Оглавление
- Физическая культура в структуре
профессионального образования
2
- Вегетативная нервная система
и соматическая нервная система
5
- Влияние окружающей среды на
здоровье
6
- Типы изменений умственной
работоспособности студентов
8
- Метод регламентированного
упражнения
9
- Список используемой литературы
11
- Физическая культура в структуре
профессионального образования
Физическая культура – органическая
часть общечеловеческой культуры, ее особая
самостоятельная область. Вместе с тем
это специфический процесс и результат
человеческой деятельности, средство
и способ физического совершенствования,
личности. Физическая культура воздействует
на жизненно важные стороны индивида,
полученные в виде задатков, которые передаются
генетически и развиваются в процессе
жизни под влиянием воспитания, деятельности
и окружающей среды. Физическая культура
удовлетворяет социальные потребности
в общении, игре, развлечении, в некоторых
формах самовыражения личности через
социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура
имеет целесообразную двигательную деятельность
в форме физических упражнений, позволяющих
эффективно формировать необходимые умения
и навыки, физические способности, оптимизировать
состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью
материальных и духовных ценностей. К
первым относятся спортивные сооружения,
инвентарь, специальное оборудование,
спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
Ко вторым можно отнести информацию, произведения
искусства, разнообразные виды спорта,
игры, комплексы физических упражнений,
этические нормы, регулирующие поведение
человека в процессе физкультурно-спортивной
деятельности, и др. В развитых формах
физическая культура продуцирует эстетические
ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные
выступления и др.).
Физическая культура – основа социально
– культурного бытия индивида, основополагающая
модификация его общей и профессиональной
культуры. Как интегрированный результат
воспитания и профессиональной подготовки
она проявляется в отношении человека
к своему здоровью, физическим возможностям
и способностям, в образе жизни и профессиональной
деятельности и предстает в единстве знаний,
убеждений, ценностных ориентации и в
их практическом воплощении.
Физическая культура выступает как интегральное
качество личности, как условие и предпосылка
эффективной учебно – профессиональной
деятельности, как обобщенный показатель
профессиональной культуры будущего специалиста
и как цель саморазвития и самосовершенствования.
Она характеризует свободное, сознательное
самоопределение личности, которая на
разных этапах жизненного развития из
множества ценностей избирает, осваивает
те, которые для нее наиболее значимы.
Мотивационно – ценностный компонент отражает активно
положительное эмоциональное отношение
к физической культуре, сформированную
потребность в ней, систему знаний, интересов,
мотивов и убеждений, организующих и направляющих
волевые усилия личности, познавательную
и практическую деятельность по овладению
ценностями физической культуры, нацеленность
на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере
физической культуры определяют знания.
Их можно разделить на теоретические,
методические и практические. Теоретические
знания охватывают историю развития физической
культуры, закономерности работы организма
человека в двигательной деятельности
и выполнения двигательных действий, физического
самовоспитания и самосовершенствования.
Знания необходимы для самопознания
личности в процессе физкультурно-спортивной
деятельности. Прежде всего, это относится
к самосознанию, т.е. осознанию себя как
личности, осознанию своих интересов,
стремлений, переживаний. Переживание
различных эмоций, сопровождающих самопознание,
формирует отношение к себе и образует
самооценку личности. Она имеет две стороны
– содержательную (знания) и эмоциональную
(отношение). Знания о себе соотносятся
со знаниями о других и с идеалом. В результате
выносится суждение, что у индивида лучше,
а что хуже, чем у других, и как соответствовать
идеалу. Таким образом, самооценка – это
результат сравнительного познания себя,
а не просто констатация наличных возможностей.
В связи с самооценкой возникают такие
личностные качества, как самоуважение,
тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет
ряд функций: сравнительного познания
себя (чего я стою); прогностическая (что
я могу); регулятивная (что я должен делать,
чтобы не потерять самоуважение, иметь
душевный комфорт).
Потребности в физической
культуре – главная побудительная, направляющая
и регулирующая сила поведения личности.
