реакции в спорте
2.4 методы развития скоростных способностей
2.5 Основные скоростные способности
2.6 Развития быстроты движении реакции
Ш. Заключительная часть
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

спринт и его скоростные качества скоростные силовые качества спортсмена жиберетин тарсырма.docx

— 228.92 Кб (Скачать файл)

 

В простой двигательной реакции выделяют два основных ее компонента:

 

1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации двигательных действий в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.

 

2. Моторный, за счет совершенствования которого, в основном, и происходит сокращение времени реагирования.

 

Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.

 

При выполнении напряженной мышечной работы у хорошо тренированных к ней людей наблюдается укорочение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата. У менее тренированных - время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА.

 

После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов, в связи с перевозбуждением ЦНС. Такое состояние, как правило, сопровождается нарушением тонких двигательных дифференцировок и снижает эффективность выполняемой работы.

 

В быту, спортивной и профессиональной деятельности во многих случаях не возникает необходимости специальной тренировки быстроты простой двигательной реакции. Для ее совершенствования бывает достаточно того улучшения времени реакции, которое происходит путем переноса при тренировке в скоростных упражнениях. Особую ценность в этом отношении представляют подвижные и спортивные игры.

 

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.

Повторный метод заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.

 

Расчлененный метод сводится к аналитической тренировке в облегченных условиях быстроты реакции и скорости последующих движений.

 

Например, при совершенствовании старта в спринтерском беге, возможна следующая схема использования расчлененного метода тренировки быстроты реакции на стартовый сигнал: 3, с. 43

 

1. Сначала выполняется  бег со старта под команду  с контролем времени в облегченных  условиях (со специальных колодок, под уклон или с помощью  тяги растянутого вперед резинового  амортизатора).

 

2. Затем выполняется бег  со старта на 10-20 м самостоятельно, без команды, но с контролем  времени бега, для отработки стартового  ускорения.

 

3. В заключение выполняется  групповой старт на 20-50 м, реагируя  по движению одного из участников  забега. «Лидер» меняется по очереди  в каждом забеге.

 

Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:

 

1. На первом этапе занимающиеся выполняют двигательное задание с максимальной быстротой. После каждой попытки руководитель сообщает время выполнения упражнения.

 

2. На втором этапе повторяется  выполнение первоначального двигательного  задания, но занимающиеся самостоятельно  оценивают по своим ощущениям  быстроту его реализации, а затем  сравнивают свои оценки с реальным  временем выполнения упражнения.

 

Постоянное сопоставление своих ощущений с действительным временем выполнения упражнений совершенствует точность восприятия времени.

 

3. На третьем этапе  предлагается выполнять задание  с различной, заранее определенной  скоростью. Результат контролируется  и сравнивается. При этом происходит  обучение свободному управлению  быстротой реагирования.

 

Сложность расчлененного и сенсорного методов тренировки быстроты реакции состоит в том, что для их реализации необходимы определенные технические средства: электронные секундомеры с автоматической регистрацией начала и конца выполнения задания под команду и без команды.

 

В повседневной жизни чаще приходится сталкиваться со сложными реакциями, для реализации которых необходимо:

 

1. Адекватно оценить ситуацию.

 

2. Принять необходимое  двигательное решение.

 

3. Оптимально выполнить  это решение. При этом необходимо  помнить, что чем больше имеется  вариантов решения двигательной  задачи, тем более затруднено  принятие решения и длительнее  время реагирования. Наиболее существенное  уменьшение времени сложной реакции  наблюдается при совершенствовании  ее моторного компонента.

 

С другой стороны, чем менее трудным и более автоматизированным является само тренируемое движение, тем меньшее напряжение при его реализации испытывает нервная система, короче реакция и быстрее ответное действие. Отрабатывая технику спортивных или профессиональных действий в различных «стандартных» ситуациях, Вы как раз и решаете проблему ускорения оценки ситуации и принятия решения.

 

Гипоксия, а также сильное и продолжительное нервное напряжение могут привести к увеличению времени сложной реакции. Под влиянием утомления ухудшается и точность мышечно-суставного чувства.

 

Сложные реакции на движущийся объект (РДО) встречаются не только в спортивных играх, единоборствах, стрельбе по движущимся мишеням, но и во многих видах профессиональной деятельности. Время реакции может составлять от 0,25 до 3,0-4,0 секунд. На сенсорную фазу уходит примерно 0,05 секунды.

 

Значит, основное значение для быстроты реагирования имеют способность увидеть перемещающийся с высокой скоростью объект и моторная фаза реакции. На это и должна быть направлена тренировка.

 

Для тренировки используют упражнения с реакцией на движущийся объект. В тех случаях, когда объект зафиксирован взглядом уже до начала движения, время реагирования существенно уменьшается. Тренировочные требования должны постоянно усложняться:

 

1. Постепенным увеличением  скорости перемещения.

 

2. Внезапностью появления  объекта.

 

3. Сокращением дистанции  реагирования. Точность реакции  на движущийся объект совершенствуется  параллельно с развитием быстроты  реагирования.

