30.
Развитие быстроты у школьников
на уроках ФКиЗ по ЛА. Под скоростными
способностями понимают способность человека
выполнять двигательное действие за минимальный
промежуток времени при одинаковых условиях.
Скоростные способности делятся на 1)элементарные
(быстрота двиг реакции, одиночное движение,
частота движения) 2)комплексные формы
(целостное двигательное действие, набирание
скорости по дистанции, поддержание скорости
по дистанции) Факторы: состояния ЦНС,
от силы мышц, от способности мышц быстро
переходить из напряженного состояния
в расслабленное, от АТФ, от амплитуды
движения, от возраста и пола, от способности
координации, от генотипа. Задачи: 1)разностороннее
развитие СС, 2)максимальное развитие СС
в избранном виде спорта, 3)совершенствование
скоростных способностей. Средства: применяются
упр с предельной и около предельной скоростью
1)упр развивающие элементарные или целостные
формы, 2)упр комплексного действия (игры),
3)группа упр сопряженного воздействия
(скорость +сила). Методика воспитания целостных
форм проявления скоростных способностей.
К ним относят (целостное двигательное
действие, набирание скорости по дистанции,
поддержание скорости по дистанции). Для
воспитания быстроты движения служат
упражнения выполняемые с предельной
или около предельной скоростью. 1-я группа
упражнений (собственно силовые упражнения,
обще-подготовительные и специально-подготовительные)
развивая скоростные способности происходит
улучшение результата, но после достижения
определённого успеха дальнейшее достижения
результата может не проявляться, несмотря
на систематическое посещение занятий,
такая задержка в росте результатов называется
барьером. Для того чтобы это не произошло
надо применить метод подходы 1)облегчить
внешние условия, 2)использование эффекта
ускоряющего последействия и варьирования
отягощений, 3)лидирование (бег за лидерам). Контрольные
упражнения для определения уровня развития
скоростных способностей. Контрольные
упражнения на 5 группы 1)оценка простой
и сложной реакции (прибором хронорефлексометр
с точностью 0,01мил/сек) 2)оценка скорости
одиночного движения (время передача мяча,
бросок, время удара, измерить один шаг)
3)оценка максимальной чистоты движения
в различных суставах (с помощью депинг-теста
и использованием контактных датчиков)
4)оценки целостных двигательных действий
(дистанции на время) 5)упражнения для оценки
скорости проявления в целостных двигательных
действиях (бег, плаванье).
31.
Развитие выносливости у школьников
на уроках ФКиЗ по ЛА. Выносливость
– это способности длительно выполнять
работу заданной интенсивности и противостоять
утомлению. Различают общую и специальную
выносливость. Выносливость зависит от
ЦНС., сердечно сосудистой системы, дыхательной,
мышечного аппарата, экономичности движений,
спортивной технике, волевых качеств.
Величина выносливости определяется по
физиологическим критериям. Средства
развития выносливости – это совершенствование
длительности сердечно сосудистой системы,
которая использует кислород из дыхания.
При частоте 120 – 130 уд/в мин происходит
делетация сердца, т.е. увеличивается
объем сердца с небольшим увеличением
сердечно мышечной массы, что приводит
к максимальной производительности сердца.
При частоте 150 – 170 уд/в мин происходит
васкиригизация, при такой работе увеличивается
мышечная масса сердца со значительным
увеличением количеством числа капилляров.
Большие работы в этом диапазоне приводят
к созданию бычьего сердца, что приводит
значительные отклонения в состоянии
здоровья. Специальная выносливость -
способность к длительному перенесению
нагрузок, характерных для конкретного
вида профессиональной деятельности.
Виды проявления: сложно-координированной,
силовой, скоростно-силовой и анаэробной
работе; статическую выносливость, выносливость
к продолжительному выполнению работы
умеренной и малой мощности; к длительной
работе переменной мощности; а также к
работе в условиях гипоксии. Общая выносливость - совокупность
функциональных возможностей организма,
определяющих его способность к продолжительному
выполнению с высокой эффективностью
в различных видах профессиональной или
спортивной деятельности.
32.
