Содержание
- Вступ
- Общая характеристика оздоровительной физической культуры.
- Основные направления оздоровительной физической культуры и их характеристика.
- Оказание первой медицинской помощи на суше.
- Заключение
- Список литературы
Тема здоровья и здорового
образа жизни, на сегодняшний день очень
актуальна, потому что живём мы в
техногенной эпохе, когда в погоне
за прибылью, корпорации пренебрегают
человеческим здоровьем и выпускают
не всегда доброкачественные продукты,
экономя при этом на сырье и
технологиях. Что уж говорить о том,
какие последствия вызывают вторичные
продукты такого производства, загрязнение
окружающей среды, ядовитые химические
отходы, наносящие вред всей земной
биосфере в общем, и каждому конкретному
человеку, в частности.
Всё на что, в
первую очередь, способны мы, так
это – начать с себя, пересмотреть,
а может и избавиться от
того, что стало неотъемлемой
частью нашей жизни, для экономии
времени, а может от нежелания
утруждать себя или в чём-то
себе отказывать. Забота о личном
здоровье – это, в первую
очередь, трудоёмкий, и подчеркну,
продолжительный процесс. Даже, надо
сказать, это целый ряд способов
быть здоровым. И конечно, главное
в этом деле осознанность. Необходимо
ответить себе на вопросы: «Чего
я желаю?», «Какого результата
хочу добиться?»
К сожалению, нет единого
и точного представления о
сущности категории здоровья, потому
используется множество критериев
его оценки. Критикуемый, но популярный
критерий, отражающий сущность здоровья,
- это «состояние полного физического,
духовного и социального благополучия».
Среди более конкретных
критериев здоровья можно выделить:
«энергопотенциал биосистемы» и «степень
напряжённости механизмов адаптации».
По определению В.П. Казначеева, «здоровье
индивида – процесс жизненного цикла,
витальной достаточности (жизнедеятельности)
с адекватной природе человека реализацией
физиологических, психических, биологических
потребностей личности в оптимальной
социально-трудовой активности, репродуктивности,
максимальной продолжительности жизни».
Ведущий валеолог Г. Апанасенко
пишет, «биологическое начало – реализатор
всего социального в человеке. Именно
выполнение индивидом своих биологических
и социальных функций можно трактовать
как проявление здоровья».
Но здоровье – это
тот бесценный дар природы,
за который каждый несёт ответственность,
«здоровье – то же, что авторитет,
его нужно не только завоевать,
но и постоянно поддерживать» . В развитии
способностей любого рода решающее значение
имеют среда обитания, условия и средства
формирования. При этом «доминирующий
вид деятельности человека является основополагающим
в развитии его способностей, специальных
качеств и здоровья. Но эту прогрессивную
цепь может прервать поведение вне сферы
этой деятельности, например, девиантное,
неконструктивное поведение в отдыхе,
быту, стимуляция различными веществами…
поэтому фактор поведения вне рамок доминирующей
деятельности может быть негативно решающим
в формировании как здоровья, так и профессиональных
качеств» .
- Общая характеристика оздоровительной физической культуры.
Оздоровительная направленность
как важнейший принцип системы
физического воспитания. Суть данного
принципа заключается в том, что физическая
культура должна содействовать укреплению
здоровья.
В современных условиях
развития нашего общества наблюдается
резкое снижение состояния здоровья
населения и продолжительности
жизни. По данным различных
исследований, лишь около 10% молодежи
имеют нормальный уровень физического
состояния и здоровья, продолжительность
жизни сократилась на 7— 9 лет,
в результате снижается и производственный
потенциал общества (Г. А. Кураев).
Тесная связь состояния
здоровья и физической работоспособности
с образом жизни, объемом и характером
повседневной двигательной активности
доказана многочисленными исследованиями
(Н.А.Агаджанян, Н.М.Амосов, Г.Л.Апонасенко,
В.К.Бальсевич, Э.Г.Булич, И.И.Брехман, А.А.Виру,
Л.П.Матвеев, Р.Е. Мотылянская, И.В.Муравов,
Л.Я.Иващенко, I.Astrand, J.N.Wilmore и многие другие),
которые убедительно свидетельствуют
о том, что оптимальная физическая нагрузка
в сочетании с рациональным питанием и
образом жизни является наиболее эффективной
в преодолении «коронарной эпидемии»,
предупреждении многих заболеваний и
увеличении продолжительности жизни.
