Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:03, доклад
ВФ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ВФ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.
ВФ на протяжении нескольких
тысячелетий может быть приурочена
к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская
цивилизации и древняя
В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой
брожения умов". Ф. возникает в Индии
как критика брахманизма. Основные ф-ие
школы:аджика (адживика) (фатально-натуралистическое
учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное).
Индийская Ф. систематически излагалась
в сутрах Веды - первые священные книги
древней Индии, результатом дальнейшей
разработки канонов учения Брахманы (I тыс. до н. э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников"
середина I тыс. до н. э.), упанишады("знания полученные у ног учителя"
до II тыс. до н. э. ).
Для древнеиндийской школы хар-ны:
1. внимание к вопросам поиска сущности
чел. и окружающего мира
2. признание тождества между микро- и макрокосмосом
3. признание существование 4-х уровней
бытия: телесный, уровень сост. из жизненного
я, уровень состоящий из сознания, сост.
обобщающее в себе все три уровня - "атман"
Большей частью индийская философия сконцентрирована
на высшей реальности. Страдание, спасение
и высшая реальность – это основные “камни”
индийской философии. Основные темы - нравственность
человека, пути освобождения его от мира
объектов и страстей. Путь самосовершенствования
души и тела, достижение нирваны. Дело
освобождения путем растворения души-атмана
в мировой душе, универсальном принципе
мира-брахмане. Концепция круговорота
жизни - сансара и закон воздаяния - карма.
Бесконечная цепь перерождений и совершенствования
души, если достоин, то воплощаешься в
священнослужителя -брахмана, представителя
власти-кшатрия, земледельца, торговца
или ремесленника - вайшья. Если неправедный
образ жизни - низшая каста-шудра (непосредственные
производители и зависимое население)
или в животного. Человек мыслится как
часть мировой души со стремлением к свободе.
Две главные школы – индуизм и буддизм. Обе нацелены на Просветление. Индуизм признает авторитет Вед. Существовало
множество богов, легенд, мифов, которые
на протяжении столетий заложены в гимны
и тексты, известные как Веды (“знание”).
Индуизм характеризуется политеизмом
и пантеизмом - много богов.
Буддизм - отрицает авторитет Вед. Зародился в
Индии в VI-V вв. до н. э., видит освобождение
от страданий на пути нравственого совершенствования,
удаления от мира и достижения путем особых
духовных медитаций и физических упражнений
состояния нирваны. Буддистское учение
основано на том, что называют 3 Алмазами
буддизма: Будда, Драхма и Сангха. Жизнь
самого Будды – это первый алмаз, и история
поисков им истины. Будда жил с 536 по 476 г до н.э. и в конце жизни
достиг Просветления, сидя под деревом.
Его пробуждение привело ко второму алмазу
– Дхарме (заключала 4 истины: все существование
наполнено страданием; страдание вызывает
желание; возможно освобождение от страдания;
дорога к освобождению). После чего он
странствал 45 лет проповедуя свое учение
и идею обретения нирваны. Третий алмаз,
Сангха – это в сущности сама буддистская
организация, монастырь. Это способ регуляции
веры. Буддизм достиг большого успеха
лишь в Китае и Японии.Основные постулаты:
В Китае процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой
борющихся царств". Аскеты, бродячие
мудрецы - первые критики мифологиии Ф-ы
Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая
хар-на опора на священные книги - "пятикнижие".
Уже в наиболее ранней из книг упоминается
два принципа яньи инь - олицитворяют два взаимодополняющих
начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает
весь космос. Расцвет приходится на время
существования 6 классических школ.
Три главных философии – это конфуцианство, даосизм и буддизм. Они постоянно противоречили и взаимодействовали.
Конфуций нравственное поведение.Человек наделен
небом этическими качествами, должен поступать
в согласии с моральным законом - дао и
совершенствовать эти качества. Цель -
достижение идеального человека, благородного
мужа. Центральная концепция - человечность,
гуманность, любовь, не делай людям то,
что не пожелаешь себе. Принцип сыновней
почтительности и уважение к родителям.
Для конфуцианцев существовало 3 главных
принципа:
Школа ДАО. Даосизм, или дао-цзя – школа пути и его
силы. Лао-цзы. “Дао дэ цзин” (Путь к силе), Лао-цзы
написал ее за одну ночь. Слово “Дао”
означает “путь”, или универсальный путь.
Эта сила которая управляет Вселенной.
Принцип дао- надо просто ему следовать.
