Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:55, контрольная работа
Диалектика – философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества, путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу от одного качества в другое.
Диалектика – философское учение о всеобщих законах движения и развития природы человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества, путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу от одного качества в другое.
Задание 1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы………..…3
Задание 2. «Философия Аристотеля - вершина древнегреческой философии»
2.1 Философское творчество Аристотеля, его произведения……………....6
2.2 Критика Аристотелем платоновского учения об идеях /эйдосах/ и формулирование своей концепции Бытия………………………………………...10
2.3 Категории как способ объяснения сущности бытия. Материя и форма. Движение. Классификация форм движения………………………………………11
2.4 Анализ процесса становления: учение о причинности и перводвигателе……………………………………………………………………...14
2.5 Человек и его душа. Этика как практическая философия. Этический идеал Аристотеля…………………………………………………………………...15
2.6 Историческое значение философии Аристотеля………………………20
Задание 3. Прокомментировать следующие высказывания Аристотеля об обществе и человеке………………………………………………………………..22
Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии……………………...25
Задание 5. Тестовая проверка знаний……………………………………………..28
Список используемой литературы…………
Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.
Следует помнить, что названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.
Внутренний конфликт
Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо мягче — как выбор между различного рода благами (зная добродетель, можно вести порочную жизнь). Аристотель постарался показать возможность разрешения этого нравственного затруднения.
Слово «знать» употребляется в двух значениях:
1) «знает» говорят о том, кто только обладает знанием;
2) о том, кто применяет знание на практике.
Далее Аристотель уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит, не знает, значит, он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.
Добродетельность как разумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это в силах самого человека).
2.6 Историческое значение
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
Аристотелю принадлежит
первое в европейской науке
Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. К. Маркс и В. И. Ленин характеризовали Аристотеля как крупнейшего ученого и мыслителя древности. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. По своему характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в частности естественнонаучных, исследований. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы.
Задание 3. Прокомментировать следующие высказывания Аристотеля об обществе и человеке
«Ясно, что государство не есть ни топографическое общение, ни охранительный союз против несправедливостей, ни общение ради хозяйственного обмена. Все это необходимо должно быть, чтобы создалось государство, но пока есть только это, государство еще не возникает. Оно возникает только между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для себя жизни».
«Человек по природе – существо государственное, и если кто-либо в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, тот ил выше человека, или недоразвит в нравственном отношении. Совершенством человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, - совершенность государства».
1. Как в этом выразилось
мировоззрение человека
Неотделимой частью творчества Аристотеля являются его воззрения на развитие и организацию общества, и учение о государстве, изложенные в трактате «Политика». В методологическом отношении Аристотель и в этой области остается верным своему подходу, т. е. исходит из познания существующей действительности. Прежде чем приступить к формулировке своих взглядов на идеальное государство, он изучил обширный материал, касающийся истории и политического устройства целого ряда греческих полисов.
Его социальные представления, и в частности учение о государстве, были, естественно, классово детерминированы. Аристотель был представителем правящего класса древнего общества — класса рабовладельцев.
Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину — как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство.
Аристотель — последовательный защитник рабовладения, которое он считает естественным состоянием организации общества. Он говорит, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие — к господству. Этому естественному состоянию соответствует тот факт, что одни являются рабами, а другие — рабовладельцами. Несмотря на «увековечение» рабства, он осознает начинающиеся кризисные явления рабовладельческого общества. С такой же страстью, с какой он защищает рабовладельческий строй, он выступает и против чрезмерного богатства, которое, по его мнению, нарушает стабильность общества.
2. В чем философ видит сущность и основное предназначение государства?
Понятия «государство» и «общество» Аристотель, по сути, отождествлял. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Здесь речь идет об определенной классификации изученных им законов. Хорошими он считает монархию, аристократию и политею: Плохими — тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политеи).
Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает спекулятивное «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально, возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства.
Идеал государства, по Аристотелю,— общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов. Здесь речь идет, собственно, об идеализации афинского государства времен Перикла.
3. Какую сущностную
характеристику человека он
Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует ее как «животную», свидетельствующую о «рабском образе мышления». Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, благость.
Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Предмет философии - это круг проблем, которые она исследует. Он постоянно изменяется. Открывая новые аспекты взаимоотношения человека и мира. Проследите это на примере некоторых философов античной философии и отразите их в следующей таблице.
Философы и школа |
Поле философских проблем |
Основное назначение философии |
Милетская школа |
Представителями данной школы являлись:
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы
этой школы выступали с |
Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность |
Пифагорейская школа |
Пифагорейцы-сторонники и последователи Пифагора, первопричиной всего считали число, всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа. Выступали за познание мира через число, считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить «протокатегории» которые показывали диалектическое единство мира. |
Пифагор слывет великим математиком,
много сделавшим для
|
Гераклит |
Крупный древнегреческий философ- |
Диалектика Гераклита еще выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах. Зарождающаяся греческая философия, хотя уже вышла на уровень философских проблем, но еще не была философией в собственном смысле слова, а протофилософией, или предфилософией. Для нее было характерно наличие многих образов мифологии, неразработанность собственной философской терминологии, отсутствие философской аргументации. |
Демокрит |
На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего, объяснялось единство мира - мир един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер. |
В учении Демокрита, можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов; Атом – первокирпичик всего сущего, атом неделим; атомы имеют различную величину и между ними существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении. Существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира. |
Сократ |
Способствовал распространению знаний, просвещению граждан; искал ответы на извечные проблемы человечества-добра, зла, любви и т.д.; открыл метод майевтики; ввел диалогический метод нахождения истины, путем доказательства в свободной форме.
|
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в форме открытой беседы, темами которой были злободневные вопросы того времени, актуальные и ныне: добро, зло, любовь, счастье. Философ был сторонником этического реализма согласно которому: любое знание есть добро; любое зло порок совершается от незнания.
|
Платон |
Является основателем единого, ума, души. Единое: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков; есть ничто. |
Положено начало идеализму, как крупному философскому направлению. Впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества. Были заложены основы понятийного мышления, попытка выделить философские категории.
|
Аристотель |
Философию делил на три вида теоретическую, изучающую проблемы бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений; Практическую – о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика. |
Внес, существенные коррективы в ряд положений Платона, дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека, выделил 10 философских категорий. Дал определения бытия, выделил шесть видов государств, внес существенный вклад в развитие логики |
Задание 5. Тестовая проверка знаний
1. Понятие «категория» получило статус философского у
а) Сократа,
б) Аристотеля,
в) Платона,
г) Демокрита,
Ответ: б) Аристотеля.
2. Завершите определение: «Философское мировоззрение, согласно которому все сущее определяется космосом, космическими энергиями, называется
Ответ: космоцентризм.
3. Кто из философов
античности стоит у истоков
объективно-идеалистического
а) Демокрит,
б) Фалес,
в) Платон,
г) Эпикур.
Ответ: в) Платон.(Основой постулат учения Платона-это признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Идея мира цель, к которой устремляются все чувственные вещи).
4. Выберите термин, противоположный понятию «космос» в античной философии:
а) сущность,
б) Бытие,
в) Логос,
г) хаос.
Ответ: г) хаос. (Космос-мироздание, противоположное хаосу).
5. Философское учение, отрицающее возможности познания мира и его сущности, называется:
а) скептицизм,
б) агностицизм,
в) дуализм,
г) критицизм.
Ответ: б) агностицизм. (Идеалистическое философское учение, отрицающее возможность познания мира и его закономерностей.)
6. Что изучает «практическая философия» (этика) Аристотеля:
а) формы и законы логики,
б) проблемы бытия,
в) человеческое поведение. Его мотивы и стремления,
г) проблемы сознания.
Ответ: в) человеческое поведение, его мотивы и стремления.
7. Кто из древнегреческих философов предпринял попытку выделить философию как особую область теоретического знания и вознес ее на трон «царицы наук»?
а) Парменид,
б) Сократ,
в) Аристотель,
г) Демокрит.
Ответ: Аристотель.
8. Соотнесите философов и понятия, которые они вводят в философский обиход:
А) Бытие
Б) Логос б) Парменид
В) идея (эйдос), в) Гераклит,
Г) материя, форма. г) Платон.
Ответ:
Бытие - Парменид
Логос - Гераклит