развитие гибкости у школьников
на уроках ФКиЗ на ЛА. Гибкость способность
человека выполнять движения с большой
амплитудой. Гибкость бывает активная
и посевная. Активная гибкость это способность
человека выполнять движ с большой амплитудой
за счет собственных усилий. Посевная
гибкость способность человека выполнять
движ с большой амплитудой, но за счет
внешних усилий. Наиболее интенсивно гибкость
развивается до 15-17 лет. Для развития посевной
гибкости сенситивным периодом будет
возраст 9-10лет, для актив. гиб. 10-14 лет.
Целенаправленное развитие гибкости должно
начинаться с 6-7-лет. У детей и подростков
9-14 лет гибкость развивается в 2-а раза
быстрее, чем в старшем классе. Для развития
гибкости применяются упр. которые выполняются
с большой амплитудой: наклоны, махи, вращательные
упр., упр. рывкового характера, т.е. все
упр. на растягивания. Различают упр. активные
посивные и статические. Методические
приёмы: 1)выполняя упр. в растягивании
не допускать болевых ощущений, 2)движения
выполнять медленно, 3)амплитуду увеличивать
постепенно и степень приложения силы
тоже. Методы: игровой, соревновательный,
метод круговой тренировки. Рекомендуют
использовать упр. в такой пропорции: посевных
упр. 40%; активных упр. 40% и 20% статических.
Чем моложе возраст детей, тем большим
объёмам следует давать активных упр.,
чем посевных и статических. На первых
занятиях число повторений должно быть
8-10 раз, а затем доводить до больших величин.
Упр. на гибкость рекомендуют включать
в утреннюю гимнастики, а также в подготовительную
часть урока, а также в конце основной
части. Упр. на гибкость сочетают с упр.
на силу на расслабление. Темп выполнения
не высокий, рекомендуют следящую последовательность
упр. на гибкость в занятии: упр. для суставов
верхних конечностей затем туловище и
нижних конечностей. Перерывы развития
гибкости оказывают отрицательное влияние.
Широко используется стретчинг - это развитие
гибкости в статическом режиме, т.е. удержание
определённой позы от 15 до 60 сек. На
уроках ФК гибкость контролируют средствами:
1)для измерения подвижности в плечевых
суставах выкруты; 2)для измерения подвижности
позвоночного столба наклон, сидя и стоя,
мостик. 3) для тазобедренного сустава
шпагаты продольный и поперечный.
33. Развитие ДКС у школьников
на уроках ФКиС по лёгкой
атлетике. Под ДКС понимают способность
спортсмена быстро точно целесообразно
экономно находчиво решать двигательные
задачи. Различают 3-ри группы ДКС: такие
способности которые позволяют точно
соизмерят и регулировать пространственные
временные и динамические параметры движения;
способности поддерживать статическое
равновесие (позу) и динамическое; способности
выполнять двигательное действия без
изменения мышечной напряжённости (скованности)
при выполнение упр с неполным переходом
мышц из фазы сокращения в фазу расслабления,
что препятствует формировании техники.
Факторы влияющие на ДКС: способность
человека к точному анализу движения;
факторы деятельности и анализаторов
(особенно двигательного); фактор сложности
заданий; уровень развития физ способностей;
смелость и решительность; возраст; общая
подготовленность Л/А. Задачи: разностороннее
развитие координационных способностей;
специально направленные развития ДКС
(она решается в спортивной практике и
специально прикладной подготовки это
определяется спецификой вида спорта
или профессией); совершенствование специальных
ДКС. Критерием контроля развития ДКС
могут служить следующие показатели: время
затрачиваемое на освоение нового упр
(чем оно короче тем лучше развиты ДКС);
время необходимое для перестройки своей
двиг деятельности в соответствии с изменяющейся
ситуацией (особенно это характерно для
кроссового бега); координационная сложность
выполнения двиг действий (в качестве
заданий то есть тестов рекомендуют упр
с асимметричным согласованием движений
руками, ногами головой и туловищем); точность
выполнения ФУ по основным характеристикам
техники; сохранение устойчивости при
нарушении равновесия. Применяют бег змейкой,
челночный бег метание мяча в цель из различных
и.п и с различного расстояния.
