Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, “пустившие корни” в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.

Содержание

Введение
1Общая характеристика эпохи Возрождения
2Основные черты философии Возрождения
2.1Гуманизм — возвышение человека
2.2 Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования
2.3 Секуляризация — освобождение от церковного влияния
2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии
2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.
3. Проблема человеческой индивидуальности.
3.1Глобальные проблемы человечества.
3.2Классификация глобальных проблем.
3.3Интерсоциональные проблемы.
3.4.Глобальные проблемы в системе «общество-природа» .
3.5.Глобальные проблемы в системе «индивид-общество».
4. Социально-политические идеалы эпохи возрождения.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Итак, идеальное общество в глазах гуманистов должно было быть построено:

+ в экономической сфере - на отказе от частной собственности, всеобщей трудовой повинности и централизованном распределении произведенной продукции;

+ в политической сфере  - на демократических началах  выборности всех должностных  лиц;

+ в социальной сфере  - на замене сословного строя, определявшего ценность человека по его происхождению, такой социальной иерархией, в которой место человека определялось степень образованности и общественной значимости выполняемых им обязанностей;

+ в сфере культуры - на создании всеобщей и обязательной системы образования и воспитания, государственной поддержки развития наук.2

Подобному социально-политическому  идеалу трудно дать однозначную оценку: ему были присущи как те элементы, которые впоследствии были реализованы и ныне успешно функционируют во многих современных странах, так и те, которые пока не выдержали проверку временем. Однако очевидно, что утопии эпохи Возрождения предлагали строй, гораздо более совершенный, нежели тот, который существовал во времена их создания в государствах Западной Европы.

О средствах достижения социально-политических идеалов в  эпоху Возрождения дает яркое  представление политическая философия Николо Макиавелли - итальянского политического деятеля и историка. Он был убежден, что «фортуна распоряжается половиной наших действий, но все же

позволяет нам управлять  другой половиной или приблизительно около того».3

Управление этой «половиной»  Макиавелли отнес к особой сфере - сфере политики, которая отделяется у него от нравственности. В политике, по его мнению, вместо служащих основой общечеловеческой морали 10 заповедей действует иной принцип - «цель оправдывает средства»: «...Государь, особенно новый, не может делать только то, за что людей считают хорошими, ведь ради сохранения государства ему часто приходится нарушать свои обещания, идти вопреки милосердию, доброте и благочестию. Так что в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы изменить направление, если изменятся обстоятельства или ветер удачи начнет дуть в другую сторону, то есть, как мы сказали, по возможности не отходить от добра, но при необходимости не избегать и зла».4

В заключение необходимо отметить важнейшую особенность философии эпохи Возрождения - ее непрофессиональный характер. Для гуманистов и мыслителей Ренессанса философия не являлась ни профессией, ни родом занятий, ни даже творческим хобби. Может быть поэтому, несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, мы рассмотрели теоретический и практический аспекты гуманизма, предварительно обосновав невозможность определения этого феномена, руководствуясь лишь одним аспектом.

Мы увидели, что провозглашенное первыми  гуманистами духовное раскрепощение  личности было неразрывно связано с задачей построения новой культуры, переработки и освоения античного наследия, разработкой гуманитарных знаний, ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность.

Поэтому определить гуманизм только как философскую  систему воззрений невозможно. Теоретический и практический аспекты связаны между собой.

Рассмотрев  платонизм, аристотелизм и обозначив  другие традиции, мы попытались найти  объединяющее всех их положение: все  они стремились найти сущность человека. Но видно, что о какой-либо стройной философской системе речь здесь не идет, философия Гуманизма – не цельное явление,  а сбор разнородных фрагментов идей античности, к тому же направленный на практический аспект Гуманизма.

В итоге, для  философов гуманизма человек  стал неким сплетением телесного и божественного начал.

При всем при  этом, теория гуманизма не представляла собой нечто радикально новое. Однако, несмотря на то, что теоретический  аспект гуманизма, в принципе, являлся  лишь переработкой идей предшествующих эпох, гуманизм был заявлен как принципиально новое философское направление. Но этот факт нисколько не уменьшает значимости такого явления как гуманизм. И все потому, что кроме теоретического аспекта существует еще и практический, благодаря которому гуманизм становится не просто переработкой умозрений философов прошлых эпох, а идеологией, воплощением синтеза этих  идей в таких сферах жизни как политика, образование, искусство.

Как мы проследили в третьей главе, практически  каждый деятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество -  они хотели и пытались построить это общество своими руками, используя такие сферы как искусство, воспитание и политика.

На  основании всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что гуманизм не является исключительно системой философских знаний, он намного сложнее. Гуманизм вбирает в себя идеи многих философских традиций, но сам не является только философией. Он направлен на развитие общественных отношений на основании философских понятий, поэтому определить Гуманизм как только философию или только мировоззрение нельзя. Это совокупность этих форм мысли. Попытка построить на основе ответа на вопрос о сущности человека идеальное общество - вот как можно охарактеризовать возрожденческий гуманизм. К сожалению, как и прочие идеологии гуманизм, далеко несовершенен. Выявить и обосновать эти изъяны – вот одна из возможных перспектив моего исследования.

 

Список использованной литературы.

  1. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 1991. С. 221.
  2. Петрарка Ф. Автобиография. Исповедь. Сонеты. Пер. М. Гершензона и Вяч. Иванова – М:1915 – С.40-168
  3. рагина Л. М.  “Становление реннессансной культуры в Италии и ее общеевропейское значение” // История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. Москва "Наука" 1993. С. 455-467.
  4. Брагина Л.М. Этические взгляды Пико делла Мирандола. – “Средние века”, вып. 28. – М: 1965 – С. 16-40
  5. Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 1997 – С. 47-447
  6. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды/Девятайкина Н.И.-Саратов: Сарат.ун-т, 1988.-49-90с.
  7. Бибихин В.В. Новый ренессанс /Бибихин В.В.-М.: Наука, 1998.-496с
  8. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма/Хлодовский Р.И.; Ред. А.Д.Михайлов; АН СССР.-М.: Наука, 1974.-С.146
  9. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности /Баткин Л.М.; Ред. С.С.Аверинцев-М.: Наука, 1989.-272с
  10. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения – М: 1977. – С.59
  11. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления – М:1976. – С.78-102
  12. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм – М: 1977. – С.95
  13. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние (http://elenakosilova.narod.ru/studia/bruening.htm), 03.05.04г.

1 Нанси Ж.-Л. Сегодня // Ад Маргинэм 93 – М: Маргинэм, 1994 - С.153

1 Мартынов М.И. Философия: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. - Мн., 2001, с.121

2 Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. - Харьков, 2001, с.262

3 Макиавелли Н. Государь. - Мн., 1999, с.76

4 Там же, с.82

 


Информация о работе Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии Возрождения