Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 02:19, контрольная работа
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.
Введение
1. Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли.
2. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
3. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее специфика (Н.Кузанкий, Н.Коперник, Дж..Бруно).
Заключение
Список литературы
ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова»
Кафедра
философии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине
«Философия»
На тему:
«АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Выполнил:
студент 2 курса
группы Зс-21
Кичкин
И.С.
Саратов-2011
Введение
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Эпоха
Возрождения (Ренессанса), охватывающая
период с XIV по начало XVII вв.,
приходится на последние столетия средневекового
феодализма. Вряд ли правомерно отрицать
самобытность этой эпохи, считая
ее, по примеру голландского культуролога
И. Хейзинги, «осенью Средневековья».
Исходя из того, что эпоха Возрождения
является периодом, отличным от
Средневековья, можно не только различать
эти две эпохи, но и определить их связи
и точки соприкосновения.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками
возникновения философии и
• совершенствование орудий труда и производственных отношений;
• кризис феодализма;
• развитие ремесла и торговли;
• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
• появление первых парламентов;
• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
• повышение уровня образованности в Европе в целом;
• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
• политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
• торжество индивидуализма;
•
широкое распространение идеи социального
равенства
Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.
Нередко
поэтому можно встретить
Гуманизм
— разновидность антропоцентризма, воззрения,
признающие ценность человека как личности,
его права на свободу и счастье.
В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.
Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.
Тут, впрочем, необходимо учесть еще один момент. Мы теперь хорошо знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин - как в средние века, так и любую другую эпоху, - для того чтобы исправно вести свое хозяйство, причем его знания относятся не только к земледелию, но и к массе других областей:
ведь он сам строит свой дом, сам приводит в порядок нехитрую технику, разводит домашний скот, пашет, шьет, ткет и т.д. и т.п. Но все эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, как, впрочем, и у ремесленника, а потому не делаются предметом специальной рефлексии, а тем более демонстрации. Стремлению стать выдающимся мастером - художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века - святых.
Эта
атмосфера особенно характерна для
кружков так называемых гуманистов.
Эти кружки раньше возникли в Италии
- во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью
было оппозиционное отношение как
к церкви, так и к университетам,
этим традиционным центрам средневековой
учености.
Натурфилософия
— философия природы, особенностью которой
является преимущественно умозрительное
истолкование природы, рассматриваемой
в ее целостности. Границы между естествознанием
и натурфилософией как и место самой натурфилософии
в системе других философских дисциплин,
менялись в истории философии. В древности
натурфилософия фактически сливалась
с естествознанием и в древнегреческой
философии обычно именовалась физикой.
Древней натурфилософии свойственно стихийно-
и наивно-диалектическое истолкование
природы как связного и живого целого
идея тождества микрокосмоса (человека)
и макрокосмоса (природы) (Гилозоизм). Органическую
часть натурфилософии составляли также
космология и космогония. Элементы натурфилософии
присущи даже средневековой схоластике,
они состояли главным образом в приспособлении
к геоцентри-ческой картине мира некоторых
принципов аристотелевской натурфилософии
и космологии, а также метафизики света,
содержавшейся в неоплатонизме. В эпоху
Возрождения натурфилософия в борьбе
против схоластической картины природы
в основном сохранила понятия и принципы
античной натурфилософии, но опиралась
на более высокий уровень естественнонаучных
знаний и развила ряд глубоких материали-стических
и диалектических идей (например идею
бесконечности природы и бесчисленности
составляющих ее миров, идею совпадения
противоположностей в бесконечно большом
и бесконечно малом — Николай Кузанский,
Бруно). В 17 в. ряд отраслей естествознания,
прежде всего математика и механика, выделяются
из натурфилософии, но последняя все же
мыслится в тесном единстве с ними. Не
случайно гл. труд Ньютона, формулирующий
принципы механики и астрономии, называется
"Математические начала натуральной
философии"
Информация о работе Антропологический характер философии возрождения