34.
Учет успеваемости уч-ся на
уроках ФК и З по Л/А. Контроль в пед процесс рассматривается,
как процедура оценочной деятельн. которая
включает в себя действия с использованием
разнообразных пед мероприятий методов
измерений по получению информации о ходе
и результатах обучения. Устанавливаются
основные виды контроля и результатов
учебной деятельности: поурочные, тематические,
промежуточные и итоговые. Методы контроля:
беседа, опрос, наблюдение, сам раб, конт-е
упр. и тесты, рефераты, зачеты. Формы контроля:
устная, письменная, практическая. Поурочный
контроль. Цель: проверка усвоения учениками
прог-го материала. Тематический контроль
проводиться при проверке степени освоения
уч-ся определенной темы или раздела программы.
Промеж-ый контроль осуществл-ся с целью
проверки уровня знаний умений уч-ся учебного
материала за длит-ый период времени(четверть).
Недопустимо оценивать уч-ся только на
основании текущих отметок за нормативы
уровня ФП. Годовая отметка выставляется
как среднее арифметическое отметок по
четвертям с учетом динамики индивид-ых
учебных достижений уч-ся на конец учебного
года. К учету применяют ряд требований:
своевременность, объективность, точность,
достоверность, полнота, простота, наглядность.
Различают виды учета: предварительный
(до начала пед деятельн.); текущий(непрерывно
в процессе работы); итоговая(по завершению
периода работы). В содержание текущего
учета входит: регистрация посещаемости
занятий, пройденного материала, и выполненного
объема интенсивности нагрузок, выполнение
учебных требований и норм, данных об оценках
умений и навыков, сведений о состоянии
здоровья заним. Основным документом учета
служит журнал учебной работы группы,
класса. Другие документы учета: личная
тетрадь учителя, табель, аттестат зрелости,
дневник спортсмена, врачебно-контрольная
карточка.
35.
Проведение уроков по л.а. в
начальных классах. В нач. классах задачи сводятся к совершенствованию
механизмов движения при ходьбе, беге,
простейших прыжках и метаниях. В качестве
средств для обучения и совершенствования
в ходьбе и беге рекомендуется использовать
упр с изменением длины и частоты шагов,
бег на отрезках 10-40 м., бег в чередовании
с ходьбой, бег с преодолением простейших
снарядов. Особое внимание следует уделить
формированию правильной осанки, обеспечивающей
не только эффективность выполнения элементов
спорт техники, но и выгодные условия для
работы важнейших вегетативных органов
и систем. Прыгая в высоту разбег, выполняется
под прямым углом к планке, отталкиваться
одной ногой и приземляться обязательно
на обе. Помимо обычных прыжков в длину
с короткого разбега целесообразно выполнять
упр. которые способствуют форимир. правильных
навыков отдельных элементов (с короткого
разбега напрыгивание на стопку матов).
Для обучения простейшим метаниям исп
теннисные мячи и др. легкие предметы.
Метать можно как на дальность, так и в
цель. Предпочтительнее выполнять на дальность,
т.к. развивается способность к распределению
усилий, точность и глазомер. Учитывая
возраст целесообразно использовать игровой
метод при обучении(подвижные игры с элементами
бега, различных прыжков и метаний). С 4
класса сообщаются теоретические сведения:
понятие о правильном положении тела в
ходьбе и беге, о быстром и медленно, ускоренном
и повторном беге. Прыгать в высоту продолжают
с прямого разбега, отталкиваясь на расстоянии
0,5-1 метр от планки. При прыжках в длину
требуется свершать отталкивание от бруска
при разбеге в 3-5 шагов, и от зоны шириной
не более 30 см. Основным снарядом для метания
остаётся теннисный мяч. Программой предусмотрено
метание мяча в цель(щит 1на 1 м.) с расстояния
12 м. для мальчиков и 8-9 м. для Д. Рекомендуется
также применять метание теннисного мяча
в мишень или стенку с расстояния 2-3 м.,
добиваясь более дальнего отскока.