Одна из главных тем даосизма – это идея
у-вэй, или “недеяния”, точнее “ничего
не переделывать”. Следовать пути Дао,
пользоваться силой Дао (Дэ) – это значит
придерживаться у-вэй. Мудрый правитель
руководствуетяс принципом недеяния,
одинаково относится ко всем и не печалится
ни о жизни, ни о смерти. Лао-дзы учил, что
каждая вещь, достигнув определенной степени
развития, превращается в свою противоположность:
неполное-полным, кривое –прямым). Эта
смена протиположностей рассматривалась
как всеобщая закономерность движения
вещей, как единый поток, как вечное возникновение
и исчезновение.
Высший из мудрецов Дао тот, кто прошел
через эмоции, земные привязанности и
развлечения и во всем един с Дао, безличным
небытием. Поскольку Вселенная никогда
не перестает существовать, а я являюсь
частью Дао Вселенной, то я тоже никогда
не перестаю существовать.
В Китае находились две наиболее влиятельные буддистские школы: чань и
Срединный путь.
Чань особенно подчеркивал роль медитации
и обучения. Идея кармы – “Е”, все еще
остается центральной в китайском буддизме.
Как бы избавиться от невежества. Буддизм
принес в китайскую философию идею Высшего
разума. Сочувствие ко всем вещам и людям.
Неконфуцианство. Ци, великая гармония.
Философ Чжан Цзай (1020-1077)(Книга: Правильный
путь для начинающих) говорил о Ци (раньше
оно понималось как газ или эфире) как
основа субстанциональной Вселенной.
Он доказывал, что путота не является абсолютным
вакуумом, что ци рассеяно так, что остается
невидимым. Если признать, что пустота,
это Ци, то поймешь, что Ву (небытия) не
существует. Одним из очень известных
отрывков: “Поскольку все вещи во Вселенной
состоят из ци, то все люди и прочие предметы
являются всего лишь частью этого огромного
тела”
Восточной фил свойственна мудрость, гуманное
отношение к социальному и природному
миру, ориентация на совершенствование
внутреннего мира человека, изменение
его, а не внешнего мира и обстоятельств.
Человек сам является своим спасителем
и богом. Он связан с трансцендентальным
бытием и миром.
Вопрос № 2. Сущность и предмет индийской философии
Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Некоторые полагают, что «индийская философия» (Indian philosophy) есть синоним «философии индусов» (Hindu philosophy). Это было бы верно в том случае, если бы слово «индус» понималось исключительно в географическом смысле — как житель Индии. Однако поскольку под словом «индус» подразумевается последователь индуизма, то есть определенного религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным и дезориентирующим. Даже в сочинениях прежних ортодоксальных индусских философов (как, например, в «Сарва-даршана-санграхе» Мадхавачарьи [2]), которые пытались собрать в одном месте взгляды всех философских школ, мы находим наряду с изложением взглядов ортодоксальных индусских мыслителей освещение атеистических и материалистических философских школ (например, чарвака), а также учений таких неортодоксальных мыслителей, как буддисты и джайнисты.
Индийская философия отличается в этом отношении поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно:прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения {уттарапакша), или выводом (сиддханта).
Этот всеобъемлющий характер индийской философии — терпимость одних ее философских школ по отношению к другим — имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид. Если мы откроем обширные труды ведантистов, то найдем там тщательное и продуманное рассмотрение точек зрения всех других систем: чарвака, буддийской, джайнской, санкхьи, йоги, мимансы, ньяйи и вайшешики; равным образом в трудах буддийских или джайнских философов рассматриваются взгляды других философских систем. Поэтому каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Неудивительно поэтому, что многие проблемы современной западной философии были уже рассмотрены в индийской философии. Более того, местные ученые, знакомые только с индийской философией, способны с удивительной легкостью усваивать сложнейшие проблемы западной философии.
Школы индийской философии
Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные {настика} 1.
В современных индийских языках слова «астика» («astika») и «настика» («nastika») обозначают соответственно «теист» и «атеист». Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет вед»3, или тех, «кто верит в жизнь после смерти». («Настика» соответственно означает противоположное.) Эти слова употребляются здесь в первом смысле. Во втором смысле даже такие неортодоксальные школы, как буддийская и джайнская, будут относиться к астике, поскольку их представители верят в жизнь после смерти. Шесть ортодоксальных школ относятся к астике, а школа чарвака — к настике в обоих смыслах этого слова.
К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.
К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.
