Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы : изучение процесса формирования у школьников интереса к физической культуре через разнообразные средства и методы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме формирования интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста.
2. Выделить особенности формирования интереса школьников к занятиям физической культурой.
3. Описать разнообразные формы, средства и методы по формированию интереса школьников к занятиям физической культурой.
4. Провести исследовательскую работу по изучению проблемы формирования познавательных интересов учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры.
Введение…………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………..5
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования
интереса школьников…………………………………………………………………5
1.2 Особенности формирования познавательного интереса
к занятиям физической культурой…………………………………………….8
1.3 Формы, средства и методы физического воспитания
Направленные на формирование интереса школьников………..12
1.3.1 Средства физического воспитания………………………………….12
1.3.2 Методы физического воспитания……………………………………15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….28
2.1 Возможности урочных и неурочных форм занятий и
формировании интереса учащихся к занятиям физической
культурой………………………………………………………………………………28
2.2 Методики изучения интереса учащихся к занятиям
физической культурой…………………………………………………………..32
2.3 Рекомендации для формирования познавательного
интереса школьников к занятиям физической культурой……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «НЕСВИЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ ЯКУБА КОЛАСА»
Формирование интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………..5
интереса школьников……………………………………………………
к занятиям физической культурой…………………………………………….8
Направленные на формирование интереса школьников………..12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………
2.1 Возможности
урочных и неурочных форм
формировании интереса учащихся к занятиям физической
культурой………………………………………………………
2.2 Методики изучения интереса учащихся к занятиям
физической культурой…………………………
2.3 Рекомендации для формирования познавательного
интереса школьников к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Бальсевич, В.К.Физическая культура для всех и для каждого.-
М.:ФиС,1988.
2. Бальсевич, В.К. – Физическая культура: молодёжь и современность.
/Лубашева Л.И. Теория и
практика физической культуры,
3. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности.Кишинев:Штинца,
1989.
4. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры
и человека – М.:ЦОЛИФК,1992.
5. Мальгинова, Г.Д. «Час здоровья в системе физического воспитания
школьников» Холмск,1998.
6. Столяров, В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. –
М.:РГАФК,1995.
7. Чернышенко, Ю.К., Л.С.Дворкин. Взрослым о физическом
воспитании детей школьного возраста. Краснодар, 1997.
8. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся – М.:Педагогика. 1988.
9. Эндрюс, Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа
жизни в двадцать первом
культуры. 1993, №1.
Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая, чисто человеческая потребность) является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - это тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания /5,36/.
Для полноценного и гармоничного развития ребенка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремленность, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося. Для педагога представляется возможным вкладывать не только свои знания по предмету, но и также подходить к предмету с творческой стороны, увлекая ребят в мир физкультуры. Для достижения результата при работе с учащимися, не зависимо урок ли это по физкультуре или внеклассное мероприятие, как, например, спортивный праздник необходимо знать методику проведения занятия, непосредственно работать с коллективом и изучать происходящие изменения в развитии ребят.
Проблема формирования познавательного интереса рассматривается в трудах И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, Н.И.Новикого, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Н.А.Добролюбова, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, Ш.А.Амонашвили.
Сегодня проблема интереса все шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, которая рассматривает данную проблему с разных позиций, однако вопросам формирования познавательного интереса не уделяется должного внимания.
Цель данной курсовой работы : изучение процесса формирования у школьников интереса к физической культуре через разнообразные средства и методы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме формирования интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста.
2. Выделить особенности формирования интереса школьников к занятиям физической культурой.
3. Описать разнообразные формы, средства и методы по формированию интереса школьников к занятиям физической культурой.
4. Провести исследовательскую работу по изучению проблемы формирования познавательных интересов учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры.
Объект исследований: учащиеся 10 класса 15-16 лет,
ГУО « Доропеевичский учебно – педагогический комплекс д/с - средняя школа Малоритского района».
Предмет исследований: формы, средства и методы физического воспитания в формировании интересов к занятиям физической культуры школьников.
Гипотеза: эффективность формирования познавательных интересов к физической культуре у учащихся среднего школьного возраста зависит от использования в процессе учебных занятий разнообразных средств и методов физического воспитания школьников.
ГЛАВА 1. Формирование интереса к занятиям физической культурой
у школьников как педагогическая проблема
Проблема интереса к учению в истории педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально - экономические изменения начиная со второй половины XVIII в. Подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения.
К перестройке просвещения и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, - И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.
Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них «новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя перестройкой образования, Бецкой доказывал это в уставных документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось.
Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью /13,14/.
Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в учении. Условием развития любопытства Н.И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями ребенка «по натуральному побуждению», выражающему интерес, внимание к изучаемому.
Реализовать первые доступы к проблеме интереса в обучении было трудно. В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных Ф.И. Янковичем, преобладали зубрежка, побои, и дети стремились убегать с уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.
В первой половине XIX в. общественно- экономическое развитие все же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой дидактической теории, которой в начале века еще не было. Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.
Впервые любопытство от любознательности ограничил В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность , в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность.
В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность детей в первую очередь следует развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землей, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.
Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.
И тем не менее передовая педагогическая мысль 60-70-х гг. XIX в. В решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой проблеме все еще не было.
Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении.
Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д. Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному развитию детей.
Обостренная критика обучения и воспитания в период общественно- педагогического подъема привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребенка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес ребенка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления интереса – это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъем душевных сил ребенка /16,27/.
Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем только оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.
Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребенка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали интерес детей к учению.
Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы, консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжелое материальной положение народного учителя.
В начале XX в. Отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался через призму интереса.
После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно- образовательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных строить коммунистическое общество.
С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.
Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он считал. Интерес – важный фактор активного усвоения ребенком социального опыта, с другой – роль интереса он видел в приспособлении ребенка к окружающей среде.
А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приемы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы и т.д.