36.
Проведение уроков по л.а. средних
классах. В 5 классе программой предусматривается
усвоение таких теоретич. сведений и понятий,
как: равномерный и переменный бег, дистанция
и отрезки дистанции, угол по отношению
к планке, угол вылета снаряда, скрестный
шаг в метаниях, препятствия и способы
их преодоления. Беговая часть в 5 классе
содержит бег с ускорением 30-40 м., бег с
высоко старта до 60 м. Для повышения общей
выносливости использ бег в медленном
темпе до 3 мин. Проводится также бег до
60 м. с упрощенными препятствиями. Прыжки
в высоту с 5-7 шагов разбега под углом к
планке. Прыжки в длину выполняются с укороченного
разбега и отталкиванием от бруска и добавляются
прыжки с укороченного разбега с полетом
в шаге. 5-классники выполняют метания
в цель и на дальность не только с места,
но и с короткого разбега(1-2 шага). В 6 классе
уч-ся изучают низкий старт. Они должны
знать и выполнять команды. Сообщаются
сведения о длине бегового шага и длине
и ширине ступней, в ритме разбега при
прыжках и метаниях, и.п. для толкания ядра
с места. Уч-ся в 6 классе должны прыгать
в высоту с 3 шагов разбега. Продолжается
совершенствование прыжка в длину в шаге
с укороченного разбега и начинается обучения
прыжка в длину способом согнув ноги. Усложняется
техника метания, теннисный мяч метают
на дальность по условному коридору 10-15
м. Впервые вводится контрольная отметка.
Впервые разучивается техника толкания
набивного мяча с места и и.п. стоя лицом
и боком. В 7 классе знакомятся со способами
передачи эстафетной палочки сверху без
перекладывания, элементарной разметкой
беговой дорожки, основами техники прыжка
в высоту способами перекат и перекидной,
способам держания ядра и осн техники
толкания с места. Уч-ся прыгают в высоту
способом перешагивания и перекидной.
Продолжается совершенствование способа,
согнув ноги. Для метания использ не
только теннисный, но и утяжеленный мяч.
В 8 классе уч-ся дают сведения о разметке
дистанции для эстафетного бега и правила
передачи эстаф. палочки, сообщают также
сведения о переходе от предварительного
разбега к 5 бросковым шагам в метаниях
и скачке в толканиях. Продолжается совершенствование
техники прыжка в высоту способом перешагивания
и перекидной, а также прыжка в длину с
разбега согнув ноги. Прыжки в высоту и
в длину желательно проводить на результат.
С 9 класса программой предусмотрено раздельное
планирование материала для М.и.Д. Юношам
сообщают сведения о самостоят. разминке,
а также о подборе и разметке индивид разбега
в прыжках и метаниях и о правилах судейства.
В беговой части планируется бег на 60-100
м., этапы эстафет увеличиваются до 100м.,
для развития выносливости использ кросс
на 800м. Способы прыжков выбираются индивидуально,
метания малого мяча и гранаты с разбега
рекомендуется проводить не только на
технику, но и на дальность. Девушкам
сообщаются те же сведения, что и юношам,
но отличается практич. часть. Предусмотрен
бег на 60 и 100м. на результат, также бег
4 по 60м., выносливость рекомендуется кросс
на 500м., или медленный бег до 7 мин. В прыжках
совершенствуется техника избранного
вида, рекомендуется проводить метания
на дальность малого утяжеленного мяча(100-150
г.).
37.Проведение
уроков по л/а в старших классах. В 10 классе теоретич
материал включает: самостоят разминка
перед сдачей учебных нормативов, проведение
разминки с группой учеников под наблюдением
учителя, выполнение ф-ций помощника судьи
в видах л.а. В целях повышения скорости
юношам рекомендуется проводить бег на
100м. с низкого старта на результат. Для
развития выносливости программой предусмотрен
бег с переменной скоростью 100-300м., кросс
до 800м., длинный бег до 15 мин. В процессе
прыжков внимание уделяется не только
на совершенствование выбранного вида
прыжков, но и на развитие скоростно-силовых
качеств. Помимо обычных метаний добавляются
прикладные способы из различных и.п. Ядро
5 кг. Юноши толкают со скачка на дальность.