 

Для развития быстроты реакции на движущийся объект можно использовать подвижные игры с небольшим (например, с теннисным) мячом и спортивные игры, но основными средствами тренировки все-таки являются упражнения, специфичные для каждого конкретного вида профессиональной (или спортивной) деятельности.

 

Развитие и совершенствование реакции выбора связано с принятием необходимого двигательного решения из нескольких возможных вариантов. Сложность осуществления реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки. Например, в рукопашной схватке противник может атаковать любой рукой или ногой в самой неожиданной последовательности.

 

Аналогичная ситуация может сложиться и при атакующих действиях в волейболе, футболе и в других играх.

 

При тренировке реакции выбора необходимо идти по пути постепенного увеличения числа возможных вариантов изменения обстановки. В ряде случаев большую роль в сокращении времени сложной двигательной реакции играет фактор предвосхищения ситуации (это так называемая антиципирующая реакция). Достигается такое предвосхищение событий и опережение действий противника тем, что опытный мастер-профессионал реагирует не только на само движение, но и на подготовительные действия к нему. Возможно это потому, что в каждом движении есть две фазы: 3, с. 44

 

1. Познотоническая выражающаяся в трудноуловимом для дилетанта изменении позы и перераспределении мышечного тонуса атакующим.

 

2. Моторная, или собственно движение.

 

Опытные мастера в единоборствах, спортивных играх, а также в некоторых видах профессиональной деятельности, умеют реагировать уже на первую, подготовительную фазу движения. В боевых и спортивных единоборствах этим, например, можно объяснить уход от ударов противника на ближней и средней дистанции, то есть, тогда, когда само время удара меньше времени принятия защиты.

 

Для совершенствования антиципирующей реакции сначала необходимо учиться реагировать на сознательно утрируемую напарником первую, подготовительную фазу движения, и постепенно тренировать выполнение упражнения максимально быстро.

 

5. Средства воспитания  скоростных способностей

 

 

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы (В.И. Лях, 1997).

 

1. Упражнения, направленно  воздействующие на отдельные  компоненты скоростных способностей:

 

а) быстроту реакции;

 

б) скорость выполнения отдельных движений;

 

в) улучшение частоты движений;

 

г) улучшение стартовой скорости;

 

д) скоростную выносливость;

 

е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

 

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на  все основные компоненты скоростных  способностей (например, спортивные  и подвижные игры, эстафеты, единоборства  и т.д.).

 

3. Упражнения сопряженного  воздействия:

 

а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);

 

б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

 

В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

 

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

 

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.

 

6. Методика развития быстроты  реакций и скорости движений

 

 

Целенаправленного развития быстроты и скорости движений требуют далеко не все современные профессии. Для большинства видов трудовой деятельности достаточно бывает того ее уровня, который достигается в процессе общефизической подготовки. Вместе с тем, работа операторов, пилотов авиалайнеров, водителей автотранспорта, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, различных служб охраны и т. п., требует высокого уровня развития быстроты.

 

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными. Для многих профессий созданы специальные электронные тренажерные системы, работа на которых одновременно совершенствует и специфические формы проявления быстроты. В процессе прикладной физической подготовки, для развития быстроты и скорости движений, могут быть использованы разнообразные упражнения. Отличные результаты достигаются при занятиях борьбой (вольной, классической, дзю-до, самбо), боксом, восточными видами единоборств, спортивными играми (теннис, настольный теннис, бадминтон, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей), легкой атлетикой, фехтованием и многими другими видами спорта.

 

В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнером и без партнера, групповые упражнения для развития и совершенствования быстроты и скорости движений. Некоторые из таких достаточно простых и эффективных упражнений приведены в данном разделе.

 

 

 

 

 

6.1 Упражнения для развития  быстроты

 

 

1. Бег со старта из  различных положений, в том числе  из положения сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону (относительно направления движения). Дозировка: [5-6 раз по 10-15 метров с интервалом в 1,0-1,5 минуты] х 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Эти упражнения рекомендуется выполнять по сигналу, в группе или самостоятельно, но, желательно, с контролем времени.

 

2. Бег с максимальной  скоростью на 30-60 метров. Дозировка: 3-5 раз х 1серии. Отдых до полного восстановления дыхания.

 

3. Бег с предельной  скоростью с «ходу»: 10-30 метров  с 30-метрового разбега. Выполнять, как  и предыдущее упражнение.

 

4. Быстрый бег под уклон (до 15 градусов) с установкой на  достижение максимальной скорости  и частоты движений на дистанции 10-30 метров с 30-метрового разбега. Дозировка: 3-5 раз х 1-2 серии.

 

5. Быстрый бег в парке  или в лесу с уклонами и  уходами от встречных веток  кустов и деревьев. Дозировка: быстрый  бег до 10 секунд с последующей  ходьбой 1-2 минуты. Всего выполнить 3-4 серии. Обратить внимание на меры безопасности.

 

6.2 Подготовка в беге  на 100 метров или в челночном  беге

Информация о работе Спринт и методика развития скорости