Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:32, контрольная работа
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необхо-
димые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей.
Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отра-
жаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представ-
ления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, спо-
собных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физиче-
ского, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию мо-
гут быть представлены как:
• материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льго-
ты со стороны общества);
1.Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.
2.Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.
3.Общие основы обучения движениям.
4.Значение мышечной релаксации.
5.Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учёт индивидуальных особенностей.
Содержание:
1.Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.
2.Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.
3.Общие основы обучения движениям.
4.Значение мышечной релаксации.
5.Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учёт индивидуальных особенностей.
1.Ценностные
ориентации студентов на
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необхо-
димые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей.
Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отра-
жаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представ-
ления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, спо-
собных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физиче-
ского, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию мо-
гут быть представлены как:
• материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льго-
ты со стороны общества);
• физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки,
физические качества, физическая подготовленность);
• социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудо-
любие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благо-
родства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);
« психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства
и качества личности, творческие задатки);
• культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собст-
венного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, автори-
тет).
Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с по-
мощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значи-
мости. В
структуре физкультурно-
тации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сто-
ронами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие
— познавательную, третьи — поведенческую активность.
Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных
ориентации студентов в
Ценностные ориентации студентов
ранг |
Ценностные ориентации |
Что в физической культуре и спорте вам нравится? |
Какую пользу для себя вы выявляете в физической культуре? |
1 |
2 |
3 |
4 |
1
|
Физическое Я Самоактуализация Морально волевые качества Функциональное содержание Чувство долга |
13,8 38,4 7,5
19,2 2,2 |
41,1 6,9 13,1
10,8 0,9 |
2
|
Общение Социальное признание Красота |
4,7 0,4 0,8 |
4,6 5,1 1,0 |
3 |
Знания Материальные ценности Аспекты сексуального поведения |
2,0
0,4
0,8 |
5,9
5,1
1,0 |
в физкультурно-спортивной деятельности
2.СОСТОЯНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ
В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Экзамены для студентов — это критический момент в учебной деятель-
ности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о
соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении
личности и др. Экзаменационная ситуация — это всегда некая неопределен-
ность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор.
Неоднократно
повторяемые экзаменационные
циональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доми-
нантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены —определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного
труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происхо-
дит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая
активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе,
частично нарушается режим сна, питания.
Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к
возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмер-
ному волнению, страху и т.д. Так, при обследовании 637 студентов было уста-
новлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональ-
ную напряженность; 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при
средней
продолжительности
умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на
85—100%.
Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успевае-
мостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У нетренированных,
слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния веге-
тативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студен-
ты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют бо-
лее экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в
норму. Таким образом, уровень физической подготовленности в большей сте-
пени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учеб-
ному
труду.
Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов.Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на1,6—3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактив-ность которых на экзаменационную ситуацию повышена.
Представление о характере изменений умственной и физической работо-
способности за период экзаменов таблица
Период измерения |
Умственная работоспособн-ость ,усл. ед. |
Физическая работоспособность | |||
Выносливость к статическому усилию,кг |
Динамическая работа,ус.ед. | ||||
Фон Перед 1-м экзаменом
После 1-го экзамена
После 2-го экзамена
После 3-го экзамена |
607±14,2 731 ±11,7
642 ± 12,2
619 ±10,9
367 ±9,9 |
70,4 ±3,1 61,1 ±2,6
52,2 ± 2,8
47,4 ± 2,3
40,2 ±2,1 |
92,1 ±4,8 73,4 ±5,6
60,6 ±8,9
56,1 ±2,8
50,4 ±2,6 | ||
Материалы, приведенные в табл., свидетельствуют, что под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода экзаменационной сессии. В весеннюю
сессию градиент работоспособности нарастает
по сравнению с зимней сессией. Это является
следствием кумулятивного воздействия
объективных и субъективных факторов
обучения, проявляющих свое негативное
влияние в наибольшей мере к концу учебного
года. Наличие более высокого градиента
у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную
реакцию на ситуацию экзаменов. 3.Общие основы обучения движениям.
При обучении двигательным деленной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.
Общие основы обучения
|
2-й этап ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ. • УГЛУБЛЕННОЕ ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗУЧИВАНИЕ Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный , итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действия |
3-й этап ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА. ДОСТИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО МАСТЕРСТВА Краткая характеристика этапа: высокая быстрота, ста- бильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия |
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного дей-
ствия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются
и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двига-
тельные умения переходят в навык.
Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически идействия отличаются надежностью. |
Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движения.
Цель —
обучить основам техники
ния его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следую-
щие задачи:
• создать
общее представление о
• научить частям (элементам) техники этого действия;
• сформировать общий ритм двигательного акта;
• предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые
искажения техники действия.
Второй этап — углубленное детализированное разучивание, формиро-
вание двигательного умения.
Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники
на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом
этапе обучения.
Основные задачи этого этапа:
• углубленно понять закономерности движений действия;
• уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и ди-
намическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенно-
стями обучаемого;
• усовершенствовать ритм выполнения движения;
• создать предпосылки для
Третий этап — формирование двигательного навыка, достижение дви-
гательного мастерства.
На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Что-
бы достичь цели — добиться совершенного владения двигательным действием
в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как
для
закрепления разучиваемого
рования.
Задачи третьего этапа:
• закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повы-
сить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования
к результату
без нарушения техники
• избирательно совершенствовать те физические качества (или функцио-
нальные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном дей-
ствии;
• совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных ус-
ловиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования
выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления,эмоциональной напряженности.
• облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами
его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой,
производственной или военной практики.
4.Значение мышечной
Релаксация мышц(расслабление)- это уменьшение напряжения мы-
шечных волокон, составляющих мышцу. Каждой мышце, соединенной с суста-
вом, противостоит другая, прикрепленная к этому же суставу, но с другой его
стороны и обеспечивающая движение некоторой части тела в противополож-
ную сторону. На рис. схематично представлена двуглавая мышца плеча
(бицепс), обеспечивающая сгибание руки в локтевом суставе, и трехглавая
мышца плеча (трицепс) — позволяющая разгибать руку в этом же суставе. Та-
кие противоположно расположенные мышцы называются антагонистами.
Работа мышц-антагонистов (бицепса и трицепса)
при сгибании и разгибании в локтевом суставе
Почти каждая крупная мышца имеет своего антагониста (или антагони-
стов).
Способность к произвольному снижению избыточного напряжения во
время мышечной деятельности или к релаксации мышц-антагонистов имеет
большое значение в быту, труде и спорте, поскольку благодаря ей снимается
или уменьшается физическое и психическое напряжение.
В силовых упражнениях ненужное напряжение мышц-антагонистов