Антропологический материализм Л.Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:02, реферат

Краткое описание

Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой
классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему
представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к современной философии. Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое философское учение, которое известно под названием антропологического материализма. В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному
идеализму Фейербах создал новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..............3
1.Формирование философской концепции Л.Фейербаха…………………………………….5
2.Трактовка Фейербахом роли философии……………………………………………………………8
3.Человек в концепции Фейербаха………………………………………………………………………11
4.Смысл любви, дружбы, самопожертвования в представлении Фейербаха……14
5.Отношение к религии……………………………………………………………………………………….17
6.Недостатки философской концепции Людвига Фейербаха……………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 54.06 Кб (Скачать файл)

Челябинский Институт Путей  Сообщения 
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральский Государственный Университет Путей Сообщения

Реферат по философии

На тему: «Антропологический материализм Л.Фейербаха».

 

 

 

Выполнил:

студент гр. СОа-172 Мухамедьярова.А.И.

Проверил:

доцент Булдашов В. А.

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..............3

1.Формирование философской концепции  Л.Фейербаха…………………………………….5

2.Трактовка Фейербахом роли  философии……………………………………………………………8

3.Человек в концепции Фейербаха………………………………………………………………………11

4.Смысл любви, дружбы, самопожертвования  в представлении Фейербаха……14

5.Отношение  к религии……………………………………………………………………………………….17

6.Недостатки философской концепции  Людвига Фейербаха……………………………..21

Заключение……………………………………………………………………………………………………………23

Список использованной литературы……………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Людвиг Фейербах -  последний  представитель  так  называемой  немецкой

классической  философии.  Его  можно  было  бы  отнести   и   к   последнему

представителю философии  нового времени и в какой-то мере его  можно  считать философом, относящемуся  к  другому  пласту  периода  истории  философии,  к современной философии. Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое философское  учение,  которое  известно  под  названием   антропологического материализма. В  противовес  не  только  Гегелю,  но  и  всему   трансцендентальному

идеализму Фейербах создал новую философию, которая должна изучать  не  мысли о действительности, а саму действительность.

 

Центральные вопросы  философии  Фейербаха  —  существование  человека,

смысл  его  жизни  и  судьбы  в  мире,  отношения  индивида  и  общества,  —

необычайно созвучны любому,  задумывающемуся над своим бытием,  человеку. Философ создает гуманный и оптимистичный портрет человека,  представляя  его как существо универсальное, космическое. Мыслитель  верит  в  победу  разума над слепыми, неразумными силами мира. Не вызывает сомнения и то  влияние,  которое  оказала  его  теория  на

формирование философских  воззрений  Маркса  и  Энгельса,  а  также  русских

революционных демократов.

 

Мне представляется интересным детально рассмотреть эту  тему  в  своем

реферате,  так как в настоящее время проблема   научного   истолкования

общественного сознания, в  котором  отражается  сущность  человека,  особенно близка каждому, кто пытается «найти себя» в обществе. Для  раскрытия философской  концепции  Людвига  Фейербаха  необходимо проследить ее развитие, начиная от  критики  Канта  и  Гегеля  и  заканчивая созданием его собственной философской концепции на  основе  так  называемого

антропологического принципа,  которые  Фейербах  развивает на  основе  двух

источников: критики религии (прежде всего религии  христианской)  и  критики

философского идеализма (в первую очередь – идеализма  Гегеля).

Наиболее полно, на мой  взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха  позволяют

такие литературные источники, как его философские произведения,  критическая

литература по предложенной теме, а также справочные издания  по философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формирование философской концепции Л.Фейербаха

 

Любовь к науке - это  любовь к правде, поэтому честность  является основной

добродетелью ученого.

