Эстетика физкультуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:23, реферат

Краткое описание

К сожалению, сегодня немногие, особенно представители молодого поколения, осознают глубокую значимость спорта и физической культуры в становлении человеческой личности и не уделяют должного внимания занятиям. Однако они серьезно заблуждаются, поскольку именно физическая культура способствует внешнему и внутреннему развитию индивида и продуцирует эстетические ценности в обществе (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.)

Содержание

Введение 3
1. Физическая культура и спорт в России……………………………………..5
2. Физическая культура и спорт. Социальная значимость данных предметов 13
3. Понятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Взаимосвязь физического и эстетического воспитаний………………………………...14
4. Задачи эстетического воспитания, и их решение в процессе выполнения физических упражнений……………………………………………………………………………15
5. Понятия внешней и внутренней красоты человека………………………16
6. Влияние физической культуры на эстетические идеалы и представления людей в Древней Греции…………………………………………………..17
7. Элементы эстетического воспитания в спорте и физической культуре..18
8. Взаимосвязь физической культуры и спорта с искусством……………..19
Заключение………………………………………………………………..........23
Список используемой литературы…………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физ-ре 3.docx

— 66.69 Кб (Скачать файл)

Развитие  спортивной науки

     К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным  потенциалом в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные  школы в   области   медико-биологических,   психолого-педагогических,   теоретико-методических,   историко-социологических   и   организационно-управленческих проблем физической культуры  и  спорта.  Вне  всяких  сомнений  доминирующее положение отечественного спорта того времени во многом определялось  высоким уровнем  и  интенсивностью  развития   спортивной   науки   и   значительной

концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.

     В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-исследовательских  институтах  физической  культуры  и  спорта  Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в  23  (с тремя филиалами) институтах физической культуры.

     К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных коллективов страны в области  физиологии,  биохимии,  психологии,  теории  и практики физического воспитания, истории и социологии  физической  культуры, педагогики   привлекали   активное   внимание   представителей    зарубежной спортивной науки.

     После распада СССР  положение спортивной  науки в России  во  многом изменилось в худшую сторону. В  результате  экономических  трудностей  резко сократилось  бюджетное  финансирование  физической  культуры  в  целом.   Из данных, озвученных на парламентских  слушаниях  в  июле  1996  г.  Комитетом Государственной Думы по  туризму  и  спорту,  следует,  что  в  1996  г.  на развитие  физической  культуры  и  спорта  в  России   на   душу   населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г.

     Трудности  в  госфинансировании  привели к значительному   сокращению численности специалистов, занимающихся научными  проблемами.  Часть  из  них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях,  часть изменила свой профессиональный профиль.

     Кроме недофинансирования отрицательное влияние на  развитие  спортивной науки  в  стране  имели  постоянные  изменения   в   структуре   руководящих физкультурных  органов   страны   и   руководителей   отрасли,   бесконечные преобразования   в   аппарате   главного   органа   управления,   отсутствие федеральной программы развития  физической  культуры  и  спорта,  сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.

     Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских  научных лабораторий  оснащено  аппаратурой,  приобретённой  ещё   в   60-70-е   гг., информационное  научное   пространство   России   значительно   отстаёт   от международного уровня.

     И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала  развиваться.   В   основе   её   лежат   крупнейшие   разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем  спортивной  деятельности. К  ним  следует  отнести:  теории  построения  спортивной  тренировки,  пути повышения  качества  тренировочного  процесса  (Л.   П.   Матвеев,   В.   М. Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации работы  различных систем организма при выполнении  спортивных  нагрузок  разной  интенсивности (В. А. Рогозкин, Р. Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).

     В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги  развития  спортивной науки и  обсуждены  основные  направления  научных  исследований  в  области спорта, туризма и  санаторно-курортного  дела  на  период  до  2000  г.  Эти основные направления были рассмотрены и утверждены  Постановлением  Коллегии Госкомитета ФКиТ России.

     Названные направления научных  исследований  охватывают  пять  основных проблем:

. формирование  физической культуры и здорового  стиля жизни человека;

. человек  в экстремальных условиях двигательной  деятельности;

. организационное,  правовое, ресурсное и информационное  обеспечение  сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;

. теоретические  и методические основы развития  и совершенствования  системы   подготовки, повышения квалификации  и переподготовки кадров;

. основные  проблемы спортивного и олимпийского  движения.

     То, что российская спортивная наука находится на правильном пути,  было подтверждено международным форумом «Молодёжь – Наука – Олимпизм»,  прошедшем 14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем  Всемирного  Совета  физического воспитания  и  спортивной  науки.  В  форуме  приняли  участие  специалисты-практики десятка стран всех регионов мира. 

Спорт, соревнования, спартакиады

       После распада СССР, несмотря  на экономические и финансовые  трудности, в России развивались все  олимпийские  и  многие  неолимпийские  виды  спорта,

сохраняя  во многом прежние традиции.

