Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует, что двигательная активность человека в течение всей жизни предотвращает заболевания и улучшает состояние здоровья. Именно физическая культура как составляющая общей культуры, общественными проявлениями которой является физическое воспитание и массовый спорт, выступает существенным фактором здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации содержательного досуга и создание условий для всестороннего гармоничного развития человека. Как и все сферы общественной жизни, физическая культура и спорт- это отдельная организована отрасль. Существует много видов спорта и у каждого из них есть свои сторонники.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе 5
1.1. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе 5
1.2. Теоретические основы спортивно-массовой работы в начальной школе 6
Глава 2. Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе 9
2.1. Задачи, методы, организация исследования 9
2.2. Разработка основных положений программы формирования двигательных навыков у школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата 11
2.3. Анализ результатов исследования формирования двигательных навыков у школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата 16
Выводы 26
Список используемой литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ready.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Мировой опыт свидетельствует, что двигательная активность человека в течение всей жизни предотвращает заболевания и улучшает состояние здоровья. Именно физическая культура как составляющая общей культуры, общественными проявлениями которой является физическое воспитание и массовый спорт, выступает существенным фактором здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации содержательного досуга и создание условий для всестороннего гармоничного развития человека. Как и все сферы общественной жизни, физическая культура и спорт- это отдельная организована отрасль. Существует много видов спорта и у каждого из них есть свои сторонники. Развитие физической культуры и спорта требует надлежащего организационного содействия на основе современных подходов, объединение усилий заинтересованных организаций и широких слоев населения для обеспечения оптимальной двигательной активности среди учащихся начальных классов.

Физкультурные занятия являются приоритетными в процессе систематического, последовательного формирования навыков у детей, развития их физических качеств. Проводятся они во всех возрастных группах ежедневно два раза в неделю по общему расписанию занятий в помещении или на площадке (в теплое время года) и два раза в неделю во время прогулок, раз в неделю пешеходный переход за пределы школы. Детям нравятся занятия по физкультуре, они выполняют упражнения с предметами (мячами, осколками, палками, веревками), играют в подвижные игры и, преодолевают различные препятствия (подлезайте под дугами, прыгают, ходят по канатам, дорожках здоровья, мечут мешочки с песком, лазают по гимнастической стенке и т.д.).

Цель исследования – исследование вопросов физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе

Задачи исследования:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе.
  2. Экспериментально обосновать физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе у школьников 1-4 классов.

Объект исследования: процесс основного образования школьников 1-4 классов.

Предмет исследования: содержание технологии физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе у школьников 1-4 классов.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании блочного способа развития двигательных навыков у школьников 1-4 классов физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе, реализация которой способствует повышению эффективности учебного процесса.

 

 

Глава 1. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе

 

1.1. Теоретические основы  физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе

 

Именно в первые шесть - девять лет жизни у человека закладываются основы здоровья, долголетия, формируется много двигательных навыков, развиваются физические качества (ловкость, скорость, сила и др.). Физическому воспитанию способствует создание соответствующих условий (рационального режима питания и др.). На современном этапе развития общества, понятие здоровья нации приобрело особую актуальность, превратилось в глобальную проблему существования человеческой цивилизации. Несмотря на достижения науки и развитие образования состояние здоровья детей ежегодно ухудшается. По статистическим данным сегодня на РФ 80 % детей имеют одно или несколько заболеваний, лишь 15-20 % детей рождаются здоровыми. У каждого третьего ребенка фиксируются отклонения в физическом или психическом развитии. Актуальность данной проблемы поставила задачу поиска путей совершенствования процесса сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников в целом и каждого ребенка в отдельности. С целью развития разрабатывают концепцию деятельности. Концепция определяет общую характеристику деятельности учреждения, главная цель, основные задачи и пути их реализации. Модель предусматривает основные направления работы: медицинская, психолого - педагогическая, физкультурно - оздоровительная, административно - управленческая, сотрудничество с семьями. Коллектив учреждения считает главной задачей обеспечение физического, психического, социального здоровья дошкольников формирование навыков здорового образа жизни всех участников учебно - воспитательного процесса.

Приоритетным заданием начальной школы в области содействия здоровью является создание пространства младших школьников.

Групповые помещения содержательные игровые зоны, уголки уединения, работает медицинский кабинет с изолятором на одно место, обустроены музыкальный зал, физкультурный зал, методический кабинет, кабинеты психолога, учителя - логопеда.

 

 

1.2. Теоретические основы  спортивно-массовой работы в начальной  школе

 

Сегодня родителей и педагогов, прежде всего, интересует вопрос, как укрепить здоровье детей. Мы все хорошо знаем, что здоровье каждого человека должно быть сугубо личным делом. Медицина, безусловно, занимается этим вопросом, но в тот момент, когда человек заболел. Говорят, что человек - кузнец своего счастья, а значит она должна быть и кузнецом своего здоровья. Поэтому у ребенка с момента рождения нужно формировать навыки бережного отношения к своему здоровью.

