Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа
Актуальность темы. Заболевания позвоночника преследуют человечество испокон веков. Еще Гиппократ считал терапию позвоночника важнейшей областью медицины. «Когда болезней много, болезнь одна – позвоночник» - говорил он. Но, несмотря на столь почтенную историю лечения позвоночника, несмотря на все усилия современной медицины, проблемы со спиной мучают едва ли не каждого второго человека. Заболевания позвоночника приблизительно одинаково распространены во всех возрастных группах. Какие-то болезни менее опасны, ничего, кроме дискомфорта, человеку не доставляют.
ВВЕДЕНИЕ……………………………..…….…………………... 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1. Сколиозы и их характеристика ……………………... 5
1.2. ЛФК и массаж в комплексной реабилитации больных
детей при сколиозе .…………………………………... 15
1.3.Физическая реабилитация больных детей при
сколиозе I степени...….….............................................. 20
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования………………………………… 26
2.2. Методы исследования……………………………….. 26
2.3. Организация исследования……..……….…………… 34
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ………………………………………..……… 35
ВЫВОДЫ…………………………………………………………… 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………… 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………. 43
ЛФК для укрепления мышечного корсета
При выборе упражнений для укрепления мышечного корсета необходимо учитывать исходное состояние мышц, индивидуальные особенности осанки, а также степень нарушения осанки. «Накачивать» и без того сильные и тем более перенапряженные группы мышц не только бессмысленно, но и вредно. В зависимости от характера нарушений осанки следует обратить особое внимание на тренировку ослабленных мышц. [42,43,47]
Корригирующие упражнения
Корригирующие
упражнения – это специальные
упражнения, которые направлены на коррекцию
патологической деформации позвоночника.
Они могут быть симметричными, асимметричными,
деторсионными.
В основе симметрических упражнений лежит
принцип минимального биомеханического
воздействия специальных упражнений на
кривизну позвоночника. Эти упражнения
не требуют учета сложных биомеханических
условий работы деформированной опорно-двигательной
системы, что снижает до минимума риска
их ошибочного применения. Симметричные
упражнения оказывают неодинаковое воздействие
на симметрично расположенные мышцы туловища,
которые в результате деформации позвоночника
находятся физиологически несбалансированном
состоянии.
Преимущество симметричных упражнений состоит, во-первых, в том, что их проще правильно подобрать и выполнить, и, во-вторых, в том, что они вовлекают внутренние резервы организма в процесс компенсации нарушений. При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение позвоночника. Это само по себе — нелегкая задача для ребенка с дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы с выпуклой стороны искривления вынуждены преодолевать сопротивление более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для укрепления и растягивания мышц спины и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно следить за тем, чтобы позвоночник находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на выпуклой стороне становятся сильнее и выносливее, а перенапряженные мышцы на вогнутой стороне немного растягиваются. [44,49,]
Разгрузка позвоночника
Разгрузка позвоночника при лечении сколиоза является необходимым условием для специального и локального воздействия на него. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшить крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.