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако

довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством  и  создает  свое

философское  учение,  которое  известно  под  названием   антропологического

материализма. В  противовес  не  только  Гегелю,  но и всему   трансцендентальному идеализму Фейербах замыслил создать новую философию, которая должна  изучать не мысли о действительности, а саму действительность. Если у Гегеля философия  приходит  к  реальности  в  конце  странствий абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности.  "Философия  есть наука действительности  в  ее  подлинности  и  целостности,  но  воплощением действительности является природа (природа в наиболее  универсальном  смысле слова)".

 

Действительность — это  природа во всем  ее  чувственно  воспринимаемом

богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух  и огонь,

электричество и магнетизм, "природа уже сама по себе есть  свет,  дух,  цель

разум"; она, следовательно, включает в себя не  только  материальные,  но  и

идеальные явления. Предпосылку  философии  надо  искать  не  в  самоочевидных положениях,  не  в  принципах  и   постулатах;   природа   есть   объективно обоснованное начало и истинное основание философии.  Не  мышление  порождает природу и человека. Наоборот, человек с его мышлением  являются  порождением природы.  "Природа  не  только  создала  простую  мастерскую  желудка,   она воздвигла   также   храм   мозга..." Человек    и    есть    воплощение действительности,   природы,   конкретности,   он  составляет    подлинный, непосредственный предмет  философии.  Отсюда рождается афоризм Фейербаха: тайна новой философии есть  антропология.  Любое  истинное  философствование может быть лишь философствованием  о  человеке,  в  нем  разгадка  всех  тех философских  загадок  и  проблем,   которые  нагромождаются   спекулятивной философией. Например, эта философия бьется над проблемой отношения  бытия  и мышления. Но  нет  бытия  вообще,  есть  определенное  бытие  и  его  высшим выражением  является  тело  человека.  Нет  и  мышления  вообще,  есть  лишь человеческое мышление. Таким образом, вопрос об отношении бытия  и  мышления это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем,  в самом человеке, этот вопрос  природа  уже  данным  давно  решила:  материя  предваряет  дух, бессознательность — сознание, бесцельность — цель,  чувственность  —  разум, страсть — волю. "В противоположность отрешенному Я тело  представляет  собою объективный мир. Благодаря телу Я уже не  Я,  но  —  объект.  Быть  телесным значит   быть   включенным   в   мир".   Как   легко   видеть,   название

"антропологический   материализм"   действительно   хорошо   выражает   суть

философии Фейербаха. Материализм,  с  позиции  которого   рассуждает  Фейербах,   является антропологическим и существенно отличается от материализма XVIII века. Фейербах не  сводит  всякую  реальность  к механическому движению  и рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре философии  у Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как  у  большинства  французских материалистов, а человек  как  психофизическое  единство,  единство  души  и тела.  “Я  мыслю”  Декарта  и  Фихте  позволяю  трактовать  человека  только идеалистически,  только  как  духовное  существо,  тогда  как  тело  в   его целостности, по Фейербаху составляет сущность человеческого “Я”. Дух и тело – две стороны той реальности, которая  называется  организмом.  Человеческая природа,  т.о.,  толкуется  Фейербахом  преимущественно   биологическим,   и отдельный индивид  для  него  –  исторически  духовное  образование,  как  у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. В работе “Основы философии будущего”  (1843)  Фейербах  писал:  “Новая философия делает человека,  а  вместе  с  тем  и природу,  как его базис, единственным, универсальным  и  высшим  предметом  философии”.  Философия Фейербаха не только материализм, но и антропологизм, гуманизм. Антропологический материализм  Фейербаха  -  своеобразная  философская реакция на учение  Гегеля,  в  котором  господство  абсолютного  (абсолютной идеи) над единичным доведено до  предела.  Во  всех  проявлениях господство общего  (государства,  нации,  любой   формы   общности)   было   у   Гегеля преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была объективно вполне  оправданной реакцией на немецкий идеализм. В своей критике философии Гегеля, однако, Фейербах односторонен, он не видит положительной стороны ее,  именно  диалектического  метода.  Вместе  с идеализмом Гегеля он отбрасывает и его рациональную сторону – диалектику. В последней  Фейербах  видел лишь  инструмент,  с  помощью  которого   Гегель обосновывал свою фантастическую систему. Антропологический принцип Фейербаха в теории  познания  выражается  в том, что он по-новому интерпретирует само понятие  ”объект”.  По  Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого  общения,  и поэтому первый объект для всякого  человека  -  это другой  человек,  ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть  путь  к  признанию  его  объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

