Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:03, реферат
Краткое описание
Если вдуматься, своим существованием человек нагло и демонстративно нарушает второй закон термодинамики. Согласно этому закону, все физические процессы в конечном итоге направлены в сторону энтропии (термодинамического равновесия), а ведь органическая жизнь возникла явно вопреки энтропийной направленности мира.
Если вдуматься, своим существованием
человек нагло и демонстративно нарушает
второй закон термодинамики. Согласно
этому закону, все физические процессы
в конечном итоге направлены в сторону
энтропии (термодинамического равновесия),
а ведь органическая жизнь возникла явно
вопреки энтропийной направленности мира.
Попробуем вскипятить чайник и выключить
газовую горелку. Через энное количество
времени температура воды в чайнике сравняется
с температурой воздуха. Это и есть грубая
модель действия энтропии. Если нет энергетической
подпитки извне, любое физическое тело
(материя) стремится прийти в равновесие
с окружающей средой, приблизиться к максимально
хаотическому состоянию. В этом смысле
цель бытия материи - энергии - максимально
равномерное (и в тепловом, и в динамическом
смысле) рассредоточение в пространстве.
И вот в этой стройной логической схеме,
"как незаконная комета в кругу расчисленных
светил", обнаруживается органическая
жизнь, стремящаяся противостоять энтропии,
создающая антиэнтропийную модель бытия.
Антиэнтропия – это структурированная
и упорядоченная величина обратная энтропии,
характеризующая степень неопределённости
системы.
Первым понятие отрицательная
энтропия употребил в 1945 г. известный австрийский
физик Э. Шредингер, который, анализируя
с термодинамических позиций жизнедеятельность
органического мира, пришел к выводу, что
биологическим системам для своего существования
необходимо извлекать из окружающей среды
отрицательную энтропию, чтобы компенсировать
внутреннее производство энтропии, и тем
самым тормозить свое движение в сторону
термодинамического равновесия, соответствующего
состоянию смерти.
Жизнь как антиэнтропийное
явление.
Жизнь - по-видимому, сложнейшее
явление во Вселенной. Своеобразие способа
существования живой материи (биологических
объектов) заключается в том, что все живое
от клетки до человека функционирует,
только поддерживая определенную (и создавая
новую) степень упорядоченности в себе
и в окружающей среде. Можно утверждать,
что биологические объекты локально уменьшают
энтропию среды обитания или увеличивают
информативность ее состояния. В этом
принципиальное отличие живого от неживого.
Действительно, любой объект,
кроме живого, будучи предоставлен самому
себе; постепенно деградирует, то есть
энтропия его состояния увеличивается.
Так, например, разрушаются со временем
под действием внешних факторов брошенные
здания: ржавеют металлические детали,
гниют деревянные и т. д.
Живое же, соприкасаясь с внешним миром
(инстинктивно или сознательно), поддерживает
определенный стационарный уровень своих
внутренних систем (то, что в медицине
называется гомеостазом). Сложные биологические
системы (например, человек) способны,
кроме того, преобразовывать окружающую
действительность таким образом, чтобы
сделать свое существование более комфортным.
Ясно, что такое преобразование должно
носить упорядочивающий характер: строительство
различных сооружений, добыча полезных
ископаемых, их обогащение и т. д.
При этом не следует думать,
что биообъекты нарушают фундаментальный
второй закон термодинамики, согласно
которому энтропия любой изолированной
системы должна увеличиваться. Дело в
том, что живые биосистемы, являются, существенно,
неравновесными, так как обмениваются
с окружающей средой веществом и энергией.
Стационарные состояния могут
существовать только в открытых системах.
Эти состояния являются, существенно,
неравновесными, так как достигаются вдали
от равновесия. Живой организм является
одной из таких систем, которые обладают
способностью поддерживать свои параметры
более или менее постоянными за счет взаимодействия
с окружающей средой.
Помимо уменьшения энтропии, то есть производства
порядка в рамках собственного организма,
биологическая система способна увеличивать
упорядоченность и в окружающей среде.
Человек в этом смысле - наиболее показательный
пример. Все виды промышленного и сельскохозяйственного
производства приводят к созданию порядка
из беспорядка (примеры здесь бесчисленны
и очевидны). То же самое относится и к
творческой деятельности. Так, ученые
из разрозненных (беспорядочных) фактов
создают строгие и последовательные (упорядоченные)
теории; музыкальные фразы и тексты книг
представляют собой составленные определенным
образом чередования соответственно семи
нот и букв алфавита. Конечно, следует
помнить, что и в этих случаях производство
энтропии за счет "отходов" (в прямом
и переносном смысле) не дает нарушить
второе начало.