Девушки в 10 классе совершенствуют скоростные
качества, пробегая 60 или 100 м. с низкого
старта, а также повторного бега 4 по 60м.
Выносливость повышается при помощи кросса
на 500 м. или медленного бега до 9 мин. В
11 классе объём нового материала по л.а.
уменьшается, но повышается объём и интенсивность
выполняемых упр., благодаря этому урок
приближается к спорт. тренировке. В данном
классе совершенствуются все ранее изученные
виды л/а, новые упр. и виды не изучаются.
38.
Основы спортивной тренировки
в легкой атлетике. Система подготовки. Тренировка
– означает упражнение. Под этим термином
понимают планируемый пед процесс, включающий
обучение спортсмена спортивной технике
и тактике и развитие его физ способностей.
Цель СТ: подготовка к спортивным состязаниям,
направленная на максимальное достижение
возможного для данного спортсмена уровня
подготовленности, обусловленного спецификой
соревнований. Задачи СТ: освоение техники
и тактики избранного вида; совершенствование
двигательных качеств и повышение возможностей
функц-ых сис-и организма, обеспечивающих
успешное выполнение соревновательного
упражнения; воспитание необходимых моральных
и волевых качеств; обеспечение необходимого
уровня социальной психической подготовки;
приобретение технических знаний и практического
опыта, для успешной тренировочной и сорев.
деятельности. Под с-мой подготовки понимают
совокупность всех видов подготовки: психологической,
физической, тактической, технической,
интегральная.
39.
Этапы многолетней подготовки
легкоатлетов и их характеристика. Необходимость
многолетнего процесса тренировки, который
продолжается примерно 10-15 лет вытекает
так же из требований: уметь видеть правильно,
последовательно строить тренировку.
Этап предварительной подготовки(9-11лет).
Цель: создание представления для углубленной
тренировки в будущем. Задачи: активизация
физического развития; овладение широким
арсеналом навыков и умений; оздоровление
и закаливание; воспитание интереса к
спорту и трудолюбия. Направленность:
развитие общей координации и ловкости
движений средствами ОРУ, акробатики и
гимнастики, а так же играми и л/а упр. Развитие
частоты движений. Развитие функциональных
возможностей с помощью быстрого, длительного
бегов, плавания, лыж. Начальной специализации(12-15лет).
Цель: разносторонняя подготовка в избранном
виде атлетики. Задачи: овладение техникой
избранного и смежных видов атлетики;
всесторонняя ФП с акцентом на развитие
скорости; воспитание сознательного отношения
к тренировке, ответственности, патриотизма.
Направленность: развитие навыков и умений
путем овладения техникой л/а упр, спорт
игр, гимнастики и акробатики. Развитие
функциональных способностей средствами
тренировки в избранном виде и сопутствующих.
Активное развитие скоростных качеств.
Общая силовая подготовка. Спорт игры,
кроссы. Углубленной специализации(16-18лет).
Цель: создание предпосылок для спортивного
мастерства. Задачи: увеличение объема
СФП, особенно силовой подготовки; совершенствование
техники выбранного вида и смежных видов;
воспитание умения анализировать, самостоятельности
и активности- бойцовского характера;
приобретение соревновательного опыта.
Направленность: превышение роли специальной
силовой подготовки с использованием
отягощений, с усложнением условий выполнения
упр. Совершенствование техники при высокой
скорости. Повышение интенсивности функциональных
возможностей. Спортивного совершенствования(19
и старше лет). Цель: достижение высших
спортивных результатов. Задачи: значительное
повышение интенсивности тренировок;
сужение средств подготовки; соответствие
двигательного потенциала и технического
мастерства. Направленность: максимальное
развитие двигательных качеств в избранном
виде путем сужения средств подготовки
и значительного повышения интенсивности
их применения. Достижение максимально
эффективной техники благодаря увеличению
ее интегрального выполнения. Поддержание
постоянного уровня, высокой технико-физической
подготовки.