Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:06, реферат
Основные идеи неопозитивизма (логического позитивизма):
● сведение философии к анализу языка науки;
● утверждение принципа верификации;
● физикализм – попытка сведения всех языков науки к языку физики (это связано с тем, что физические суждения наиболее верифицируемые);
● редукционизм: теоретический уровень должен быть сведен к эмпирическому и верифицирован; редукционизм – это метод познания;
● антиисторизм; исключение познающего субъекта из научного познания;
● устранение метафизики из научного познания;
Вступление
20-е годы формируется третья
разновидность позитивизма - неопозитивизм.
Его естественнонаучными
Обнаружение парадоксов теории множеств, открытие Лобачевским, Бояйи, Риманом новых систем геометрии, открытие Лукасевичем, Постом, Брауэром различных систем формальной логики, построение теории относительности и другие открытия настоятельно требовали разработки логического аппарата науки и чрезвычайно обострили общие проблемы научного исследования. Эти проблемы и стали в центре внимания неопозитивизма.
Доктрины различных
Споры между представителями
Основными из них, пожалуй, являются философия логического анализа, логический позитивизм (или логический эмпиризм), логическая семантика, философия лингвистического анализа и постпозитивизм.
Неопозитивизм - одно из направлений философии в XX в., Современная форма позитивизма. Неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что знание о действительности дается лишь в повседневности или в конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность анализа языка, где отображаются результаты таких форм мышления. Главная задача философии неопозитивизма – это анализ языка науки, поэтому этот этап по другому называют аналитический позитивизм (логический позитивизм). Неопозитивизм представляет собой логико-эпистемологический подход к исследованию науки, когда объектом философии науки становится логическая структура научных теорий.
Неопозитивизм ищет опору науки и считает, что все недостатки науки происходят из-за того, что язык науки неправильный. Чтобы научная теория была истинной, нужен правильный язык. В основе языка науки должны лежать элементарные научные предложения (протокольные (необходимые) предложения, или пропозиции). Чтобы теория была научной пропозиции должны непосредственно опираться на экспериментальные факты, которые можно проверить (верифицировать).
Цель логических позитивистов заключается в том, чтобы подвергнуть все знание критическому анализу с точки зрения верификации.
Верификация – это проверка истинности высказываний эмпирическим путем. Поэтому проблема верификации является главной для деваркации (разделения) знания научного и ненаучного, а именно: научное знание поддается верификации, это знание очищено от метафизики (в аристотелевском смысле), идеологии, психологии; а вненаучное знание не поддается верификации (философия в метафизическом смысле).
Основные идеи неопозитивизма (логического позитивизма):
● сведение философии к анализу языка науки;
● утверждение принципа верификации;
● физикализм – попытка сведения всех языков науки к языку физики (это связано с тем, что физические суждения наиболее верифицируемые);
● редукционизм: теоретический уровень должен быть сведен к эмпирическому и верифицирован; редукционизм – это метод познания;
● антиисторизм; исключение познающего субъекта из научного познания;
● устранение метафизики из научного познания;
● кумулятивизм – заключается в том, что развитие знания происходит путем плавного, постепенного (без скачков) добавления новых положений к старым знаниям;
● конвенционализм (от слова конвенция – соглашение), в соответствие с которым соответствие между базисом науки (эмпирическими фактами) и теориями осуществляется на основе конвенции (соглашения); истина достигается путем соглашения (считать что-либо за истину).
Главные тезисы неопозитивистской методологии познания:
1. Всякое знание о мире есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии в виде отдельных чувственных впечатлений – атомарных фактов. Вне чувственного восприятия нет никакой реальности, о которой можно говорить с научной достоверностью. Существовать в реальности – это значит быть результатом чувственного опыта, быть измеренным. Всякое подлинное знание (каждый атомарный факт) строится только на основании чувственных реакций. Отраженный в языке, атомарный факт становится атомарным высказыванием и встраивается, согласно Карнапу, в т.н. языковой каркас – семантическое поле, свойства которого задаются законами пропозициональной логики. Существовать в таком языковом пространстве – это значит, по модели Карнапа, быть функцией квантифицированной переменной (т.е. связанной с кванторами существования или общности). Метафизические (ненаучные) высказывания таким образом фильтруются через логическое сито, поскольку к сущностям метафизического уровня невозможно применить кванторы. Логические операторы в логике предикатов (функциональной логике) типа: «для всех ... », «для некоторых ... », «существуют такие ... , что» – называются кванторами общности или существования.
2. Всё то, что дано нам в
чувственном восприятии, мы можем
знать с абсолютной точностью.
А поскольку структура
3. Все функции научного знания
сводятся к описанию изучаемых
явлений внешнего мира в
Во второй половине XX века началась активная критика неопозитивистов. Она шла одновременно по нескольким линиям:
1). Критике была подвергнута
попытка элиминации (устранения) философии
из науки. Классические
2). Как показала практика, оказалось невозможным в полной мере формализовать язык науки.
3). В структуре научных теорий
оказались метафизические
С этим связан четвертый этап позитивизма – постпозитивизм (вторая половина XX века).
Главная проблема – проблема истинности (существует ли истина). Впервые эта проблема была поднята английским республиканским философом К. Поппером. Этот этап связан с работой К. Поппера «Логика научного открытия» (1959). К. Поппер начинает с критики редукционизма.
Расширение основных положений
Ту часть общего учения Витгенштейна, которая была зафиксирована в «Трактате» (причем, самого Витгенштейна, если учесть все периоды его философской деятельности и эволюцию его взглядов, никак нельзя причислять к ортодоксальному позитивизму, как это иногда делается в философской литературе), дополненную гносеологическими установками классических позитивистов – Конта и Маха (классический и эмпириокритицизм в позитивизме), взяли за основу представители неопозитивизма (логического позитивизма), известные как участники Венского кружка.
Они пытались построить полностью рационализированную философию науки, стремились выразить идеалы и критерии научного познания через совокупность логически обоснованных когнитивных установок, методологических доктрин и рецептов, т.е. совершить, по словам их главы Морица Шлика, «поворот в философии».
Согласно представлениям Шлика, изложенным в одноименной статье, «всякое познание есть выражение, или репрезентация. А именно, познание выражает факт, который в познании познается. Это может случиться весьма по-разному, в рамках разных языков, с помощью любой произвольной системы знаков. Все эти возможные способы репрезентации – если они действительно выражают одно и то же знание – должны иметь что-то общее; и это общее в них есть их логическая форма. Так что всё знание является знанием лишь в силу его формы. Именно через форму оно репрезентирует познанный факт. ... Познаваемо всё, что может быть выражено, и это является тем предметом, относительно которого можно задавать осмысленные вопросы».
Осмысленные вопросы, по
Всё прочее (т.е. все тексты метафизического содержания) – это псевдовопросы, которые можно отнести к грамматически правильно построенным, но абсолютно бессмысленным цепочкам слов. Истинно научное высказывание допускает верификацию. Верификация – это проверка опытным путем любого утверждения о мире на истинность, которая должна быть установлена путем сопоставления с чувственными данными, т.е. с непосредственным опытом. Такой акт научной верификации, по словам М. Шлика, представляет собой завершение пути решения той или иной проблемы, и он всегда одинаков: «это некий определенный факт, который подтвержден наблюдением и непосредственным опытом. Таким способом определяется истинность (или ложность) каждого утверждения – в обыденной жизни или в науке» .
Такие выводы прямо
Этот процесс Мах описывает
так: «Наука возникает всегда
в процессе приспособления
Венские логические
Информация о работе Главные тезисы неопозитивистской методологии познания