В период роста ребенка искривление позвоночника может увеличиваться из-за перегрузки ростковых хрящей. Поэтому разгрузкой позвоночника предусматривается уменьшение давления на межпозвонковые хрящи с вогнутой стороны искривления, создание равномерного давления на замыкающие пластинки позвонков. Для разгрузки позвоночника и коррекции его деформации на время устных и письменных школьных занятий дети принимают положение лежа, спят в гипсовых кроватках, носят функциональные корригирующие корсеты. [49,50]
Разгрузка позвоночника достигается тем, что в течение большей части дня пациенты находятся в положении лежа. Во время проведения школьных занятий и выполнения домашних заданий дети лежат на медицинских кушетках. Письменные уроки они выполняют в положении лежа на животе, слегка упираясь локтями о кушетку. Во время школьных занятий под грудь ребенку подкладывают клиновидную подушку, изготовленную из толстой фанеры и покрытую поролоном и дерматином. Подставка соответствует следующим размерам: высота ее равняется длине плеча ребенка, длина - расстоянию от подбородка до XII ребра плюс 2 см, ширина — расстоянию между плечевыми суставами. Во время устных уроков дети могут находиться в положении на спине, подставку подкладывают под голову и верхнюю часть спины. Разгрузка позвоночника также может достигаться вследствие расслабления и растягивания мышц, принимающие активное участие в поддержании правильной осанки. Научить ребенка расслабляться нередко является самой трудной задачей в курсе лечебной физкультуры. Расслабиться особенно сложно нетренированному человеку. Эта задача требует определенного опыта в обращении со своими мышцами, умения управлять степенью их напряжения. Важно не только научиться расслаблять мышцы в покое, но и уметь расслабить те мышцы, которые не участвуют в движении, — и во время выполнения упражнений, и в повседневной жизни. На это следует обратить особое внимание на начальном этапе тренировок.[42,47,]
Массаж при сколиозе
Массаж является обязательным компонентом функционального лечения детей при сколиозах. Применяется общий массаж мышц спины и живота, а также специальный массаж определенных мышечных групп в зависимости от формы патологии. Массаж показан при всех степенях сколиоза. Его цель – улучшить лимфо- и кровообращение, укрепить мышцы спины и живота, нормализовать их тонус, способствовать коррекции позвоночника, улучшению o6щего физического состояния ребенка. Немаловажное значение имеет положение больного при массаже. Его следует подбирать индивидуально. Так, например, при правостороннем сколиозе в грудном отделе позвоночника лежа на животе, следует правую руку положить за спину, а голову — в противоположную сторону. Таким образом, туловище поворачивается против часовой стрелки. При правостороннем сколиозе в поясничном отделе позвоночника рекомендуется левую ногу занести за правую. Голова должна быть повернута в правую сторону. Обязательно массируют спину, живот, грудную клетку и верхнюю или нижнюю конечность в зависимости от локализации искривления; при сколиозе в грудном отделе — руки, при сколиозе в поясничном — ноги. Массаж мышц спины производят в положении лежа на животе или на боку. При массаже живота пациент лежит на спине. Массаж живота проводится по часовой стрелке. В положении на боку больной должен одну руку (на стороне вогнутости искривления) положить под голову, а второй упираться перед грудью. Массаж спины вначале производят в виде поглаживания и растирания всех мышц. Затем приступают к дифференцированному воздействию: на стороне сокращенных мышц (вогнутость искривления), используют все приемы массажа. На растянутые мышцы воздействуют обхватывающим и плоскостным поглаживанием, пилением, штрихованием, надавливанием. При сколиозе I степени разрешается похлопывание, поколачивание. Массажист должен находиться на стороне массируемого участка. При сколиозе II и III степени вибрационные приемы не применяют. Разрешается стимуляция. При сколиозе IV степени показан только общий массаж в виде поглаживания и растирания. [2,3]
Значительно сложнее массировать
двойное (S-образное) искривление позвоночника.
Спину рекомендуется условно разделить
на 4 отдела: два грудных (со стороны вогнутости
и выпуклости) и два поясничных. Каждый
участок массируют с учетом вогнутости
или выпуклости искривления.
Если сколиоз сочетается с кифозом, то
на область кифоза воздействуют поглаживанием,
растиранием, разминанием (особенно надавливанием
и прокатыванием), легким похлопыванием.
[44]
При всех степенях сколиоза нужно укрепить трапециевидные (особенно нижнюю и среднюю порции) и ромбовидные мышцы. Для этого массажист одной рукой приводит лопатку к средней линии, несколько отводит плечо назад, подкладывая для этого валик, а второй массирует мышцы межлопаточной и лопаточной областей. Массаж сочетают с механическим давлением на выпуклую часть реберных дуг. Для этого тыльной поверхностью кисти (с разогнутыми и разведенными пальцами) мягкими движениями надавливают на выступающие ребра. Массировать следуют обе стороны вдоль позвоночника. Однако более интенсивный массаж проводят на выпуклой стороне искривления, где мышцы растянуты. Желателен массаж задней большеберцовой мышцы, укрепляющей свод стопы. [4,46]
В связи с косым положением таза, поднятым на стороне западения мышц в поясничном отделе, реберная дуга сближается с крылом подвздошной кости. В этом случае точки прикрепления мышц сближены, и массаж должен способствовать их расслаблению. На передней поверхности грудной клетки, на стороне сколиоза плечо выступает вперед. Массажист должен расслабить эти мышцы и восстановить нормальное положение плеча. Для этого он захватывает рукой и оттягивает плечо, стремясь восстановить симметричное положение в отношении другого плеча. На противоположной стороне, где проявляется выбухание ребер, приемлемы надавливания, сжатия ладонями и пальцами, после чего выполняют все приемы массажа. Длительность процедуры 20—30 мин. Курс лечения 20 процедур через день или ежедневно. [28,46]
I.3.Физическая реабилитация больных детей при сколиозе I степени
Режимы двигательной активности при сколиозе
Физическая
реабилитация сколиотических больных
проводится в комплексе с медицинской,
психологической и социальной реабилитацией
и включает: рациональный режим дня
и двигательной активности, правильно сбалансированное
питание, а также другие методы консервативной
терапии.