 

 

 

 

 

 

2. Трактовка Фейербахом роли философии

 

Философия,  согласно  Фейербаху,  стремится  раскрыть   действительную природу вещей, и, прежде всего, разобраться в вопросе о сущности  человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться  жизнью  людей  как их материальным, чувственным общением с природой  и друг  с другом.  Таким образом, центральная проблема всякой философии —  соотношение  идеального  и материального — решается Фейербахом не  на  вселенском  уровне,  как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности  отдельного  человека. В результате вопрос о  тождестве  мышления  и  бытия,  который  находится  в центре  внимания  всей  немецкой  классики,  у   Фейербаха   обретает   вид психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела. Непосредственное  тождество  души  и  тела,  а  значит,  идеального  и материального,  Фейербах  усматривает  в  головном  мозге  человека.   «...В мозговом акте, — пишет в связи с  этим  Фейербах,  —  как  высочайшем  акте, деятельность   произвольная,   субъективная,   духовная    и    деятельность непроизвольная,  объективная,  материальная  тождественны,  неразличимы». Иначе  говоря,  Фейербах  непосредственно   отождествляет   душу   и   тело, доказывая, что на уровне головного  мозга  это  одно  и  то  же.  Тем  самым Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия,  которые  были сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем.  Ведь  серьезным  завоеванием  немецкого идеализма  явилась трактовка души  как системы деятельных   способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали  они,  и  как  раз при помощи мозга и других телесных  и  культурных  органов  субъект  создает идеальные образы внешнего мира. Таким образом, только в своей  деятельности  мозг  становится  органом идеального.  И  не  любая,  а  только  культурно-историческая   деятельность рождает в нашем мозгу мысли  о  прекрасном,  возвышенном  и  многом  другом.

Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного  опосредствования искру мысли. А  животные,  общаясь  с  природой,  довольствуются  повадками, привычками, элементарными психическими образами. Что касается  мозга  самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать о нем,  что  он и есть «идеальное», это все  равно,  что  сказать:  камень  есть  идеальное. Разница в сложности этих тел здесь непринципиальна. Итак,  без  знания   опосредствующих   связей,   которыми   занимается диалектика, в соотношении идеального и материального нам не разобраться.  Но Фейербах, как известно, отбросил гегелевский идеализм,  а  вместе  с  ним  и гегелевскую диалектику. По выражению Энгельса,  Фейербах  вместе  с грязной водой выплеснул ребенка. А в результате  Фейербах,  настаивая  на  том,  что мысль  и  мозг  непосредственно  совпадают,  предлагает  природой   мышления заняться медицине. Здесь перед нами один из главных  парадоксов  учения  Фейербаха.  Ведь медицина всегда занималась телом человека,  именуемым  по-гречески  «сомой». Более  точно  «сома»  —  любой  живой  организм.  И  только  особая  область медицины, а именно психиатрия, занимается  человеческой  душой,  по-гречески «психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее  патологии,  то есть при отклонении от  нормы.  А  что  такое  душа  человека  в ее  норме, психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен  обратиться  к  психологии, которая в вопросе о природе души смыкается с классической философией. Но Фейербах настаивает на том, что человеком  и  его  природой  должна заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине  он стремится  придать  научный  вес  своим  изысканиям,   в   противоположность идеалистической  философии,  не  скрывавшей  своих  связей  с   христианской религией. Тем не менее взгляды Фейербаха нельзя отождествлять с  популярными в середине XIX века взглядами материалистов Фохта,  Бюхнера и  Молешотта. Вслед за французским медиком Кабанисом, они настаивали  на  том,  что мысль выделяется мозгом, как желчь печенью, и что характер наших мыслей во  многом зависит от состава потребляемой пищи.  Тем  самым  идея  тождества  мысли  и мозга, почерпнутая из работ Фейербаха, была выражена ими в самой  вульгарной форме. Известно, что Л. Фейербах выступил с критикой  воззрений  философа  и физиолога Я. Молешотта. Чтобы отмежеваться от  вульгарно материалистических взглядов, Фейербах предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом», а не материализмом. Фейербах подверг  обстоятельной  критике  агностицизм  и  субъективный идеализм. Уничтожающие язвительно возражал  против  берклианства  выдающийся материалист: “Почему же кошка впивается своими  когтями  в  мышь,  а  не  в собственные глаза, если мышь, которую она  видит,  существует  только  в  ее глазах? –  потому  что  кошка  не  хочет  умереть  с  голоду  ради  любви  к идеалистам, терпя при этом страдания”. В  учении  о  познании  Фейербах  разрабатывает  вопрос  об  отражении материального мира в сознании человека и тем самым делает  значительный  шаг вперед по сравнению предшествующим материализмом.

