Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:41, контрольная работа
Телевидение и спорт тесно связаны друг с другом, их союз взаимно выгоден и, в то же время, он приводит к трансформации обеих сторон.
Среди разнообразных программ, выходящих в эфир, важную роль играют форматы, изначально приспособленные для телевизионного показа, — такие как ток-шоу, музыкальные видеоклипы или сериалы. Для того чтобы они могли бытовать за пределами масс-медиа, они перестраивают свою структуру, адаптируются к иной реальности. Одновременно на телевидении есть “гибридные” программы, которые строятся за счет съемок телекамерой определенных социокультурных практик (например, военных действий, концертов, праздников, путешествий, и т. п.), которые приспосабливаются к требованиям медиума.
1. Введение……………………………………………………….3
2. Глобальное медиасобытие…………………………………....4
3. Спорт в телевизионном потоке…………………………….....7
4. Спорт, телевидение, реклама………………………………....9
5. Заключение…………………………………………………….9
6. Список литературы…………………………………………..13
гнозов. «Около-спортивный» информационный шум на телевидении позво-
ляет событию обрести дополнительную достоверность и значимость, пере-
сечь границы передачи и отразиться в программах других жанров (спортив-
ная аналитика, ток-шоу).
Телевизионный спорт потребляется аудиторией как вид развлекательной
программы. Большинство телепередач позволяет зрителям выбирать режи-
мы просмотра—от активного интереса с элементами сотворчества (наделения
собственными значениями того, что происходит на экране), до отстраненного
наблюдения за сменой картинки и звука «в ящике». Спортивные трансляции
также дают возможность следить за ними с напряжением болельщика или
в фоновом режиме, при котором включенный телевизор создает иллюзию
насыщенности жизни. Выбор спорта для расслабления у экрана показателен:
этот культурный продукт наделяется значениями «безопасности», иногда «красоты». В отличие от сериала, ток-шоу или даже поп-концерта в спортивной трансляции сведен к минимуму мелодраматический разговор. В то же время, если фильм требует внимания к сюжету, то к состязанию можно подключаться в разные моменты, поскольку комментарий постоянно компенсирует зрительское незнание и невнимание, и потому что, в конечном счете, важен итог соревнования.
Согласно Н. Луману, развлечение в медиа строится на основе игры, созда-
ния в тексте не только напряжения, но и неожиданности, нарушения порядка.
Если в новостях подобные моменты могут быть просто пересказаны, то теле-
визионный спорт не может быть полностью воспроизведен в вербальном тек-
сте: для него важно, прежде всего, визуальное представление действия, где
делаются видимыми все ошибки и удачи атлетов, переходы «от контроля над
телом к его неподконтрольности», где удовольствие от просмотра создается
за счет непредсказуемости развития действия.
Этот вид телепередач отличается от программ, задействующих элементы сценической постановки. Развлекательность спортивного состязания обладает особым свойством не сделанности: внезапность, характерный слом зрительского ожидания происходит не в сценарии, а «в самой жизни». Сами болельщики говорят о специфическом удовольствии от «частности» происходящего. На современном телевидении параллельно развивается направление спортивного развлекательного шоу, «sportainment», где присутствуют все базовые элементы спортивной трансляции за исключением одного: здесь действие подчинено заранее написанному сценарию. Примером такого вида программ может быть рестлинг.
Наконец, телевизионный спорт тесно связан с такой программной областью как реклама. Зависимость спортивных трансляций от компаний-спонсоров подразумевается: насыщенность этих передач рекламными сообщениями
часто превосходит аналоги в других программах. Это не только коммерческие ролики в заставках и в паузах, представляющие трансляцию как дар рекламиста (футбол от «Мастер Карт», бокс от «Немирова», хоккей от «Союз-Виктан»), и декларирующие совпадение интересов индустрии и зрителей. Рекламными текстами размечены стадионы, экипировка атлетов. В телевизионной рекламе вне зависимости от программы, в которую она включена, фигурируют звезды спорта: при всей очевидности приемов, которыми пользуется реклама, высокий профессионализм и успешность этих людей служат для создания эффекта подлинности в рекламном тексте. Связь между образом и референтом в нем не обязательна, но в отличии от Ковбоя Мальборо или Тети Аси, спортсмены существуют где-то в закадровой реальности (в чем зрителей также убеждает система медиа), и обладают умением качественно выполнять свою работу.