Режим дня у пациентов со сколиозом состоит
из лечебных мероприятий в соответствии
с медицинскими требованиями учебных
занятий, сна, бодрствования, приема пищи,
развлечений. Дети спят на ортопедической
постели или на постели с деревянным или
металлическим щитом. Во время дневного
отдыха, учебных занятий и лечебных процедур
ребенок должен лежать преимущественно
на спине или животе на невысокой подушке.
Весь комплекс восстановительных мероприятий
проводится по трем режимам двигательной
активности. Режим щадящий (РД-1) назначается
при прогрессирующих сколиозах I — II степени,
некомпенсированном сколиозе, сколиозе
IV степени, состояниях после хирургических
вмешательств, а также кратковременно
всем больным в периоде акклиматизации,
реабилитационные мероприятия у пациентов
с РД-I включают ношение функционального
кольта. Для удобства дневного и ночного
сна в корсете изготавливают гипсовую
кроватку или полукроватку с учетом корсета.
Корсет снимают время приема лечебных
процедур. Режим щадящее-тренирующий (РД-II)
назначают пациентам с непрогрессирующими,
компенсированными II—III степенями сколиоза.
Этот режим исключает нагрузки на позвоночник,
связанные с длительным сидением, бегом,
прыжками, физическими работами. В ношении
корсета у детей с РД-II, как правило, необходимости
нет. [18]
Режим тренирующий (РД-III) применяют детям с I степенью непрогрессирующего сколиоза. Комплекс реабилитационных мероприятий у них включает дозированную нагрузку, элементы спортивных игр, ближний туризм и др.
Рациональное питание пациентов строится на соблюдении физиологических соотношений основных веществ — белков, жиров, углеводов (1:1:4) при повышенном содержании в пище минеральных солей и витаминов. Необходимо достаточное содержание в пище полноценных белков и углеводов для обеспечения в организме пластических и энергетических процессов. Минеральные соли (соли кальция, фосфора и др.) должны входить в пищевой рацион за счет пищевых проектов. [34]
Физиотерапевтические процедуры при сколиозе
Физиотерапевтические процедуры назначают больным со сколиозом в целях улучшения трофики тканей, повышения сократительной активности мышц спины на выпуклой стороне деформации, общезакаливающего эффекта. Из методов аппаратной физиотерапии применяют индуктотермию в сочетании с электрофорезом кальция и фосфора, электростимуляцию мышц, общее ультрафиолетовое облучение.
Индуктотермия и электрофорез кальция и фосфора проводятся по следующей методике. Два электрода площадью 150 см2 накладывают паравертебрально параллельно друг другу на уровне дуги искривления позвоночника. Первый электрод с салфеткой, смоченной 5% раствором хлористого кальция, соединяют с анодом гальванического аппарата, второй электрод с салфеткой, смоченной 1% раствором фосфорнокислого натрия, соединяют с катодом. Поверх этих электродов устанавливают электрод — диск диаметром 20см от аппарата для индуктотермии ДКВ-1. Плотность гальванического тока составляет от 0,05 до 0,08 мА/см2. Процедуры проводят через день при экспозиции 15 мин, на курс лечения назначают 10— 12 процедур. В зоне сочетанного воздействия индуктотермии и электрофореза кальция и фосфора образуется электрическое поле и эндогенное тепло, в результате чего улучшаются кровообращение и трофика тканей. [5,14]
Электростимуляция является эффективным средством повышения тонуса и сократительной активности мышц на стороне выпуклости искривления позвоночника, она осуществляется с помощью аппаратов АСМ-2, АСМ-3, АСМ-4, являющихся источниками ритмического тетанизирующего тока. В области широкой мышцы спины на стороне выпуклости искривления накладывают два электрода размерами 2х4 см со смоченной в теплой воде прокладкой, которые фиксируют резиновыми бинтами. Силу тока необходимо повышать постепенно с 6—10 мА до видимого сокращения мышц (15— 20. мА).