Обычно говорят, что жизнь -
это способ существования биологических
объектов. Это слишком общее определение,
никак не характеризующее данное явление.
Теперь можно его уточнить, сказав, что
отличительной чертой этого способа существования
является производство неэнтропии (отрицательной
энтропии) или информации. Именно это отличает
живое от неживого. Именно это позволяет
живому оставаться живым, а в определенных
случаях, кроме того, и улучшать условия
жизни.
Антиэнтропийная направленность
человеческого бытия
Осуществляемые человеком действия
представляют собой специфический способ
бытия (т.е. социального бытия) и весьма
разнообразны. Но при всем их многообразии
они обладают двумя инвариантными особенностями
Во-первых, они всегда ориентированы на
определенную цель, т.е. целесообразны.
Во-вторых, они неразрывно связаны с энергией,
с ее концентрацией, выделением, преобразованием,
накоплением, расходованием, потреблением
и т.п. Энергия проявляется в способности
к действию, в возможности действия. Но
поскольку человеческое действие составляет
основу социального бытия, постольку это
бытие, как и любое бытие вообще, есть преобразование
энергии.
Но в контексте соотношения
с энергией социальное бытие имеет принципиальное
отличие от всех других видов бытия. И
отличие это в значительной степени детерминируется
различными направленностями процессов
энтропии в физическом и социальном мире.
Для того, чтобы разобраться
в данном вопросе, придется вспомнить,
что кроется за понятием «энтропия». Это
понятие введено впервые Р.Клаузиусом
в 1865 г. в термодинамике для определения
меры необратимого рассеяния энергии
неравновееной термодинамической системы.
Энтропия является фундаментальным понятием
Второго начала термодинамики, которое
может быть сформулировано несколькими
способами. В формулировке Р.Клаузиуса
оно гласит: «энергия Вселенной постоянна;
энтропия же стремиться к максимуму».
В более понятном изложении оно может
быть представлено так: «Процессы, приводящие
систему к состоянию равновесия, сопровождаются
ростом энергии». Сама же энтропия (от
греческ. сntropia) означает поворот, превращение
и характеризует направление протекания
самопроизвольных процессов в термодинамической
системе и является мерой их необратимости,
а также мерой беспорядка в системе.
В современной науке считается
твердо установленным, что энтропия принимает
максимальное значение в наиболее неупорядоченных
(хаотичных) ансамблях и минимальное –
в наиболее упорядоченных ансамблях. А
это означает, что любая изолированная
система стремится достичь ситуации, отвечающей
наибольшему беспорядку, т.е. ситуации
с максимальным значением энтропии. Если,
например, предположить, что любой биологический
организм, помещенный в ящик и показавшийся
полностью изолированным от среды, скорее
всего не выживет и распадется, в конце
концов, на неупорядоченную смесь простых
органических молекул. Если же система
взаимодействует с другой или с другими
системами (внешней средой) и не является
изолированной, т.е. функционирует как
открытая система, то степень беспорядка
и, следовательно, энтропия в интересующей
нас открытой системе будет уменьшаться.
В зависимости от специфики
той или иной науки данное понятие получает
различные истолкования. В частности,
в статистической физике оно выражает
неопределенность состояния изучаемой
системы и представляет меру вероятности
пребывания системы в данном состоянии
(Л.Больцман); в теории динамических систем
– меру хаотичности в поведении траекторий
системы; в теории информации – меру неопределенности
источника сообщений, определяемую вероятностью
появления тех или иных символов при их
передаче; в теории управления – меру
неопределенности состояния или поведения
системы в данных условиях. В кибернетике
при помощи понятий энтропии и негэнтропии
выражают меру организованности системы.
Будучи справедливой для систем, подчиняющимся
статистическим закономерностям, эта
мера требует большой осторожности применительно
к социальным системам. Для осмысления
проблематики социального бытия наиболее
приемлемой является трактовка энтропии
в ее управленческой трактовке.
В связи с резким возрастанием
значимости информационных коммуникаций
в современном высокотехнологичном обществе,
которое с полным основанием называют
обществом информационным, очень существенно
понимание специфики информационной энтропии.
Информационная энтропия интерпретируется
обычно как неопределенность информации,
т.е. сведений о некоторой информационной
системе, или же как недостачи (недостатка)
информации о состоянии системы. Поэтому
для обозначения тождественной связанной
информации о состоянии системы стали
использовать термин неэнтропия. Этот
термин неразрывно связан с потоками информации,
протекающими в системе. Негэнтропия является
мерой порядка, упорядоченности внутренней
структуры, связанной информации, наличествующей
в данной системе, и ее не следует представлять
как энтропию с отрицательным знаком.