Чтобы это подразделение стало более понятным, следует уяснить, какое место занимают веды в истории развития индийской мысли. Веды представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, и на всем последующем развитии индийской мысли, особенно философии, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали авторитет вед, тогда как другие отрицали его. Системы мимансы и веданты можно, например, рассматривать как прямое продолжение традиции вед.
Традиции вед имеют две стороны: ритуальную
и спекулятивную—карма и джняна.
Хотя школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, они в то же время не оспаривали авторитета вед и стремились показать, что текст вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чар-вака, буддийская и джайнская, возникшие главным образом в противовес учению вед, естественно, отвергали их авторитет. Изложенное может быть представлено в следующей схеме:
Школы индийскойфилософии
Основные
ортодоксальные учения древнеиндийской
философии
Веданта ("завершение вед") (IV-II в.в. до н.э.)
Основные положения Веданты изложены
Бадараяном в сочинении Веданта-сутры.
В ведантах существует два направления
- адвайта и вишишта-адвайта. Основателем
адвайты был Шанкара в 8 в. Согласно Адвайте,
в мире не существует никакой другой реальности,
кроме единой высшей духовной сущности
- Брахмана, который неопределим, необусловлен
и бескачествнен. Представление о многообразии
предметов и явлений вселенной является
результатом неведения - кроме бога все
является иллюзией. Основные методы познания,
согласно адвайте, - это интуиция и откровение,
а вывод и ощущение играют второстепенную
роль. Цель человека - постижение того,
что за всем многообразием стоит единое
божество.
Согласно вишишта-адвайты, основоположником,
которого является Рамануджи, существует
три реальности: материя, душа и бог. Они
находятся во взаимоподчинении: индивидуальная
душа подчиняет себе материальное тело,
а бог господствует над ними обоими. Без
бога и душа и тело могут существовать
только как чистые понятия, а не как действительность.
Цель человека - освобождение от материального
существования, которого можно достичь
путем духовной активности, знаний и любви
к богу.
Миманса
(VI в. до н.э.)
Цель Мимансы - оправдание ведического
ритуала, но содержащиеся в Ведах философские
и религиозные положения должны быть логически
обоснованы. В основе учения лежит убеждение
в том, что конечное освобождение от воплощенного
состояния не может быть рационально объяснено,
оно достижимо только с помощью знаний
и сознательных усилий. Основное внимание
должно быть направлено на неукоснительное
соблюдение религиозного о общественного
долга - дхармы, который заключается в
выполнении обрядов и в подчинении запретам,
налагаемым кастой. Следование дхарме
приведет индивида к конечному освобождению.
Миманса признает существование материального
и духовного начал во вселенной.
Санкхья
(VI в. до н.э.)
Данное учение признает существование
двух первоначал во вселенной: материального
- пракрити (материя, природа) и духовного
- пуруши (сознание). Материально начало
находится в постоянном изменении и развитии,
подчинено закону причинно-следственной
связи. Духовное начало - это вечный, не
меняющийся принцип индивидуальности,
сознание, созерцающее как ход жизни живого
существа, в котором оно находится, так
и процесс эволюции вселенной, взятой
в целом. Все изменения материального
начала зависят от того, в каком соотношении
в ней представлены три гуны (основные
тенденции существования материального
мира): саттва (ясность, чистота), тамас
(инертность), раджас (активность). Сочетания
этих гун приводят к появлению всего многообразия
природы. Контакт материального начала
с духовным приводят к развитию индивида
и вселенной. Каждое живое существо состоит
из трех частей: духовного начала, тонкого
тела и грубого тела. Тонкое тело состоит
из интеллекта, органов чувств и связанных
с ними элементов и чувства "Я". Тонкое
тело является средоточением кармы и следует
за духовным началом, пока последнее не
достигнет полного освобождения от воплощения
в какое-либо существо. Грубое тело состоит
из материальных элементов и гибнет со
смертью существа.
Ньяя (III
в. до н.э.)
Возникновение данного учения связано
с древним мифическим мудрецом Готамой.
Согласно ньяе, существует материальная
вселенная, состоящая из атомов, сочетание
которых образует все предметы. Кроме
того, во вселенной существует бесчисленное
множество душ, которые могут быть связанными
с материальными атомами, либо могут быть
в свободном состоянии. Высшим духовным
регулирующим началом является бог Ишвара.
Бог не является создателем атомов, а только
создает сочетание атомов и вызывает связь
душ с атомами или освобождение душ от
атомов. Учение признает четыре способа
познания: ощущение, вывод, аналогию и
свидетельство других людей.