Они имеют широкий спектр: потребность
в движениях и физических нагрузках; в
общении, контактах и проведении свободного
времени в кругу друзей; в играх, развлечениях,
отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении,
укреплении позиций своего Я; в познании;
в эстетическом наслаждении; в улучшении
качества физкультурно-спортивных занятий,
в комфорте и др.
Потребности тесно связаны
с эмоциями – переживаниями, ощущениями
приятного и неприятного, удовольствия
или неудовольствия.
Удовлетворение потребностей
сопровождается положительными эмоциями
(радость, счастье), неудовлетворение –
отрицательными (отчаяние, разочарование,
печаль). Человек обычно выбирает тот вид
деятельности, который в большей степени
позволяет удовлетворить возникшую потребность
и получить положительные эмоции.
- Вегетативная нервная система
и соматическая нервная система
Все функции организма подразделяются
на соматические и вегетативные.
К соматическим функциям
восприятия относятся восприятие
раздражения и двигательные реакции,
осуществляемые скелетной мускулатурой.
Соматическая нервная система обеспечивает
связь организма ("сома"- тело) с окружающей средой передвижение
в пространстве и реакции взаимодействия
через ощущения. Соматическая система
осуществляет произвольный контроль деятельности
скелетной мускулатуры. Соматическая нервная система
обеспечивает сенсорные и моторные функции
организма
Соматические компоненты реакции
организма, осуществляемые скелетной
мускулатурой могут быть произвольно
вызваны, усилены или заторможены, они
находятся в течение всего хода реакции
под контролем больших полушарий головного
мозга.
Вегетативными функциями называются
те, от которых зависит осуществление
обмена веществ в целостном организме,
а так же рост.
Вегетативная нервная система
анатомически представляет собой совокупность
следующих структурных образований:
- Нервных волокон;
- Периферических нервных узлов,
состоявших из нервных клеток;
- Центров в сером веществе ствола
мозга и спинного мозга, от клеток, которых
начинаются нервные волокна;
- Высших центров, находящихся
в межуточном мозге на уровне III мозгового желудочка.
Вегетативная нервная система
обеспечивает эфферентную иннервацию
всех внутренних органов, сосудов и потовых
желез, а также трофическую иннервацию
скелетной мускулатуры, рецепторов и самой
нервной системы.
- Влияние окружающей среды на
здоровье
В настоящее время хозяйственная
деятельность человека все чаще
становится основным источником
загрязнения биосферы. В природную среду
во все больших количествах попадают газообразные,
жидкие и твердые отходы производств.
Различные химические вещества, находящиеся
в отходах, попадая в почву, воздух
или воду, переходят по экологическим
звеньям из одной цепи в другую, попадая
в конце концов в организм человека.
Вещества, загрязняющие природную
среду, очень разнообразны. В зависимости
от своей природы, концентрации, времени
действия на организм человека они могут
вызвать различные неблагоприятные последствия.
Кратковременное воздействие небольших
концентраций таких веществ может вызвать
головокружение, тошноту, першение в горле,
кашель. Попадание в организм человека
больших концентраций токсических веществ
может привести к потере сознания, острому
отравлению и даже смерти. Примером подобного
действия могут являться смоги, образующиеся
в крупных городах в безветренную погоду,
или аварийные выбросы токсичных веществ
промышленными предприятиями в атмосферу.
Реакции организма на загрязнения зависят
от индивидуальных особенностей: возраста,
пола, состояния здоровья. Как правило,
более уязвимы дети, пожилые и престарелые,
больные люди. При систематическом или
периодическом поступлении организм сравнительно
небольших количеств токсичных веществ
происходит хроническое отравление.
Признаками хронического отравления
являются нарушение нормального поведения,
привычек, а также нейропсихического отклонения:
быстрое утомление или чувство постоянной
усталости, сонливость или, наоборот, бессонница,
апатия, ослабление внимания, рассеянность,
забывчивость, сильные колебания настроения.
При хроническом отравлении
одни и те же вещества у разных людей
могут вызывать различные поражения почек,
кроветворных органов, нервной
системы, печени.
Сходные признаки наблюдаются
и при радиоактивном загрязнении
окружающей среды. Так, в районах,
подвергшихся радиоактивному загрязнению
в результате Чернобыльской катастрофы,
заболеваемость среди населения особенно
детей, увеличилась во много раз.