     В  стране  ежегодно  проводилось  значительное  количество   спортивных соревнований, розыгрышей  кубков  и  чемпионатов,  спортивных  праздников  и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние  виды спорта – хоккей с шайбой и русский  хоккей  с  мячом,  фигурное  катание  на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд,  фристайл;  а  в  числе  летних  – плавание,  спортивная  и  художественная   гимнастика,   тяжёлая   атлетика, классическая и вольная  борьба,  восточные  единоборства,  бокс,  стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены  вполне достойно   представляли   нашу   Родину    на    крупнейших    международных соревнованиях.

     На чемпионате Европы по  лёгкой  атлетике  в Хельсинки (август  1994) Россия среди 47 стран выиграла  эти  состязания,  завоевав  25  медалей,  из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.

     В 1995 г.  сборная  команда  России  по  тяжёлой  атлетике  выиграла  в

командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов  лучшим стал А. Чемеркин.

     В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних  видах спорта. Начало 1999 г. было удачным  для  юниоров:   выступая  в  Канаде  на чемпионате  мира  по  хоккею  с  шайбой,  они  стали   первыми.   Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира  в Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного  катания.  На хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание)  впервые  в  российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин  (одиночное катание),  Елена Бережная и Антон Сихарулидзе  (парное  катание),  Анжелика  Крылова и Олег Овсянников  (танцевальные  пары)  подтвердили  успех   отечественной   школы фигурного катания.

     Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних  лет стала  Спартакиада  трудящихся  (1997).  Финалу  Спартакиады  предшествовали широкие отборочные соревнования во всех регионах России, которые  начинались за два  года  до  финальных  стартов  в  Москве.  О  значимости  Спартакиады свидетельствовал  тот  факт,  что  её  Оргкомитет  возглавлял   председатель правительства   Российской   Федерации   В.   С.   Черномырдин.   Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли все самые оптимистические прогнозы. А  в июне  2000  г.  в  Москве  прошли   финальные   соревнования    уже   второй Спартакиады.

     Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты,  ставшие в 1994 серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто. 

Профессионализация  спорта

       Одной из насущных проблем  современного российского спорта, которая требовала своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта тенденция закономерна, она связана с рядом объективных условий развития современного спорта.

     Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности, которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих  видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет.  Для  большого  спорта  становится всё более характерной  ранняя  спортивная  специализации.  Во  многих  видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие  годы  с двух-  и трёхразовыми  тренировками  в день,  сопровождаются   высочайшими психологическими и физическими нагрузками.

     Подготовка   спортсменов   высокого   класса   требует   дорогостоящего материально-технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен  требует и соответствующего материального стимулирования,  так  как  иного  источника дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.

     Профессионализацию спорта в России  значительно осложняют трудности, возникшие в процессе строительства рыночной экономики.  Слабая  материальная база   отечественного   спорта,   недостаточное    финансовое    обеспечение спортсменов  высокого  класса   и   тренеров   привели   к   весьма   широко распространившейся  практике  заключения  ими   контрактов   с   зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями и отъезд  для  выступления  за рубежом. Уже в 1989-1990 гг. группа ведущих хоккеистов СССР  дебютировала  в Национальной Хоккейной Лиги  США.  Их  было  всего 10  человек.  К 2001  в зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.

     Крупнейшие промышленные  зарубежные  фирмы широко  спонсируют  учебно-тренировочные сборы россиян, обеспечивают  их  инвентарём  и оборудованием, финансируют участие в  крупнейших  международных  соревнованиях  за  рекламу своей продукции нашими спортсменами.

     Таким образом, профессиональный спорт в  Российской  Федерации  получил официальное  законное  признание.   Для   спортсмена-профессионала   занятия спортом признаются теперь основным  видом  деятельности,  за  которую  он  в соответствии с контрактом получает  заработную  плату или  иное  денежное вознаграждение, а также  обеспечивается  различными  формами  социального  и медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы  пожеланию могут объединяться в профессиональные союзы. 

  1. Физическая  культура и спорт. Социальная значимость данных предметов

      Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная часть, направленная на развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура, как было ранее уже отмечено, удовлетворяет социальные и духовные потребности личности в общении, игре, развлечении, самовыражении через социально активную полезную деятельность, в получении удовлетворения и наслаждения от красоты и изящества физических упражнений. Кроме того, являясь по своей сути человедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы. Итак, физическую культуру следует рассматривать, как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

      Спорт - это составная часть  физической культуры, а также средство, метод физического воспитания и система организации различных физических упражнений и занятий. В нем, т. е спорте, человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище. Но самое главное - это действенное средство воспитания и самовоспитания человека.

      Социальная значимость спорта, как составной части физической культуры, заключается в том, что он представляет собой фактор, стимулирующий нравственное совершенствование человека и способствующий эстетическому воспитанию человека, удовлетворению духовных запросов личности. Если рассмотреть ценностные ориентации индивида в физкультурно-спортивной деятельности, то можно заметить: ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с понятием красота составляют главный ранг.

        Таким образом, можно сделать вывод, что задачам эстетического воспитания общества служат также физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений и красоты тела.

  1. Понятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Взаимосвязь физического и эстетического воспитаний

Информация о работе Эстетика физкультуры и спорта