 

Не признавая никакой  сверхчувственной реальности, Фейербах  тяготел  к

сенсуализму и отвергал возможность  чисто  отвлеченного  познания  с  помощью разума. Познание мира безгранично, как и сам мир.  Однако  теории  познания Фейербаха, как  всему  его  материализму,  присущ  созерцательный  характер, непонимание роли и значения практической деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

3. Человек в концепции Фейербаха

 

Чтобы познать человека, нужно его полюбить.

Фейербах отвергает трактовку  человека как только духовного существа (в

том числе картезианское  “Мыслю,  следовательно,  существую”),  но  признает

человека как единство тела и души. Человека  Фейербах рассматривает прежде всего как телесное, чувственно- конкретное существо. Главное отличительное свойство человека по сравнению  с животными  Фейербах  видит  не  в  мышлении, а в универсальности.  Будучи универсальным, неограничен и свободен. Животное  может  иметь  более  тонкие чувства, но предметом этих чувств являются только  те  вещи,  которые  имеют непосредственное отношение к  жизненным  потребностям  животного,  т.е.  эти чувства   ограничены   чем-то   определенным.   Человеческие   же    чувства универсальны, они возвышаются до "самостоятельного теоретического  смысла  и достоинства":   "универсальное    чувство    есть    разум,    универсальная чувственность — духовность". Мыслит не мозг, не Я,  не  разум,  а  только человек как действительное, телесное, универсальное и родовое существо. Поэтому, когда перед Фейербахом встает вопрос,  где и как «человек» («мыслящее тело»)  находится в непосредственном  единстве  (контакте)   с окружающим  миром,  он  отвечает:  в  созерцании.  В  созерцании   индивида, поскольку под «человеком» тут понимается именно индивид.

 

Тут-то и корень всех  слабостей.  Ибо  в  «созерцании»  этому  индивиду  дан

всегда продукт деятельности всех других индивидов,  взаимодействующих  между собой  в  процессе  производства  материальной  жизни.  Иными   словами,   в созерцании ему даны лишь те свойства и  формы  природы,  которые  уже  ранее превращены  в  свойства  и  формы  деятельности  человека,  ее  предмета   и продукта.

У Фейербаха есть произведение под названием “Против дуализма  тела  и

души ...” Он считал, что  в  человеке  нет  такого  дуализма,  эти надумано. Человек  богат  различными  проявлениями  его  природы”  В  теории  познания

Фейербах - сенсуалист, поскольку  он  полагал,  что реальность  дана  нам в ощущениях. Новая философия, писал он, рассматривает  бытие  с  точки  зрения

Информация о работе Антропологический материализм Л.Фейербаха