Физическая культура в ВУЗЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Роль физического воспитания и других форм направленного использования физической культуры в вузах многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебный труд студента все более интенсивным, напряженным. Соответственно возрастает значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим средствами физической культуры обеспечивается общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.

Содержание

1. Значение, цель, задачи физического воспитания студентов...........................3
2. Программа физического воспитания студентов...............................................4
3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе................6
4. Методические основы физического воспитания в вузе...................................8
5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе..........10
6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию
в различных учебных отделениях.......................................................................11
Список использованной литературы...................................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 31.72 Кб (Скачать файл)
Факультет заочного обучения
Кафедра " Физическая культура"
Контрольная работа
По дисциплине 
Физическая культура
На тему: " Физическая культура в ВУЗЕ"
Содержание

 

1. Значение, цель, задачи  физического воспитания студентов...........................3
2. Программа физического  воспитания студентов...............................................4
3. Формы организации занятий  по физическому воспитанию в  вузе................6
4. Методические основы  физического воспитания в вузе...................................8
5. Основные направления  работы по физическому воспитанию  в вузе..........10
6. Особенности методики  занятий по физическому воспитанию
 в различных учебных  отделениях.......................................................................11
Список использованной литературы...................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение, цель и задачи  физического воспитания студентов
С каждым годом увеличивается число студентов ВУЗОВ. В соответствии с законодательством высшая школа, решая задачи профессиональной подготовки, должна обеспечить и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание студентов, таким образом, рассматривается как неотъемлемая, важнейшая часть общего воспитания студенчества.
Роль физического воспитания и других форм направленного использования физической культуры в вузах многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебный труд студента все более интенсивным, напряженным. Соответственно возрастает значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим средствами физической культуры обеспечивается общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.
Решая специфические задачи, физическое воспитание студенчества играет в то же время существенную роль в нравственном, волевом и эстетическом развитии, вносит значительный вклад в подготовку широкообразованных и всесторонне развитых специалистов.
Повышение роли направленного использования средств физической культуры в период обучения в вузе специалистов обусловлено, в частности, тем, что рабочий режим студента характеризуется малоподвижностью, однообразием рабочей позы на протяжении 10-12 часов. Физические упражнения в этих условиях - основной фактор противодействия отрицательным последствиям гиподинамии, а также умственной и нервно-эмоциональной нагрузки. Затраты времени на занятие физическими упражнениями при этом компенсируются благодаря повышению общей работоспособности, в том числе и умственной.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
Задачи физического воспитания. В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:
- укрепление здоровья  средствами физической культуры, формирование потребности в поддержании  высокого уровня физической и  умственной работоспособности, самоорганизации  здорового образа жизни;
- освоение студентами  теоретических знаний, спортивно-прикладных  умений и навыков;
- повышение уровня физической  подготовленности;
- совершенствование психомоторных  способностей, обеспечивающих высокую  производительность профессионально-технических  действий;
- создание у студентов  системного комплекса знаний, теоретических  основ и практических навыков  для реализации их потребности  в двигательной активности и  физическом совершенствовании на  производстве, в быту, семье и  рациональной организации свободного  времени с творческим освоением  всех ценностей физической культуры;
- создание условий для  полной реализации творческих  способностей студента;
- нравственное, эстетическое, духовное и физическое развитие  студентов в ходе учебного  процесса, организованного на основе  современных общенаучных и специальных  технологий в области теории, методики и практики физической  культуры и спорта.
2. Программа физического  воспитания студентов
Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством образования. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и уровень развития физических качеств.
В программе по физическому воспитанию студентов можно выделить три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.
Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания процессов функционирования физической культуры общества и личности, умение их активного, творческого использования для личностного и профессионального развития, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
Знания сообщаются преподавателями кафедры в виде лекций. Лекционный курс читается по следующим темам: «Физическая культура и спорт в ВУЗах», Организация и управление физического воспитания в вузах», «Здоровый образ жизни», «Врачебный контроль в системе физического воспитания», «Профессионально-прикладная физическая подготовка» и т.д.
Кроме того, студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей по формированию необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.
Практический раздел программы реализуется на практических и учебно-тренировочных занятиях. Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.
Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.
В качестве критериев результативности разрабатываются зачетные требования и практические нормативы, тесты.
Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100м; 2) прыжок в длину с места; 3) поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (женщины), поднимание ног в висе до касания перекладины (мужчины); 4) подтягивание в висе лежа (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 5) бег на 2000м (женщины), бег на 3000м (мужчины); 6) бег на 30м; 7) количество метров, пробегаемых за 12 минут.
Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце - как определяющие сдвиг за прошедший учебный год.
3. Формы организации занятий  по физическому воспитанию в  вузе
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.
Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах.
1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза. Выделяют теоретические и практические занятия.
Теоретические - лекции, методические практикумы, консультации, собеседования.
Практические - практикумы, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по общефизической подготовке и избранному виду спорта.
2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям, которые являются основной формой. На факультативных занятиях совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности.
Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.
1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др.
Физкультпаузы проводятся после первых 4-х аудиторных или практических занятий. Их продолжительность - 8-10 минут.
Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.
Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.
2. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др.проводятся под руководством педагога по физической культуре и спорту.
3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания).
4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. К ним относятся турпоходы, спортивные праздники, дни здоровья, спартакиады, соревнования по календарю межвузовских и внутривузовских мероприятий.
Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов: улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.
4. Методические основы  физического воспитания в вузе
Многочисленными исследованиями установлено, что динамика умственной работоспособности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6-8 ч. занятий в неделю. Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения.
1. Занятия физическими  упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать  в первой половине каждого  семестра 70-75% упражнений, направленных  на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной  выносливости. Интенсивность нагрузки  у студентов по ЧСС может  доходить до 160-170 уд/мин.

Информация о работе Физическая культура в ВУЗЕ