Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:23, реферат
К сожалению, сегодня немногие, особенно представители молодого поколения, осознают глубокую значимость спорта и физической культуры в становлении человеческой личности и не уделяют должного внимания занятиям. Однако они серьезно заблуждаются, поскольку именно физическая культура способствует внешнему и внутреннему развитию индивида и продуцирует эстетические ценности в обществе (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.)
Введение 3
1. Физическая культура и спорт в России……………………………………..5
2. Физическая культура и спорт. Социальная значимость данных предметов 13
3. Понятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Взаимосвязь физического и эстетического воспитаний………………………………...14
4. Задачи эстетического воспитания, и их решение в процессе выполнения физических упражнений……………………………………………………………………………15
5. Понятия внешней и внутренней красоты человека………………………16
6. Влияние физической культуры на эстетические идеалы и представления людей в Древней Греции…………………………………………………..17
7. Элементы эстетического воспитания в спорте и физической культуре..18
8. Взаимосвязь физической культуры и спорта с искусством……………..19
Заключение………………………………………………………………..........23
Список используемой литературы…………………………………………….24
Развитие спортивной науки
К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной
концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.
В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.
К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных коллективов страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры, педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.
После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко сократилось бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г.
Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.
Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.
Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отстаёт от международного уровня.
И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р. Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).
В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта, туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.
Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:
. формирование
физической культуры и
. человек
в экстремальных условиях
. организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;
. теоретические
и методические основы
. основные
проблемы спортивного и
То, что российская спортивная наука находится
на правильном пути, было подтверждено
международным форумом «Молодёжь – Наука
– Олимпизм», прошедшем 14-18 июля 1998
г. в Москве под патронажем Всемирного
Совета физического воспитания
и спортивной науки. В форуме
приняли участие специалисты-практики
десятка стран всех регионов мира.
Спорт, соревнования, спартакиады
После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта,
сохраняя во многом прежние традиции.
В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних – плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.
На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.
В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в
командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А. Чемеркин.
В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.
Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних лет стала Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали широкие отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады свидетельствовал тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства Российской Федерации В. С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли все самые оптимистические прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли финальные соревнования уже второй Спартакиады.
Успешно выступили на международной арене
и наши баскетболисты, ставшие в 1994
серебряными призёрами чемпионата мира
в Торонто.
Профессионализация спорта
Одной из насущных проблем
современного российского
Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности, которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух- и трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими и физическими нагрузками.
Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.
Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности, возникшие в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная база отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение спортсменов высокого класса и тренеров привели к весьма широко распространившейся практике заключения ими контрактов с зарубежными клубами, ассоциациями и другими организациями и отъезд для выступления за рубежом. Уже в 1989-1990 гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в Национальной Хоккейной Лиги США. Их было всего 10 человек. К 2001 в зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.
Крупнейшие промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-тренировочные сборы россиян, обеспечивают их инвентарём и оборудованием, финансируют участие в крупнейших международных соревнованиях за рекламу своей продукции нашими спортсменами.
Таким образом, профессиональный спорт
в Российской Федерации получил
официальное законное признание.
Для спортсмена-профессионала
занятия спортом признаются теперь основным
видом деятельности, за которую
он в соответствии с контрактом получает
заработную плату или иное денежное
вознаграждение, а также обеспечивается
различными формами социального
и медицинского страхования. Для защиты
своих прав спортсмены профессионалы
пожеланию могут объединяться в профессиональные
союзы.
Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная часть, направленная на развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура, как было ранее уже отмечено, удовлетворяет социальные и духовные потребности личности в общении, игре, развлечении, самовыражении через социально активную полезную деятельность, в получении удовлетворения и наслаждения от красоты и изящества физических упражнений. Кроме того, являясь по своей сути человедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы. Итак, физическую культуру следует рассматривать, как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.
Спорт - это составная часть физической культуры, а также средство, метод физического воспитания и система организации различных физических упражнений и занятий. В нем, т. е спорте, человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище. Но самое главное - это действенное средство воспитания и самовоспитания человека.
Социальная значимость спорта, как составной части физической культуры, заключается в том, что он представляет собой фактор, стимулирующий нравственное совершенствование человека и способствующий эстетическому воспитанию человека, удовлетворению духовных запросов личности. Если рассмотреть ценностные ориентации индивида в физкультурно-спортивной деятельности, то можно заметить: ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с понятием красота составляют главный ранг.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачам эстетического воспитания общества служат также физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений и красоты тела.