В то же время, это не профессиональные актеры, поэтому предполагается,
что в рекламных роликах атлеты играют самих себя.
Телевизионный спорт может быть рекламным посланием, поскольку он
предлагает зрителям определенные образы своего «я», стили жизни. Неслу-
чайно популярность любительского спорта (например, лыж, тенниса, скейт-
борда) связана с тем, насколько подробно и привлекательно телевидение показывает сезонные соревнования в тех или иных спортивных видах и дис-циплинах. Перевод спорта на телевизионный язык.
Все эти качества делают спорт органичным продуктом для телевидения.
Но любое сообщение в эфире должно подвергнуться переводу на телевизи-
онный язык. Для этого сами спортивные игры и правила должны несколько
измениться. Привычные практики подстраиваются под формат экрана, транс-
ляции и под особенности телевидения как медиума. Качества средства коммуникации переносятся на содержание, на сам спорт.
В телевизионном пространстве существует лишь то, на что смотрит камера,
поэтому развитие тех или иных видов спорта зависит от степени их зрелищ-
ности, возможностей их выигрышной трансляции. Происходящее на экра-
не должно быть достаточно «свежим», чтобы претендовать на новость или
информационный повод. Спорт реагирует на этот запрос оперативно, ставя
решающие матчи на время вечернего эфира, не слишком рано, но и не поздно, так, чтобы они могли быть показаны «вживую», и увидены большим числом зрителей. В ответ телевидение делает востребованными состязания региональных клубов, соревнования в менее популярных видах спорта, вырабатывая привычку у глобальной аудитории к бесперебойности трансляций шоу.
В этом смысле спорт выгоден для медийного освещения, поскольку это про-
дукт, который всегда в наличии. Хотя Олимпийские игры происходят не каж-
дый год, но еженедельно в сетке вещания можно найти чемпионат мира
по горным лыжам, гольфу, фехтованию, или напряженную игру на выбывание из высшей лиги в экзотическом виде спорта. Телевидение приучает зрителей следить за спортом как таковым, потреблять образы борьбы за лидерство, психологических поединков, триумфов и поражений, учит подставлять нужные различающие знаки в понятные формулы соревнований.
Необходимость производить все больше разного шоу, в данном случае,
спортивного, подталкивает спорт к специализации и диверсификации. Суще-
ствующие виды дробятся, из них выделяются и становятся самостоятельными новые. Например, из фристайла 1980-х гг. выделились могул, лыжная акробатика и лыжный балет, причем первые две дисциплины получили статус олимпийских. Поощряя эту тенденцию, телевидение обращается не только к широкой публике, но и адресно к отдельным группам зрителей. Оно пропагандирует спортивный экстрим, подавая его в качестве модного стиля жизни для молодых и обеспеченных людей, активно осваивает экзотические виды, такие как мототриал, конструируя из них необычное шоу, плохо укладывающееся в знакомые рамки спорта.
На телевидении может быть показано и, следовательно, наделено реаль-
ностью, то, что «медийно», то есть, адаптировано к ограниченной длитель-
ности трансляции и отвечает критерию визуального интереса. Некоторые
виды спорта были вынуждены изменить свои правила и порядки проведения
встреч так, чтобы их новый формат был приспособлен к требованиям теле-
передачи. Например, в волейболе, теннисе, шахматах были введены поправ-
ки к правилам, предотвращающие затягивание игр и дающие возможность
завершать соревнования за более короткое время, чтобы их можно было уло-
жить в рамки трансляции.
