Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:37, творческая работа
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
1. Введение
2. Учет возрастных особенностей при занятиях физкультурой и спортом
2.1 Физическое воспитание детей грудного возраста
2.2 Физическое воспитание детей преддошкольного периода
2.3 Физическая культура младшего школьного возраста
2.4 Физическая культура старшего школьного возраста
2.5 Физическая культура в зрелом возрасте
2.6 Физическая культура в пенсионном возрасте
3. Учет половых особенностей при занятиях физкультурой и спортом
Учет половых и возрастных особенностей при занятиях физкультурой и спортом
Содержание
1. Введение
2. Учет возрастных
2.1 Физическое воспитание детей грудного возраста
2.2 Физическое воспитание детей преддошкольного периода
2.3 Физическая культура младшего школьного возраста
2.4 Физическая культура старшего школьного возраста
2.5 Физическая культура в зрелом возрасте
2.6 Физическая культура в пенсионном возрасте
3. Учет половых особенностей при занятиях физкультурой и спортом
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
Спорт — составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития.
Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты.
Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.
Физическое воспитание детей грудного возраста
Это период наиболее интенсивного физического развития ребенка: масса тела в течение первого года жизни возрастает в 3 раза, а рост увеличивается на 25 см; совершенствуется центральная нервная система (ЦНС), появляются двигательные навыки и зачатки речи.
Для защиты от инфекций
следует проводить не только
профилактические прививки, но и
закаливающие процедуры, гигиенические
ванны с первых месяцев жизни,
с постепенно понижающейся
Продолжительность процедур — 5—7
мин. Далее, подняв ребенка из ванночки
и держа лицом вниз, обливают водой на
1—2 °С холоднее, чем в ванне.
Воздушные ванны
рекомендуется
проводить во время
занятий с ребенком
массажем и
гимнастикой. При
этом вначале его
Выкладывают
обнаженным на живот на
1 мин, затем на 2, 3 и так
далее.
Влажные обтирания следует выполнять с 3—4-го месяца жизни. Они тренируют сосуды, помогают переносить охлаждения при сбрасывании одеяла, рефлекторном мочеиспускании и других действиях. На первом году жизни активно развивается психика ребенка, вырабатывается координация движений. Поскольку дети в этом возрасте учатся сидеть, ползать, ходить, родителям следует уже с 1,5—2-месячного возраста обучать своих малышей специальным комплексам упражнений, способствующих развитию этих поз и движений. В целях развития и ускорения формирования речевых центров используется не только массаж, но и физические упражнения для кистей рук, особенно пальцев, двигательные центры которых в головном мозге располагаются рядом с речевыми центрами. Ежедневное выполнение таких упражнений и 2—3-минутные занятия по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3—4 недели.
Начинать физическую тренировку можно с 2-недельного возраста («грудничковое плавание») или с 1,5—2-месячного возраста: массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения. К 7—8-месячному возрасту, программа занятия физическими упражнениями значительно расширяется за счет включения в нее активных упражнений с использованием вновь освоенных движений — ползание на четвереньках, переворачивание на спину, наклоны, перекладывание игрушек и т.п. Такие упражнения нужно выполнять короткими сериями по 5—7 мин несколько раз в день в форме игры с ребенком.
В 9—10-месячном возрасте целесообразно увеличить объем
нагрузки в 1,5—2 раза за
счет увеличения
занятий и включения новых • упражнений, подготавливающих
опорно-двигательный аппарат ребенка к освоению ходьбы
(различные виды ходьбы
с поддержкой, вставание с
взрослого и пр.). К 11—12-месячному возрасту, когда дети уже
долго могут стоять без опоры и самостоятельно ходить,
содержание физической
тренировки малыша ус
главным образом, за счет включения в нее различных
перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной
ходьбы со страховкой, приседаний, полуприседаний
(приплясывание) и т. д. Продолжительность занятия может быть
увеличена до 14-15 мин .
Таким образом, основные формы занятий с малышами до года
массаж и гимнастика.
Учет возрастных особенностей при занятиях физкультурой и спортом
Физическое воспитание в преддошкольном периоде
Анатомо-физиологические особенности —
бурное развитие высших отделов ЦНС.
Увеличивается объем головного мозга,
совершенствуются его клетки, происходит
дальнейшее формирование нервных центров,
проводящих путей и рецепторов. Частота
сердечных сокращений (ЧСС) к 3 годам
урежается до 105 ударов в минуту вместо 120
ударов у ребенка годичного возраста.
Увеличивается масса и объем сердца. Дыхание
становится реже и глубже.