Чтобы физическая культура
оказывала положительное влияние
на здоровье человека, необходимо
соблюдать определенные правила:
1) средства и методы
физического воспитания должны
применяться только такие, которые
имеют научное обоснование их
оздоровительной ценности;
2) физические нагрузки
обязаны планироваться в соответствии
с возможностями учеников;
3) в процессе использования
всех форм физической культуры
необходимо обеспечить регулярность
и единство врачебного, педагогического
контроля и самоконтроля. Периодичность
и содержание врачебно-педагогического
контроля зависят от форм занятий
физическими упражнениями, величины
физической нагрузки и других
факторов.
Наукой доказано, что
здоровье человека только на 10—15%
зависит от деятельности учреждений
здравоохранения, на 15—20% — от
генетических факторов, на 20—25% —
от состояния окружающей среды
и на 50—55% — от условий и
образа жизни.
Принцип оздоровительной
направленности обязывает специалистов
по физической культуре и спорту
так организовать физическое
воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую
и развивающую функции. Это означает, что
с помощью физического воспитания необходимо:
— совершенствовать
функциональные возможности организма,
повышая его работоспособность
и сопротивляемость неблагоприятным
воздействиям;
— компенсировать
недостаток двигательной активности,
возникающей в условиях современной
жизни.
Ведущая роль в оптимизации
физкультурно-оздоровительного процесса
отводится проектированию различных
физкультурно-оздоровительных систем
на основе научно обоснованных
и адекватных соотношений внешних
и внутренних факторов развития
человека.
К настоящему времени
разработан и практически апробирован
целый ряд авторских комплексов
и программ физических упражнений
оздоровительной направленности, которые
предназначены для широкого использования.
Основные их достоинства — доступность,
простота реализации и эффективность.
Это, прежде всего:
— контролируемые
беговые нагрузки (система Купера);
— режим 1000 движений
(система Амосова);
— 10 000 шагов каждый
день (система Михао Икай);
— бег ради жизни
(система Лидьярда);
— всего 30 мин спорта
в неделю на фоне повседневной
естественной физической нагрузки,
учитывая правила: если можешь
сидеть, а не лежать — сиди,
если можешь стоять, а не сидеть
— стой, если можешь двигаться
— двигайся (система Моргауза);
— произвольное поочередное
сокращение мышц тела без изменения
их длины в течение всей
«бодрствующей» части суток (скрытая
изометрическая гимнастика по
Томпсону);
— калланетика: программа
из 30 упражнений для женщин с акцентом
на растяжение (система Пинкней Каллане)
и т.д.
В настоящее время
появились новые направления
оздоровительной физической культуры,
дающие несомненный оздоровительный
эффект. К ним можно причислить
оздоровительную аэробику и ее
разновидности: степ, слайд, джаз,
аква- или гидроаэробику, танцевальную
аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп
и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой
(небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг,
стретчинг и т.д.
Выбор той или иной
методики занятий физическими
упражнениями с оздоровительной
направленностью соотносится с
реальной обстановкой, возможностями,
запросами, иногда является делом
индивидуального вкуса и интереса.
Оздоровительный эффект
физических упражнений наблюдается
лишь только в тех случаях,
когда они рационально сбалансированы
по направленности, мощности и
объему в соответствии с индивидуальными
возможностями занимающихся. Занятия
физическими упражнениями активизируют
и совершенствуют обмен веществ,
улучшают деятельность центральной
нервной системы, обеспечивают
адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной
и других систем к условиям мышечной деятельности,
ускоряют процесс вхождения в работу и
функционирования систем кровообращения
и дыхания, а также сокращают длительность
функционального восстановления после
сдвигов, вызванных физической нагрузкой.
Кроме оздоровительного
эффекта физические упражнения
оказывают тренирующее воздействие
на человека (повышается умственная
и физическая работоспособность),
позволяют повысить уровень физических
качеств, содействуют формированию
и дальнейшему совершенствованию
жизненно важных двигательных
умений и навыков (плавание, ходьба
на лыжах и др.).
