Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:55, контрольная работа
Краткое описание
Роль физического воспитания и других форм направленного использования физической культуры в вузах многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебный труд студента все более интенсивным, напряженным. Соответственно возрастает значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим средствами физической культуры обеспечивается общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.
Содержание
1. Значение, цель, задачи физического воспитания студентов...........................3 2. Программа физического воспитания студентов...............................................4 3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе................6 4. Методические основы физического воспитания в вузе...................................8 5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе..........10 6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.......................................................................11 Список использованной литературы...................................................................16
1. Значение, цель, задачи
физического воспитания студентов...........................3
2. Программа физического
воспитания студентов...............................................4
3. Формы организации занятий
по физическому воспитанию в
вузе................6
4. Методические основы
физического воспитания в вузе...................................8
5. Основные направления
работы по физическому воспитанию
в вузе..........10
6. Особенности методики
занятий по физическому воспитанию
в различных учебных
отделениях.......................................................................11
Список использованной литературы...................................................................16
1. Значение, цель и задачи
физического воспитания
студентов
С каждым годом увеличивается
число студентов ВУЗОВ. В соответствии
с законодательством высшая школа, решая
задачи профессиональной подготовки,
должна обеспечить и физическую подготовку
студентов. Физическое воспитание студентов,
таким образом, рассматривается как неотъемлемая,
важнейшая часть общего воспитания студенчества.
Роль физического воспитания
и других форм направленного использования
физической культуры в вузах многогранна.
Технический прогресс, стремительное
развитие науки и все возрастающее количество
новой информации, необходимой современному
специалисту, делают учебный труд студента
все более интенсивным, напряженным. Соответственно
возрастает значение физической культуры
как средства оптимизации режима жизни,
активного отдыха, сохранения и повышения
работоспособности студентов на протяжении
всего периода обучения в вузе. Наряду
с этим средствами физической культуры
обеспечивается общая и специальная физическая
подготовка применительно к условиям
будущей профессии.
Решая специфические задачи,
физическое воспитание студенчества играет
в то же время существенную роль в нравственном,
волевом и эстетическом развитии, вносит
значительный вклад в подготовку широкообразованных
и всесторонне развитых специалистов.
Повышение роли направленного
использования средств физической культуры
в период обучения в вузе специалистов
обусловлено, в частности, тем, что рабочий
режим студента характеризуется малоподвижностью,
однообразием рабочей позы на протяжении
10-12 часов. Физические упражнения в этих
условиях - основной фактор противодействия
отрицательным последствиям гиподинамии,
а также умственной и нервно-эмоциональной
нагрузки. Затраты времени на занятие
физическими упражнениями при этом компенсируются
благодаря повышению общей работоспособности,
в том числе и умственной.
Целью физического воспитания
студентов является формирование физической
культуры личности.
Задачи физического воспитания.
В процессе физического воспитания студентов
решаются следующие основные задачи:
- укрепление здоровья
средствами физической культуры,
формирование потребности в поддержании
высокого уровня физической и
умственной работоспособности, самоорганизации
здорового образа жизни;
- освоение студентами
теоретических знаний, спортивно-прикладных
умений и навыков;
- повышение уровня физической
подготовленности;
- совершенствование психомоторных
способностей, обеспечивающих высокую
производительность профессионально-технических
действий;
- создание у студентов
системного комплекса знаний, теоретических
основ и практических навыков
для реализации их потребности
в двигательной активности и
физическом совершенствовании на
производстве, в быту, семье и
рациональной организации свободного
времени с творческим освоением
всех ценностей физической культуры;
- создание условий для
полной реализации творческих
способностей студента;
- нравственное, эстетическое,
духовное и физическое развитие
студентов в ходе учебного
процесса, организованного на основе
современных общенаучных и специальных
технологий в области теории,
методики и практики физической
культуры и спорта.
2. Программа физического
воспитания студентов
Физическое воспитание в режиме
учебной работы студентов регламентируется
учебными планами и программами, которые
разрабатываются и утверждаются Министерством
образования. Государственная программа
физического воспитания определяет обязательный
для студентов всех вузов объем физкультурных
знаний, двигательных умений и навыков
и уровень развития физических качеств.
В программе по физическому
воспитанию студентов можно выделить
три основных раздела: теоретический,
практический, контрольный.
Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает
овладение студентами системой научно-практических
и специальных знаний, необходимых для
понимания процессов функционирования
физической культуры общества и личности,
умение их активного, творческого использования
для личностного и профессионального
развития, организации здорового образа
жизни при выполнении учебной, профессиональной
и социокультурной деятельности.
Знания сообщаются преподавателями
кафедры в виде лекций. Лекционный курс
читается по следующим темам: «Физическая
культура и спорт в ВУЗах», Организация
и управление физического воспитания
в вузах», «Здоровый образ жизни», «Врачебный
контроль в системе физического воспитания»,
«Профессионально-прикладная физическая
подготовка» и т.д.
Кроме того, студенты получают
и углубляют знания на практических занятиях
и путем самостоятельного изучения рекомендуемой
литературы.
Практический раздел. Учебный материал данного
раздела направлен на повышение уровня
функциональных и двигательных способностей
по формированию необходимых качеств
и свойств личности, на овладение методами
и средствами физкультурно-спортивной
деятельности, на приобретение в ней личного
опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно,
целенаправленно и творчески использовать
средства физической культуры и спорта.