Интенсивность обмена веществ примерно в 2,5 раза
больше чем у взрослых. На 2—3-м году жизни масса
ребенка увеличивается в среднем до 2 кг в год, длина
тела в течение 2-го года увеличивается на 10 см, 3-го
— на 8 см. Из-за слабости и недостаточного развития
мышц, ребенком часто принимаются неправильные
позы — сводит плечи, сутулится, нередко остается с
опущенной головой. Неестественное и неправильное
положение тела, долгое стояние, сидение,
неправильная постель, не соответствующая росту
мебель не способствует правильному формированию
скелета и могут привести к нарушению осанки.
Особенностью является
высокая пластичность
организма, что является
следствием как положительных,
так и отрицательных влияний.
Поэтому ему необходимы
нормальные гигиенические
условия и правильное
воспитание, в том числе
физическое, так как именно в
этом возрасте следует заложить
основы крепкого здоровья и
хорошего характера. Это «Время
великих начал», «точка
равновесия» между рождением и
взрослостью приходится на
возраст в 3 года.
Средства и методы физической активности. Главная задача — освоение правильной ходьбы с ритмичными и согласованными движениями рук и ног, укрепление мышц ног, спины и живота, способствующих формированию правильной осанки.
Основная форма физического развития — игра. Основное содержание (средства) физической активности это то, что ребенок любит делать: ходить, бегать, лазить, преодолевать препятствия, взбираться по ступенькам, играть с мячом, игрушками, обручем, палкой, веревочкой (скакалкой).
В конце этого возрастного периода
целесообразно применять
упражнения в воде: плавание в круге,
дыхательные упражнения, игры в воде.
Продолжительность занятий 15—20
мин с выполнением 6—10 упражнений в
следующей последовательности: для
мышц шеи, рук и плечевого пояса,
затем туловища и ног. Бег и игры
проводятся в конце занятия перед
заключительной частью. Заниматься
следует до 4 раз в неделю. Показ
движений логично сопровождать
сравнениями с близкими и понятными
ребенку образами животных,
игрушками, персонажами из детских
книжек.
Взрослые, играя с детьми, должны
незаметно помогать малышу
справляться с трудными заданиями.
Следует поощрять, любые успехи
ребенка, побуждая тем самым его к
новым успехам. Главное овладеть
движениями, а не достижение их
совершенства, поэтому если
ребенку трудно справиться с каким
либо движением, то не следует
настаивать на его обязательном
выполнении, лучше его заменить
более легким упражнением.
Контрольные упражнения
для детей преддошкольного
периода.
1.Ходьба и упражнения в
равновесии: ходить прямо по
Лежащей на полу доске;
подниматься вверх по
наклонной доске и сходить вниз
(ширина 25 см, длина 1,5—2 м,
высота над полом 10—15
см); всходить на ящик 10 см и
сходить с него; перешагивать
через веревку или палку,
положенную на землю или
приподнятую на 5—10 см от
пола.
2. Лазание и
ползание:влезать на
лестницу или стремянку
высотой 1 м, слезать с
нее приставным или
чередующимся шагом;
проползать в обруч или
подползать под
скамейку.
3. Бросание: катать
мячи вперед, бросать
их вниз, вдаль.
Физическая культура
детей младшего
школьного возраста
Анатомо-физиологические особенности.
При проведении физических тренировок
необходимо учитывать особенности состояния
функций опорно-двигательного аппарата.
Позвоночник отличается большой гибкостью и
неустойчивостью основных изгибов —
грудного и поясничного. Грудной изгиб
полностью формируется к 7-му году жизни, а
поясничный — к 12-му.
Эластичный связочный аппарат, толстые
межпозвоночные диски и слаборазвитые мышцы
спины не в состоянии долго поддерживать тело в
правильном положении, что может вызвать развитие
деформации позвоночника, нарушение осанки,
плоскостопие и т. п. Поэтому создание хорошего
«мышечного корсажа», полноценной
проприоцептивной импульсации, правильно
информирующей ЦНС о взаимоотношении отдельных
частей тела ребенка в пространстве — важная задача
физического воспитания.
Кроме того, родителям и педагогам следует постоянно заботиться
о правильной позе, осанке, походке детей.
Рост в длину в этом возрасте замедляется в 8—10 лет.
Вследствие относительно слабой мышцы сердца, его малого
объема и более широкого просвета сосудов АД повышается
значительно меньше, чем у подростков и взрослых. У них также
ниже способность выполнять физическую нагрузку в условиях
кислородного долга (работа на скоростную выносливость).
Младший школьный возраст — это благоприятный период для
развития практически всех физических качеств. Если этого не произошло,
то время для формирования физической и функциональной основы
будущего физического
потенциала индивида можно
Суточная норма двигательной активности должна составлять 15—20 тыс.
локомоций при продолжи
в течение суток.
Средства и методы
физкультурного воспитания.