Необходимо иметь в виду, что в реальной
действительности, как в природной, так
и в социальной, абсолютно безэнтропийных
процессов не бывает. Следовательно, энтропийные
потоки и неэнтропийные процессы надлежит
рассматривать в их диалектическом взаимодействии.
А их принципиальное различие заключается
в том, что энтропия – это мера множественности
тех состояний системы, о пребывании в
которых система должна забыть, а негэнтропия,
воплощаемая в себе своеобразный сгусток
информации, это мера множества тех состояний,
о пребывании в которых система должна
помнить. Такая особенность характерна
для различных систем, но особенно большое
значение она имеет для функционирования
социальных систем. Эта особенность, принимающая
характер закономерности, дает возможность
при ее учете в различных сферах человеческой
деятельности, в первую очередь – в управленческой,
оценивать конкретные возможности информационного
и энергетического обеспечения системы
и принимать решение о том, что можно и
нельзя делать, что целесообразно, что
рискованно, что сомнительно, а что необходимо.
При организации и осуществлении любой
социальной деятельности ее следует осуществлять
таким образом, чтобы обеспечить более
высокие темпы снижения энергии и, соответственно,
повышения неэнтропии социального бытия.
В этом контексте бесспорно,
что возникновение жизни на нашей планете,
появление человека и действие его разума
приводит, в конечном счете, к убиванию
энтропии и увеличению неэнтропии. В своей
жизнедеятельности человек функционирует
как деятельное социальное существо, обладающее
избыточной энергией, которая используется
для преобразования природы. По своей
масштабности и мощности антропогенные
воздействия на природу, усиленные научными
знаниями, ростом технической мощи и энерговооруженности
цивилизации, как установил В.И. Вернадский,
становятся сравнимые с геологическими
силами.
Увеличение в нарастающих масштабах
огромного количества искусственной энергии,
которое стало теперь производить человечество,
привело к колоссальному энергопреобразованию
окружающего мира в сторону все больших
и эффективных действий. С развитием цивилизации
энергия человечества принимает все менее
биологический характер и все более характер
внешних воздействий на окружающий мир
через разум, научные знания, технику и
технологии. А это означает, что активные
человеческие действия, направляющие
все возрастающую энергию на преобразование
мира имеют антиэнтропийную направленность.
Эта антиэнтропийность человеческого
бытия неуклонно возрастает, поскольку
оно становится саморегулируемым. Данная
тенденция, являющаяся определяющей для
правильного понимания сущности и смысла
человеческого бытия, детерминируется
тем, что возрастание энтропии является
естественным состоянием закрытой системы.
Но в отличие от этого социальные системы
являются открытыми и могут импортировать
энергию в процессе взаимодействия с внешней
средой и тем самым могут избегать энтропии.
Они способны не только выживать, но и
образовывать новые, более устойчивые
состояния, видоизменяясь в соответствии
с вновь возникающими условиями и адаптируясь
к ним, достигая состояния негантропии.
Постоянные обмены с окружающей средой
и адаптация, усиленные и усовершенствованные
возрастающим энергопреобразующим воздействием
на природную и социальную действительность,
становятся решающими факторами обеспечения
антиэнтропийной направленности социального
бытия.
Социальная энтропия.
Разумеется, в реальной действительности,
в том числе и социальной, энтропия и антиэнтропийные
тенденции связаны диалектическим взаимодействием.
На это самое серьезное внимание было
обращено в работах российских философов
и естествоиспытателей в 20-х годах ХХ столетия.
В частности, П. Флоренский рассматривал
весь окружающий человека мир как арену
непрестанной борьбы двух принципов –
энтропии, всеобщего уравнивания, и эктропии
(логоса), воплощающего в себе интеллектуальные
силы, организующие активные человеческие
действия по совершенствованию бытия.
Именно в этом он видел основное предназначение
проповедуемой им « конкретной метафизики,
которая есть философская антропология».
Исходным пунктом такой антропологии
должен быть, по его мнению, тезис «Метафизические
плоскости спайности бытия выражаются
в своеобразиях психологического устройства
нашего опыта… Антропология не есть самодовлеемость
уединенного сознания, но есть сгущенное,
представительное бытие, отражающее собой
бытие расширенно – целокупное: микрокосм
есть малый обрез макрокосма, а не просто
что-то само в себе». Особую значимость
в организации антиэнтропийной направленности
человеческого бытия он придавал культуре,
утверждая, что «культура может быть истолкована
как деятельность организации пространства».