Оздоровительное, лечебное
и тренирующее влияние физических
упражнений на организм становится
более эффективным, если они
правильно сочетаются с закаливающими
средствами в виде водных процедур,
солнечных и воздушных ванн, а
также массажа.
Таким образом, регулярное
применение физических упражнений
и закаливающих факторов повышает
жизненный тонус организма занимающихся,
его естественный иммунитет, улучшает
функции вегетативных систем, работоспособность
и предупреждает преждевременное старение.
- Основные направления оздоровительной физической культуры и их характеристика.
В системе оздоровительной
физической культуры выделяют следующие
основные направления: оздоровительно-рекреативное,
оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное,
гигиеническое.
Оздоровительно-рекреативная
физическая культура — это отдых,
восстановление сил с помощью
средств физического воспитания
(занятия физическими упражнениями,
подвижные и спортивные игры, туризм,
охота, физкультурно-спортивные развлечения).
Термин рекреация (от лат. recreatio) означает
отдых, восстановление сил человека, израсходованных
в процессе труда, тренировочных занятий
или соревнований. Чтобы оттенить специфический
смысл этого термина в сфере физической
культуры, часто говорят «физическая рекреация».
В современном обществе
основные функции физической
рекреации сводятся к следующему
(Ю.Е. Рыжкин, 1999):
— социально-генетическая
(механизм усвоения социально-исторического
опыта);
— творчески-атрибутивная
(позволяет ее рассматривать в развитии
и совершенствовании);
— системно-функциональная
(раскрывающая физическую рекреацию как
функцию конкретной социальной системы);
— аксиологическая (ценностно-ориентировочная);
— коммуникативная (важное
средство неформального общения людей).
Основными видами физической
рекреации являются туризм (пеший, водный,
велосипедный), пешие и лыжные прогулки,
купание, всевозможные массовые игры:
волейбол, теннис, городки, бадминтон,
рыбная ловля, охота и др.
По количеству занимающихся
рекреационные занятия могут быть индивидуальными
и групповыми (семья, группа по интересам
и т.д.).
Оздоровительно-реабилитационная
физическая культура — это специально
направленное использование физических
упражнений в качестве средств лечения
заболеваний и восстановления функций
организма, нарушенных или утраченных
вследствие заболеваний, травм, переутомления
и других причин. Применение отдельных
форм движений и двигательных режимов
с этой целью началось, судя по историческим
сведениям, еще в древней медицине
и к настоящему времени прочно
вошло в систему здравоохранения
преимущественно в виде лечебной
физической культуры.
Большую роль в системе
подготовки спортсмена играет спортивно-реабилитационная
физическая культура. Она направлена
на восстановление функциональных и
приспособительных возможностей организма
после длительных периодов напряженных
тренировочных и соревновательных
нагрузок, особенно при перетренировке
и ликвидации последствий спортивных
травм.
Гигиеническая физическая культура
— это различные формы физической
культуры, включенные в рамки повседневного
быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические
упражнения в режиме дня, не связанные
со значительными нагрузками). Ее основная
функция — оперативная оптимизация
текущего функционального состояния
организма в рамках повседневного
быта и расширенного отдыха.
- Оказание первой медицинской помощи на суше.
Подготовка к искусственному
дыханию проводится в такой последовательности:
расстегнуть и расслабить одежду,
открыть рот пострадавшего, полость
рта очистить от песка, ила, удалить
воду из дыхательных путей (рис. 1).
Рис. 1. Удаление воды из дыхательных путей
Способы искусственного дыхания:
- положить пострадавшего на спину на твердый, грунт или настил, запрокинуть ему голову назад и делать в минуту 12-14 вдуваний ртом в рот (или нос) пострадавшего до восстановления дыхания; при отсутствии сердечных сокращений одновременно с искусственным дыханием ладонями обеих рук, наложенными одна на другую, ритмично, 60- 70 раз в минуту, надавливать на нижнюю треть грудины до восстановления самостоятельной работы сердца (рис. 2);