Практический раздел программы
реализуется на практических и учебно-тренировочных
занятиях. Практический раздел предусматривает
как обучение занимающихся новым двигательным
действиям, так и воспитание физических
качеств.
Контрольный раздел. Материал раздела направлен
на дифференцированный и объективный
учет процесса и результатов учебной деятельности
студентов. Контрольные занятия обеспечивают
оперативную, текущую и итоговую информацию
об уровне освоения теоретических, практических
и методических знаний и умений, о состоянии
и динамике физического развития, физической
и профессионально-прикладной подготовленности
каждого студента.
В качестве критериев результативности
разрабатываются зачетные требования
и практические нормативы, тесты.
Обязательными тестами, определяющими
физическую подготовленность студентов,
являются: 1) бег на 100м; 2) прыжок в длину
с места; 3) поднимание туловища из положения
лежа на спине за 1 минуту (женщины), поднимание
ног в висе до касания перекладины (мужчины);
4) подтягивание в висе лежа (женщины), подтягивание
на перекладине (мужчины); 5) бег на 2000м
(женщины), бег на 3000м (мужчины); 6) бег на
30м; 7) количество метров, пробегаемых за
12 минут.
Тесты проводятся в начале учебного
года как контрольные, характеризующие
подготовленность при поступлении в вуз,
и в конце - как определяющие сдвиг за прошедший
учебный год.
3. Формы организации занятий
по физическому воспитанию в
вузе
Физическое воспитание в вузе
проводится на протяжении всего периода
обучения студентов в режиме учебной деятельности
и во внеучебное время.
Физическое воспитание студентов
в режиме учебной работы осуществляется
в следующих формах.
1. Учебные занятия,
предусмотренные учебным планом и расписанием
вуза. Выделяют теоретические и практические
занятия.
Практические - практикумы,
консультации, зачетные соревнования,
контрольные тестирования, соревнования
по общефизической подготовке и избранному
виду спорта.
2. Факультативные
занятия, являющиеся продолжением
и добавлением к учебным занятиям, которые
являются основной формой. На факультативных
занятиях совершенствуется физическая
подготовка студентов в объеме требований
программных норм, углубляется профессиональная
физическая подготовка, расширяются знания
по теории и методике физического воспитания,
продолжается подготовка студентов к
общественной физкультурно-спортивной
деятельности.
Физическое воспитание студентов
во внеучебное время (т.е. вне обязательных
занятий) проводится в следующих формах.
1. Физические упражнения
в режиме учебного дня: утренняя гимнастика,
вводная гимнастика, физкультурные паузы,
дополнительные занятия и др.
Физкультпаузы проводятся после
первых 4-х аудиторных или практических
занятий. Их продолжительность - 8-10 минут.
Дополнительные занятия (индивидуальные
или групповые) проводятся преподавателем
с целью подготовки слабоподготовленных
студентов к сдаче зачетных норм и требований
учебной программы по физическому воспитанию.
Физические упражнения в режиме
учебного дня выполняют функцию активного
отдыха.
2. Организованные
занятия студентов во внеучебное время
в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики,
шейпинга и др.проводятся под руководством
педагога по физической культуре и спорту.
3. Самостоятельные
занятия студентов физическими упражнениями
в свободное от учебы время: а) на основе
полной добровольности и инициативы (по
желанию); б) по заданию преподавателя
(домашние задания).
4. Массовые физкультурно-спортивные
мероприятия, проводимые в выходные
дни в течение учебного года и в каникулярное
время. К ним относятся турпоходы, спортивные
праздники, дни здоровья, спартакиады,
соревнования по календарю межвузовских
и внутривузовских мероприятий.
Таким образом, помимо решения
воспитательных и образовательных задач
физическое воспитание во внеучебное
время призвано повысить двигательную
активность студентов: улучшить профессионально-прикладную
готовность и оптимизировать учебную
работоспособность путем снятия нервно-эмоционального
напряжения; продолжить формирование
знаний, умений и навыков, связанных с
проведением самостоятельных физкультурно-спортивных
занятий.
4. Методические основы
физического воспитания в вузе
Многочисленными исследованиями
установлено, что динамика умственной
работоспособности у студентов на протяжении
всего периода обучения в вузе зависит
от объема физических нагрузок в режиме
дня и учебной недели. Наблюдается тесная
связь между физической и умственной работоспособностью.
Повышение физической работоспособности
при систематических занятиях по физическому
воспитанию сопровождается улучшением
функционального состояния ЦНС, что благоприятно
отражается на умственной работоспособности
студентов. Для ее поддержания и повышения
наиболее эффективен двигательный режим
в объеме 6-8 ч. занятий в неделю. Сочетание
двигательных нагрузок с умственной деятельностью
осуществляется эффективно, если учитываются
следующие принципиальные положения.
1. Занятия физическими
упражнениями (обязательные и самостоятельные),
как правило, должны содержать
в первой половине каждого
семестра 70-75% упражнений, направленных
на развитие скоростных способностей,
скоростно-силовых качеств и скоростной
выносливости. Интенсивность нагрузки
у студентов по ЧСС может
доходить до 160-170 уд/мин.