Тепловые процедуры (озокерито- и парафинолечение) способствуют снижению тонуса мышц. Поэтому их применяют подобно грязелечению в виде салфеточно-аппликационного способа на вогнутую сторону искривления позвоночника. Пропитанные озокеритом первичные марлевые прокладки накладывают на кожу при температуре 37—39 °С, последующие — при температуре 50—60°С. Озокерито-лечение проводят через день, желательно в чередовании с электростимуляцией мышц спины. Длительность процедуры составляет 30—40 мин, на курс лечения 6—10 процедур. Наряду с тепловым, снижающим тонус мышц спины эффектом теплолечение повышает лимфо и кровоток, активизирует обменные процессы и трофику тканей. [11,16]
Курортные факторы при сколиозе
Курортные факторы играют существенную роль в реабилитации больных с нарушениями осанки и сколиозом. Применяют климатолечение, бальнео-, пелоидо-, талассотерапию.
Климатолечение проводится с учетом легочной вентиляции и жизненной емкости легких, которые обычно снижены у больных с выраженным сколиозом. В связи с этим особое значение придается режиму оптимальной аэрации, максимально длительному пребыванию детей на свежем воздухе. В летний период дети должны находиться на свежем воздухе круглосуточно на открытых верандах или в климатопавильонах. В зимнее время более широко используются климатопавильоны. В лечебно-диагностических кабинетах, классах, спальнях окна должны быть с удобными фрамугами. Дневной и ночной сон, школьные занятия проводят при открытых фрамугах. [14,17]
Упражнения
спортивно-прикладного
К упражнениям спортивно-прикладного характера относятся естественные (или возможные) способы передвижения человека: ходьба, бег, плавание, прыжки, ходьба на четвереньках. Эти виды физической нагрузки используются для неспецифической тренировки (как общеразвивающие упражнения) и для развития ловкости, внимания, мышечного чувства, глазомера, улучшения координации движений, ориентации в пространстве. В большей степени упражнения спортивно-прикладного характера применяются на амбулаторно-поликлиническом и санаторно-курортном этапе лечения в том случае, если заболевание не прогрессирует и налицо заметные улучшения. С большей осторожностью к данным упражнениям следует отнестись к больным, которые находятся на стационарном этапе лечения, а также к больным с тяжёлыми формами сколиоза и нарушением осанки. [36]
Ходьба — это наиболее естественная для человека нагрузка. Легкая, спортивная походка, естественное положение тела и правильные движения при ходьбе — признак хорошего здоровья. Нарушения осанки отражаются на походке, а упражнения в ходьбе помогают исправить нарушения осанки. Ходьбу можно включать во все части занятий, преимущественно в вводную и заключительную. Используют ходьбу с сохранением правильной осанки, в сочетании с дыхательными упражнениями, а также различные варианты ходьбы: на носках, на пятках, на внутренних и наружных краях стоп, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием бедра, в полуприседе, боком (приставным и скрестным шагом), с различными движениями рук и корпуса и другими дополнительными заданиями. [35]
Бег — прекрасное средство улучшения общей физической подготовки. Во время занятий лечебной физкультурой бег, в том числе с дополнительными заданиями, можно использовать в конце разминки. Как самостоятельный вид физкультуры бег — серьезная нагрузка, и заниматься им можно только с соблюдением правил тренировок и с учетом исходной физической подготовки. Особенно осторожно относиться к бегу необходимо при сколиозе, плоскостопии и плоской спине, так как при этих нарушениях снижена рессорная функция опорно-двигательного аппарата.
Информация о работе Эффективность лфк и массажа при сколиозе у детей 7-9 лет