Медики установили прямую связь
между ростом числа людей, болеющих аллергией,
бронхиальной астмой, раком, и ухудшением
экологической обстановки в данном регионе.
Достоверно установлено, что такие отходы
производства, как хром, никель, бериллий,
асбест, многие ядохимикаты, являются
канцерогенами, то есть вызывающие раковые
заболевания. Еще в прошлом веке рак у
детей был почти неизвестен, а сейчас он
встречается все чаще и чаще. В результате
загрязнения появляются новые, неизвестные
ранее болезни. Причины их бывает очень
трудно установить.
Огромный вред здоровью человека
наносит курение. Курильщик не только
сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет
атмосферу, подвергает опасности других
людей. Установлено, что люди, находящиеся
в одном помещении с курильщиком, вдыхают
даже больше вредных веществ, чем сам курильщик.
Кроме химических загрязнителей,
в природной среде встречаются и биологические,
вызывающие у человека различные заболевания.
Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы,
гельминты, простейшие. Они могут находиться
в атмосфере, воде, почве, в теле других
живых организмов, в том числе и в самом
человеке.
- Типы изменений умственной
работоспособности студентов
Исследования показывают, что работоспособность
у студентов имеет разные уровни и типы
изменений, что влияет на качество и объем
выполняемой работы. В большинстве случаев
студенты, имеющие устойчивый и многосторонний
интерес к учебе, обладают высоким уровнем
работоспособности; лица с неустойчивым,
эпизодическим интересом имеют преимущественно
пониженный уровень работоспособности.
По типу изменений работоспособности
в учебном труде выделяют усиливающийся,
неровный, ослабевающий и ровный типы,
связывая их с типологическими особенностями.
Так, к усиливающемуся типу относят преимущественно
лиц с сильным типом нервной системы, способных
длительное время заниматься умственным
трудом. К неровному и ослабевающему типам
относят лиц с преимущественно слабой
нервной системой.
Усиливающийся тип работоспособности
характеризуется постепенно возрастающими
количественными и качественными показателями
работоспособности — от начала к концу
задания. Ровному типу также свойственны
высокие качественные и количественные
показатели выполнения работы при небольшом
их колебании в отдельные промежутки времени.
Неровный тип обладает
резкими колебаниями интенсивности
работы и ее качества с тенденцией
к снижению объема к моменту
завершения задания. Для ослабевающего
типа характерно постоянное снижение
интенсивности работы при сопутствующем
нарастании ошибок по мере
выполнения работы. Усиливающийся
и ровный типы изменений умственной
работоспособности часто встречаются
среди хорошо успевающих студентов.
- Метод регламентированного
упражнения
Основным методическим направлением
в процессе физического воспитания является
строгая регламентация упражнений.
Сущность методов строго регламентированного
упражнения заключается в том, что каждое
упражнение выполняется в строго заданной
форме и с точно обусловленной нагрузкой.
В практике физического воспитания
все методы строгого регламентированного
упражнения подразделяются на две подгруппы:
методы обучения двигательным действиям;
методы воспитания физических качеств.
Методы обучения двигательным
действиям.
1) метод целостно-конструктивного
упражнения;
2) расчленено-конструктивный
метод;
3) метод сопряженного воздействия.
Метод целостно-конструктивного
упражнения применяется на любом этапе
обучения. Сущность его в том, что техника
двигательного действия осваивается с
самого начала в целостной структуре без
разделения на части. Целостный метод
позволяет разучивать структурно несложные
движения (бег, простые прыжки, ОРУ). Можно
осваивать отдельные детали, элементы
и фазы в общей структуре движения, акцентируя
внимание на основных деталях техники.
Недостаток метода в том, что в неконтролируемых
фазах движения возможно закрепление
ошибок в технике. Расчленено-конструктивный
метод. Применяется на начальных этапах
обучения. Предусматривает расчленение
целостного двигательного действия (преимущественно
со сложной структурой) на отдельных фазы
или элементы с поочередным их разучиванием
и последующим соединением в целое.