Вайшешика
(с санскрита - "особенность) (VI-V в. до
н.э.)
Учение устанавливает семь категорий
для всего существующего: субстанцию,
качество, действие, общность, особенность,
присущность, небытие. "Субстанция",
"качество" и "действие" существуют
реально. "Общность", "особенность"
и "присущность" - продукты умственной
деятельности. Категория "особенность"
играет особую роль в учении, так как в
ней отражается реальное разнообразие
субстанций. Мир состоит из субстанций,
обладающий качеством и действием. Вайшешика
выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет,
воздух, эфир, время, пространство, душа,
ум. Атомы земли, воды, света и воздуха
образуют все материальные объекты. Атомы
вечны, неделимы, не имеют протяжения,
но их комбинации образуют все протяженные
тела. Соединением атомов управляет мировая
душа. В результате постоянного движения
атомов мир, существующий во времени, пространстве
и эфире, периодически создается и разрушается.
По качеству атомы разделяют на четыре
рода, в зависимости от происхождения.
Атомы вызывают четыре вида ощущений:
осязание, вкус, зрение и обоняние.
Йога (II
в. до н.э.)
Йога опирается на Веды и является одной
из ведических философских школ. Йога
означает "сосредоточение", ее основателем
считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.).
Согласно учению, основной целью всех
поступков человека должно быть полное
освобождение от материального существования.
Два условия такого освобождения - войрагья
(бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание).
Первое основано на убежденности в бесплодности
мирской жизни, исполненной зла и страданий.
Йога - есть индивидуальный путь спасения,
предназначенный для достижения контроля
над чувствами и мыслями, в первую очередь,
при помощи медитации. В системе йоги вера
в бога рассматривается как элемент теоретического
мировоззрения и как условие практической
деятельности, направленной на освобождение
от страданий. Соединение с Единым необходимо
для осознания собственного единства.
При успешном овладении медитацией, человек
приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию
полной интраверсии, достигаемой после
целого ряда физических и психических
упражнений и сосредоточенности). Кроме
этого, йога включает в себя и правила
приема пищи. Пища делится на три категории
соответственно трем гунам материальной
природы, к которой она относится. Например,
пища в гунах невежества и страсти способна
умножить страдания, несчастья, болезни
(прежде всего, это мясо). Учителя йоги
особое внимание обращают на необходимость
выработки терпимости по отношению к другим
учениям.
1.2 Основные неортодоксальные
школы древнеиндийской философии
Джайнизм
(IV в. до н.э.)
Джайнистская школа возникла в VI веке
до нашей эры. Философия джайнизма получила
свое название по имени одного из основателей
- Вардхамана (9-8 вв. до н.э.) по прозвищу
победитель ("Джина"). В основе Джайнизма
лежит учение о таттвах - сущностях, являющихся
исходным материалом, из которого строится
мир, и вместе с тем фундаментальной истиной,
из которой строится знание. Две главные
таттвы - это джива (душа), основное свойство
которой сознание, и аджива (все, что не
является душой). Материя - одна из разновидностей
адживы, обладающая качествами осязаемости,
звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна
и доступна органам чувств, изменяема,
не имеет начала и конца и не является
результатом божественного творчества.
Единой души, или высшего бога, не существует.
В мире существует огромное и неизменное
количество душ, воплощенных в живые существа
или невоплощенных. Души, как и материя,
никем не созданы, и существуют изначально
и всегда. Всякая душа всеведуща, всепроникающая
и всемогуща, но ее возможности ограничены
телом, в котором она живет.
Цель учения джайнизма - достижение такого
образа жизни, при котором возможно освобождение
человека от страстей. Главным признаком
души у человека джайнизм считает развитие
сознания. Степень сознательности людей
различна. Это оттого, что душа склонна
отождествлять себя с телом. И, несмотря
на то, что по природе душа совершенна
и возможности ее безграничны, в том числе
безграничны возможности познания; душа
(скованная телом) несет в себе также и
бремя прошлых жизней, прошлых действий,
чувств и мыслей. Причина ограниченности
души - в ее привязанностях и страстях.
И здесь огромна роль знания, только оно
способно освободить душу от привязанностей,
от материи. Это знание передается учителями,
которые победили (отсюда Джина - Победитель)
собственные страсти и способны научить
этому других. Знание - это не только послушание
учителю, но и правильное поведение, образ
действий. Освобождение от страстей достигается
с помощью аскетизма.