Усовершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно - массовой работы с непосредственным валеологическим сопровождением всего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Целью физического воспитания в ВУЗе является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
Будущая профессия требует от выпускников высших учебных заведений крепкого здоровья. Здоровье молодежи является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….с.3
§1 Состояние здоровья студенческой молодежи и особенности учебной деятельности в процессе обучения в вузе……………………………..…с.4
§ 2 Сохранение и укрепление здоровья студентов - главная задача физического воспитания в вузе. Спортивно-массовая работа со студентами высших учебных заведений………………………………………………..с.9
Вывод………………………………………………………………………..с.14
Список использованной литературы……………………………………..с.15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

  Учебное занятие по  физической культуре необходимо  начинать, по мнению Дубровского В. И.[1], с  подготовительного этапа. Подготовка занимающихся к решению главных задач занятия выражается в организации группы, переключении внимания занимающихся на предмет занятий и создании у них бодрого настроения, подготовке двигательного аппарата и усилении функций внутренних органов.  Для этого в подготовительной части используются некоторые строевые и порядковые упражнения, ходьба с обычной или повышенной скоростью, бег умеренной быстроты и продолжительности, специально организованные упражнения на внимание, некоторые игры, обще развивающие упражнения с предметами (палки, набивные мячи, скакалки), упражнения на некоторых снарядах (гимнастической стенке, скамейке).

 Благодаря разминке  создаются лучшие условия для  образования двигательного стереотипа. Подбор упражнений и их дозировка  должны обеспечивать хорошее  разогревание, предохраняющее от  травм, возможных при выполнении  основных упражнений. Упражнения  выполняются с большой амплитудой, что позволяет более полно  использовать физиологические возможности  мышц и создаёт хорошие условия  для кровообращения.  Для того  чтобы обеспечить эффективность  подготовительной части урочного  занятия, надо проводить её  без пауз, но не доводить занимающихся  до утомления. Целесообразно чередовать  упражнения, обеспечивающие воздействия  на различные части тела и  группы мышц, а также упражнения  на силу с упражнениями на  растягивание, избегать выполнения  упражнения в одном и том  же темпе. Медленные и плавно выполняемые упражнения следует чередовать с более быстрыми и резкими.  Продолжительность подготовительной части при занятии 90 минут составит примерно от 15 до 25 минут, в отдельных случаях её продолжительность может варьироваться в сторону увеличения. Длительность разминки зависит также от температуры воздуха, т.е. при низких температурах необходимо более продолжительное разогревание.

   В основной части  урочного занятия разрешаются  следующие задачи: изучение и  совершенствование спортивных навыков;  дальнейшее развитие физических  качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости); воспитание волевых качеств; улучшение  функций органов дыхания, кровообращения  и других в целях укрепления  здоровья, повышения уровня физического  развития и подготовки занимающихся  к выполнению заданий с высокими  напряжениями; развитие умения применять  усвоенные навыки, знания и качества  в конкретной меняющейся обстановке. Для разрешения этих задач  широко используются обще развивающие  и специально подготовленные  упражнения, а также вспомогательные  из отдельных видов спорта и гимнастики. 

    Развитие и  совершенствование физических качеств  осуществляется двумя путями: в  процессе овладения двигательными  навыками (например, при изучении  техники бега на короткие дистанции  ведётся работа над развитием  быстроты) и специальным подбором упражнений.

   Воспитание волевых  качеств обеспечивается при изучении  двигательных навыков и формировании  физических качеств, а также  путём создания более трудных  условий – выполнение упражнений  на более сложном снаряде, игра  против значительно лучше подготовленной команды и т.п.

Применяя игры, полосы препятствий, учебные соревнования с противниками различной силы, а, также проводя  занятия в неодинаковую погоду,  решаются задачи по способности применять  усвоенные навыки, знания и качества в конкретной меняющейся обстановке.

Успех в разрешении задач  зависит от ряда причин. Во-первых, он зависит от того, как занимающиеся подготовлены к овладению средств  основной части урочного занятия, т.е. от качества подготовительной части  занятия; во-вторых, какова последовательность упражнений внутри основной части занятия.

