Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 23:38, реферат
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов и даже может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ 5
1.1. Реакции человека на стресс 7
1.2. Повышение стрессоустойчивости 8
1.3. Значение физического воспитания 11
1.4. Психологические преимущества от занятий спортом 11
ГЛАВА 2. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В УМСТВЕННОМ ТРУДЕ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЁ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ 13
2.1.Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 13
2.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 14
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 16
3.1.Использование физических упражнений как средства активного отдыха 16
3.2.Утренняя гигиеническая гимнастика 16
3.3. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов 17
3.4. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
• соблюдение режима умственного труда и отдыха;
• совершенствование коммуникативных качеств студентов между собой и преподавателями вуза;
• соблюдение всех факторов здорового образа жизни;
• обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма.
Однако, при составлении плана тренировочных
занятий не стоит забывать о необходимости
индивидуально-
Исходя из вышесказанного, упражнения на координацию и равновесие в процессе занятий рекомендуется использовать лицам с высоким уровнем тревожности, это будет способствовать формированию концентрации внимания, сосредоточенности. Упражнения с сопротивлением помогают сформировать установку на преодоление трудностей. Командные игры, эстафеты способствуют развитию коммуникабельности, повышению эмоционального фона.
1.3. Значение физического воспитания
Таким образом, разработка и реализация содержания и методов физического воспитания, ориентированных на приоритет здорового образа жизни, является важным шагом в решении основной проблемы физического воспитания: сохранения, укрепления и совершенствования функционального аспекта здоровья, включающего в себя физиологический, психологический и социальный компоненты. Физическая культура и спорт необходимы для социального становления молодого человека в современном обществе, являясь важным средством его всестороннего развития. Поэтому физическая культура в структуре образовательной и профессиональной подготовки будущих бакалавров и специалистов выступает не только в роли учебной гуманитарной дисциплины, но и как средство направленного развития целостной личности.
1.4. Психологические преимущества от занятий спортом
Наиболее распространенное психологическое преимущество от занятий спортом это повышение самооценки. Во время упражнений организм вырабатывает химические вещества – эндорфины. Эти вещества взаимодействуют с рецепторами мозга и при этом уменьшают восприятие боли.
Эндорфины также вызывают позитивные чувства. Так, например, состояние, возникающее после хорошей пробежки или любой другой физической нагрузки, можно описать как «эйфорию». Это чувство вызывает прилив позитивной энергии и новый позитивный взгляд на жизнь.
Действие эндорфинов можно сравнить с действием анальгетиков, что значит, что они снижают восприятие боли. Также их действие можно определить как седативное. Они вырабатываются в мозгу, спинном мозгу и многих других частях тела и высвобождаются в ответ на сигнал, полученный от мозговых химических веществ – нейротрансмиттеров. Нервные окончания, к которым приклепляются эндорфины, те же, что и при действии болеутоляющих средств.
ГЛАВА 2. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В УМСТВЕННОМ ТРУДЕ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЁ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность.
2.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. (Н.В.Шамшина, 2010)
Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы. (В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт,2006)
Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.
Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.
Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов студентов целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразное 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.
2.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.
Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.
Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). (Н.В.Шамшина, 2010)
При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).
3.2. Утренняя гигиеническая гимнастика
В процессе гимнастики усиливается деятельность всех органов и систем, повышается общий тонус, улучшается настроение. При подборе упражнений и дозировке физической нагрузки следует учитывать возраст, степень функциональных расстройств, а также предварительную тренированность. При выполнении комплексов гигиенической гимнастики рекомендуется следующая последовательность.
4. Упражнения типа приседаний, бег или подскоки.
5. Успокаивающие
упражнения на расслабление мышц конеч-
ностей и туловища. Обычная ходьба с
различными движениями
рук. Дыхательные упражнения. Упражнения
подбирают с учетом постепенного вовлечения
всех мышечных групп. (Епифанов В.А., 2006)
Информация о работе Управление предэкзаменационным состоянием студентов