Телезрителю не должно быть скучно; его следует удержать от переключе-
ния канала. Для этого изобретаются новые спортивные развлечения, вво-
дятся более зрелищные дисциплины. Сами спортсмены и организаторы игр
выражают беспокойство за судьбу традиционных и менее приспособленных
к медиа видов состязаний. Так, в лыжных гонках, наряду с классическими дистанциями в пятнадцать, тридцать и пятьдесят километров, со сравнительно неторопливым развитием действия, появились спринтерские забеги на один километр продолжительностью в две-три минуты. Такая дисциплина отвечает клиповому зрению, к которому аудиторию приучило телевидение. Она заставляет зрителя следить за гонкой с напряжением, и если внимание болельщика к динамичному показу ослабевает, то он пропускает эпизоды смены лидерства, драматической борьбы, случайных ошибок спортсменов. В биатлоне вводится новая вечерняя гонка: она проходит на темной трассе с эффектным искусственным освещением, превращающем стадион и лес в декорации фантастического шоу. Хотя эти условия неудобны для биатлонистов, новая дисциплина выигрышно смотрится на телеэкранах. В трансляциях ряда соревнований
используются приемы «sportainment»—игровые заставки с участием спорт-
сменов, музыкальные клипы и промо-ролики к розыгрышам кубков.
Характерная черта телевидения как медиума заключается в том, что его
программы нарративны, тяготеют к разговору, проговариванию, пережива-
нию события в речи. Телевизионный спорт производит целый ряд передач,
посвященных разговору о спорте. Даже в том случае, когда исход состязания
ясен, а само действие не требует такого же подробного обсуждения как поли-
тические новости, в таких программах производится разбор хода игры, анализ результата, оцениваются действия спортсменов и тренеров, перепроверяются решения судей. Участники вспоминают прежние достижения проигравшего атлета или команды, выражают надежды на их лучшие выступления, обращаются к будущему—к прогнозам, подсчету возможных очков, которые предстоит набрать соревнующимся. Так отдельное спортивное событие помещается в непрерывный континуум телевизионного спорта, внутри которого состоявшееся событие лишь инцидент. По мнению Дж. Эллиса, такой релятивизирующий разговор служит тому, чтобы притупить остроту конфликта в состязании, предложить выходы из тяжелой ситуации с поражением одной из сторон. Телевидение как медиум способно лишь до поры мириться с нерешенным конфликтом, перерабатывая его в потоке сообщений, призывая видеть его в большой перспективе, предлагая нарративные разрешения или симулируя их.
Телевизионный спорт, как и другие телепрограммы, производит множест-
во «историй». В нем востребованы повествования с героями и антигероями,
«живыми легендами», «тружениками», «возмутителями спокойствия», неожиданным триумфом, разочарованием, долгим возвращением в спорт, победителями и проигравшими. Спортивное шоу испытывает давление художественных телевизионных жанров. В речи комментаторов, интервью атлетов, передачах о спорте обыгрываются ходы из драмы, триллера, комедии положений; в рассказах о чужой и своей жизни при конструировании нарративов ощущается большая склонность к формульной драматизации.
Здесь проговариваются и получают подкрепление устойчивые мифологии
спорта: «вечные ценности» раскрываются на примере отдельных событий.
К мифам относится уже упоминавшееся понятие «честности», моральный
принцип «fair play», демократизм и равноправие спортсменов, успех, кото-
рого добиваются через тяжелый труд, преодоление себя и пределов возмож-
ного. Не менее популярен в дискурсе шоу топос взаимосвязи спорта, здоро-
вья и красоты; к нему присоединяются гендерные конструкции идеальных
тел «женщин» и «мужчин». Эти темы в современном спорте постоянно поро-
ждают скандалы, которые разворачиваются в СМИ,—о допинге и его хими-
ческой маскировке, несоответствии гормонов в теле спортсмена биологиче-
скому полу, а также о подкупе судей, необъективности в вынесении решений. Громкие медийные разбирательства заставляют думать об устойчивости норм, служат их новому утверждению, а иногда и ревизии. В результате в спорте постепенно оформляются новые установки. Они связаны с подвижностью современных культурных представлений о «правильных» телах спортсменов, условности систем оценки результатов (как это происходит в фигурном катании), спорной регламентации разрешенных и запрещенных препаратов (как в атлетике или лыжных дисциплинах).
Список литературы.