По мнению Холодова Ж.К.[5], при расположении упражнений внутри основной части занятия необходимо  руководствоваться следующими положениями:

Упражнения или действия, намеченные к изучению в данном занятии, необходимо ставить первыми, т.е. сразу  после подготовительной части занятия. Это положение подтверждается данными  физиологической науки и опытом. И. П. Павлов указывал, что «тот раздражитель, который вы применяете первым, делается хозяином коры, т.е. представляет известный  тонус и понижает тонус основной коры».

Упражнения, направленные на развитие быстроты или требующие  высоко координированной деятельности отдельных частей тела, следует изучать  в начале основной части занятия. Так, например, на занятиях с лёгкой атлетикой основную часть рекомендуется  начинать бегом на короткие дистанции  или изучением техники метаний или прыжков.

Упражнения, выполнение которых  сопровождаются резким повышением эмоционального состояния и интенсивности физиологических  процессов, например игры с бегом, прыжками, преодоление полосы препятствий, лучше  проводить в конце основной части занятия.

Упражнения, предлагаемые в  целях общего физического развития, могут занимать различное место  внутри основной части. Если на занятии  преследуются цели, главным образом, общего физического развития, то специальные  упражнения на силу, гибкость, выносливость следует давать сразу же за подготовительной частью. На занятиях же направленных на овладение двигательными навыками или тактическими умениями, специальные  упражнения на воспитание качеств лучше  выполнить в конце. При ином расположении развивающиеся явления переутомления отрицательно скажутся на овладении двигательными навыками.

Чередование упражнений должно осуществляться с учётом их преимущественного  воздействия на основные группы мышц или характера мышечной деятельности.

   Занятие должно  организованно заканчиваться. После  проведения основной части занятия  наблюдается значительное нервное  возбуждение, повышение частоты  пульса по отношению к исходному, учащённое дыхание, повышение тонуса мускулатуры. Необходимо завершить работу занимающихся, обеспечив переход к иной деятельности или к отдыху Хорошо закончить занятие упражнениями, снижающими мышечное напряжение, деятельность органов дыхания и кровообращения. В заключительной части целесообразно использовать упражнения средней интенсивности, по характеру противоположные предшествующей деятельности. Это отвечает и требованиям активного отдыха. Такими упражнениями будут некоторые игры, лёгкий бег, упражнения для отдельных частей тела с большой амплитудой.

Завершение занятия должно обеспечить хорошее самочувствие студентов, ощущение бодрости и желание заниматься в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

Здоровье во все времена  считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия. Очевидно, что от состояния здоровья организма и масштабов использования  его психофизиологического потенциала в большинстве своем зависит  и качество жизни человека.

Важным фактором, влияющим на состояние здоровья студенческой молодежи, является умственная работоспособность  в рамках освоения основной профессиональной программы.

Следовательно, студентки  старших курсов нуждаются в сохранении и укреплении здоровья, и для этого  является необходимым осуществление  целенаправленной физкультурно-оздоровительной  работы в вузе в соответствии с  особенностями учебной деятельности.

Спортивно-массовая работа в университете является продолжением учебно-воспитательного процесса, направленного  на профилактику здорового образа жизни, повышение массовости спортивных мероприятий. Принимая участие в различных видах соревнований на городском и региональном  уровне, студенты вуза нередко становятся призерами.

Таким образом, процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Дубровский Владимир Иванович. Гигиена физического воспитания и спорта: учебник / В.И.Дубровский. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 512 с.
  2. Ильинич, В.И.   Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И.Ильинич. - М. : Гардарики, 2007. - 366 с.
  3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ Ю.П. Лисицын - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 520 с.
  4. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д.Учебник для студентов, преподавателей, работников физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 1998, - 336 с.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта -М.: Академия, 2003. — 480 с.

 


Информация о работе Усовершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно - массовой работы с непосредственным валеологическим сопровождением всего