 В последнее время наблюдается снижение числа абсолютно здоровых детей в 5 раз, это составляет 10 % от общего количества. Более чем у 70% детей являются функциональные отклонения, у 50%. В связи с этим в последнее время главным направлением педагогического процессе является оздоровление детей. Забота о счастье и здоровье, физическое и психическое, закладывается именно в детстве. Здоровье ребенка, формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений - важнейшие задачи, стоящие перед современными педагогами. Чтобы эта работа имела успех, родители должны стать не только наблюдателями, но и непосредственными участниками. Школьное учреждение обеспечивает квалифицированную заботу об укреплении и сохранения физического и психического здоровья детей. Сейчас я хочу познакомить вас с основными направлениями физкультурно - оздоровительного - ной работы, которая направлена ​​на оздоровления детей, способствует повышению сопротивляемости организма вирусным инфекциям, предотвращает острых заболеваний.

1. Организация двигательной активности. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно - оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и физкультурные паузы между занятиями.

 Второе место в двигательном  режиме детей занимают учебные  занятия по физической культуре как основная форма обучения двигательных навыков и развития оптимальной двигательной активности. Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникает по инициативе детей.

2. Закалка [11, с. 105]

Закаливание водой:

  • Умывание прохладной водой лицо, руки до локтя.
  • Обливание ног.

Рекомендуется зимой после дневного сна, в теплое время года - перед дневным сном. Температура воды от +20 ° С до +18 ° С. При обливании водой контрастных температур начальная температура +36 ° С, конечная 25 ° С. Сопутствующие мероприятия: ногами, сгибание и разгибание пальцев.

• Влажная обтирания тела рукавичкой или полотенцем (ткань лучше пропитать отваром мяты, ромашки, чабреца, любистка).

Для детей от 3 лет и более проводится ежедневно после утренней гимнастики или дневного сна. Продолжительность - 1 мину ¬ на. Температура воды от +34 ° С до +23 ° С (с постепенным снижением). Сопутствующие мероприятия: различные движения руками, повороты, наклоны туловища. Обливание тела. Желательно после утренней гимнастики или дневного сна. Продолжительность 15-35 секунд. Температура +35 ° С. Дома - гигиенический душ (2 раза в неделю по 1 минуте для детей от 4 до 7 лет, температура воды зимой: начинать с 34 ° С, довести до 28 ° С ).

Закалка воздухом:

  • Проветривание комнат осуществляется через 1,5-2 часа, в холодное время года в течение 15-20 минут. В теплое время года дети учатся, играют при открытых фрамугах, температура в помещении не выше 19-20 ° С.
  • Сопутствующий проветриванию мероприятие: влажная уборка помещения.
  • Прогулка на свежем воздухе. Оптимально - три раза в день (но не менее двух - до и после дневного сна).
  • Сопутствующие мероприятия: игры, труд в природе, самостоятельная двигательная деятельность, коллективное выполнение общеразвивающих упражнений, подвижных игр.
  • Дневной сон при открытых окнах, фрамугах. Температура в спальне - 14-15 ° С.

3.Щоденне проведения общего  и точечного массажа.

4. Проведение фитотерапии (полоскание полости рта, промывания носа отваром лекарственных трав). Витаминные коктейли с использованием целебных трав, оздоровительных напитков и чаев из шиповника, мяты и рябины. Фитотерапия во время дневного сна (использование подушечек с травами).

5. Правильный режим дня и рациональное питание ребенка.

6. Воспитание интереса к активной  двигательной деятельности и  формирование потребности в систематических занятиях физкультурой [9, с. 105].

 

Глава 2. Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе

 

2.1. Задачи, методы, организация исследования

 

Заболевания опорно-двигательного аппарата традиционно занимают одно из первых мест в структуре патологии детей и подростков школьного возраста. Наиболее часто встречаются различные формы нарушения осанки – от 65 до 72% популяции, по данным различных авторов. Несмотря на большое количество исследований, из года в год посвящаемых профилактике и коррекции нарушений осанки у детей и подростков, проблема не становится менее актуальной.

Цель исследования – обосновать перспективность холистического подхода к профилактике и коррекции нарушений осанки у детей со сколиозом.

Задачи исследования:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования двигательных навыков у школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата.
  2. Разработать комплекс двигательных упражнений для школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата.
  3. Экспериментально обосновать технологию применения блочного способа развития двигательных качеств у школьников 1-4 классов с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата.

Методы исследования:

– анкетирование;

– педагогическое наблюдение;

– тестирование;

-педэ\ксперимент:

-методы математической статистики..

В исследовании приняли участие 2734 учащихся больных сколиозом 1-4 классов г. Москва. Возрастной и половой состав участников исследования приведен в табл. 1.

Таблица 1

Возрастной и половой состав участников исследования (лет)

Возрастной и половой состав участников исследования Возраст (лет)

7

8

9

10

11

12

Итого

Мальчики

160

226

122

227

260

300

1345

Девочки

125

208

189

227

264

326

1389


 

Результаты обработаны с помощью программного пакета Statistic 6.0.

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

Медицинский осмотр детей проходил в 3 этапа.

1 этап – доврачебный – осуществлялся медицинской сестрой на основании базовой скрининг-программы: заполнение анамнестической анкеты, антропометрия (вес, рост); визуальная оценка осанки, плантография, проверка остроты зрения и слуха, динамометрия.

2 этап – педиатрический осмотр.

3 этап – осмотр ортопеда.

При необходимости дети направлялись на R-графию позвоночника.

На основании обследования ставился заключительный диагноз (в том числе основной, в также сопутствующие заболевания), определялись уровень физического развития, группа здоровья, давалась оценка физической подготовленности.

Для определения уровня физического развития, помимо антропометрии, тестировалось развитие основных двигательных качеств: силовая выносливость мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног; гибкость, быстрота, координация (ловкость).

Информация о работе Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе