Движение - способ существования материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:24, реферат

Краткое описание

Мир, в котором мы живем и частью которого являемся – это материальный мир. В этом мире очевидно наличие движущейся материи. Однако, проблемы взаимосвязи форм движения материи еще не решены и не могут быть решены по одной причине – бесконечная сложность реального мира и его процессов приводит к бесконечности их познания. Нельзя создать вечную и "окончательную" классификацию форм движения. Хотя в прошлом столетии это пытался сделать Евгений Дюринг.

Содержание

Введение

1. Движение - способ существования материи………………………….…1-3

2. Основные формы движения материи……………………………….……4-5

3. Пространство и время……………………………………………………..6-9

Заключение………………………………………………………………...…..10

Список литературы………………………………………………………..…..11

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

Типы движения, наблюдаемые  в объективном мире, условно можно  разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения  связаны с переносом материи  и энергии в пространстве.

Классификация основных форм движения материи, разработанная Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь  верной в принципиальном плане, она  тем не менее должна быть уточнена и развита в связи с развитием  естественных и общественных наук. Развитие квантовой механики поставило  вопрос об анализе новой основной формы движения – квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений  об основных формах движения речь в  настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих  специфических материальных носителей, изучаемых современными науками - физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет  к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает  проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе  будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует  о том, что мир принципиально  познаваем, хотя каждая ступень в  развитии нашего познания расширяет  область незнаемого, ставит новые  проблемы.

5

3. Пространство и время

 

3.1 Основы концепций пространства  и времени

 

О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в  глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных  впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона  и Аристотеля-Лейбница. Первая концепция  допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной  с материальными предметами. При  этом считалось также, что время  представляет собой самостоятельную  сущность, не связанную с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке  до конца XIX и начала ХХ в. господствовала первая концепция. Древнегреческие  философы Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар  и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего атомистического  учения. Они считали, что для существования  и движения атомов требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь  различным образом в движении, образуют многообразие тел. С развитием  классической физики идеи Демокрита  о сущности пространства и времени  были развиты в трудах Бруно, Галилея, Декарта и др. Особенно большой  вклад в этом отношении был  сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную  систему отсчета, относительно которой  происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной  системы Ньютон и выбрал пространство. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором  располагаются все тела как нечто  внешнее по отношению к нему. Все  тела обладают протяженностью независимо от существования других тел. Ньютон полагал, что пространство трехмерно, непрерывно, однородно и изотропно. Его различные части ничем  не отличаются друг от друга, и, значит, пространственные отношения были всюду  одними и теми же и описывались  единой геометрией - геометрией Евклида. Время суть чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно. Абсолютность пространства и времени Ньютоном понималась в двух различных, хотя и  взаимосвязанных, аспектах. Во-первых, "абсолютным пространством" Ньютон называл пустое и неподвижное  по отношению к материи пространство (некое вместилище тел), с которым  связывалась привилегированная  система координат. Во-вторых, термин абсолютности употребляется для  характеристики инвариантности, т.е. неизменности длин отрезков в любых системах отсчета. Аналогично понятие "абсолютное время" характеризовало его, с одной  стороны, как чистую длительность, с  другой стороны, как неизменность (инвариантность) временных интервалов в любых  системах отсчета. Это означало, что  всюду в пространстве существует единое "мировое" время, не зависящее  от выбора системы координат и  взаимного движения тел. Ньютоновские представления о пространстве и  времени удовлетворяли потребностям классической физики, так как была найдена универсальная система  отсчета, относительно которой совершалось  любое механическое движение, - абсолютное пространство.

Далее рассмотрим кратко сущность второй концепции пространства и  времени. Аристотель, выступая против идеи атомистического строения мира, отбросил вместе с ней и идею пустого  пространства. С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест занимаемых телами. Иными словами, пространство - это порядок взаимного  расположения множества различных  тел, а время - порядок сменяющих  друг друга явлений и состояний  тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел.

6

Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и др. Согласно Лейбницу, пространство и время не могут  существовать вне материи и процессов, происходящих в ней. Лейбниц выступал против Ньютоновского понимания  чистой протяженности и чистой длительности. С точки зрения диалектического  материализма пространство и время  неразрывно связаны между собой  и с движущейся материей, формами  существования которой они являются. По этой концепции бытие вне времени  есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства, пространство и время без материи - пустые представления, абстракции, существующие только в  нашей голове. Конечно, в диалектико-материалистической концепции раскрыта сущность пространства и времени в основном с общефилософских  позиций. Однако с развитием современной  науки ее выводы получили естественно-научное  подтверждение. Научное определение  пространства и времени, и также  более или менее полное раскрытие  их свойств связано с развитием  современной науки, прежде всего  физики и философии. В настоящее  время, как мне кажется, достаточно точно выражается сущность пространства и времени в следующих определениях. "Пространство - это совокупность отношений выражающих координацию  материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную  величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время - совокупность отношений, выражающих координацию  сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и  длительность".Приведенные определения носят диалектико-материалистический характер. Они показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи, невозможность их рассмотрения как некоторых абсолютно самостоятельных сущностей. Здесь пространство и время не мыслятся иначе, как определенные свойства бесконечной совокупности материальных объектов. Только через существование последних, благодаря тому, что они обладают протяженностью, размерами, взаимным расположением друг относительно друга, последовательностью смены состояний и длительностью их бытия, мы можем понять, что такое пространство и время. Зависимость пространства и времени от материи определяет и все их основные свойства. При этом следует подчеркнуть, что хотя они в равной степени есть формы существования материи, однако между ними есть и различия. А поэтому они имеют ряд свойств, как общих, так и отличающих их друг от друга.

 

3.2 Философское значение  специальной теории относительности

Разрешение этого противоречия было осуществлено А. Эйнштейном в 19О5 г. созданием специальной теории относительности. Принципиально новым  в теории Эйнштейна является утверждение  относительности и пространства и времени, рассматриваемых в  отдельности. Существенно иным стало  понимание смысла одновременности  двух событий. С точки зрения специальной  теории относительности (СТО), два события, одновременные в одной инерциальной системе отсчета, будут неодновременными в другой системе, движущейся относительно первой. Мы можем с уверенностью говорить об одновременности двух событий  лишь в том случае, если они произошли  в одном и том же месте. Утрата абсолютности одновременности означает, что не может быть единого времени  в различных системах отсчета. В  каждой такой системе имеется  собственное время. Длина также  стала относительной. В самом  деле, что такое измерить длину  какого-либо отрезка? Это значит одновременно зафиксировать его начало и конец. Однако поскольку понятие одновременности  утратило свой абсолютный смысл, в различных  системах отсчета длина отрезка  будет различной.

 

7

Причем установление, что  длина отрезка будет сокращаться  в направлении движения, а промежутки времени увеличиваться, т.е. течение  времени должно замедляться. Возникает  вопрос: реальны ли подобные релятивистские эффекты? Теория утверждает их реальность. Причем дело не в том, что каждый отрезок в разных системах действительно  короче другого. Просто наблюдатели  в каждой системе отсчета при  измерении найдут, что отрезок  в другой системе короче отрезка  в их системе (например, каждому из двух одного роста людей, стоящих  по разные стороны двояковогнутой линзы  другой будет казаться меньше, хотя это не значит, что каждый из них  меньше другого). Реальной же причиной изменений будет взаимное относительное  движение тел. Таким образом, о длине  тела, в отличие от классической физики, можно говорить лишь в отношении  его к той или иной системе  отсчета. То же самое относится и  к временным промежуткам. Аналогией  этому является то, что мы не можем  говорить о скорости тела вообще, безотносительно  к какой-либо системе, ибо не существует скорости тела самой по себе. Также  лишены смысла понятия "верх" и "низ", "право" и "лево", если не указано, относительно чего устанавливается  ориентировка в пространстве. Развитие представлений о пространстве и  времени показало, что как таковые  пространство и время раздельно  не существуют. Они являются сторонами  единой сущности - четырехмерного "пространства-времени". Окружающий мир - это мир событий, которые характеризуются место  и временем. СТО, показав относительность  пространства и времени, ввела новый  абсолют. Таким абсолютом является четырехмерное "пространство-время", где три координаты пространственные, а четвертая - временная. В целом  философское значение специальной  теории относительности состоит  в том, что она открыла неразрывную  связь, единство пространства и времени. Дальнейшее развитие представлений  о пространстве и времени и  их взаимосвязи с материей связано  с возникновением общей теории относительности (ОТО). Одним из основных постулатов ОТО являются гравитационные уравнения  Эйнштейна, в которых правая часть  есть физическая величина, выражающая материю - энергию - импульс. А левая  часть выражает геометрические свойства 4-х мерного пространства-времени. Таким образом, уравнения Эйнштейна  описывают одновременно и гравитационное поле, и геометрию пространства-времени. Установление зависимости гравитационного  поля, а через него о пространства-времени  от распределения в нем материальных масс является важнейшим фактором не только в физическом, но и в общей  философском плане. В этом смысле уравнения Эйнштейна следует  рассматривать как математическое выражение диалектического принципа, утверждавшего, что пространство и  время как формы существования  материи должны быть неразрывно связаны  с материей и ее свойствами. Это  значит, что ОТО в решении проблемы пространства и времени отличается от классической физики. Таким образом, общая теория относительности является новым, чем специальная теория относительности, подтверждением диалектико-материалистического  учения о неразрывной взаимосвязи  пространства и времени с движущейся материей. Своеобразно в ОТО и  проявление релятивистских эффектов. Согласно ей сокращение длин и замедление времени наблюдаются даже в рамках одной и той же системы отсчета, при переходе от одних точек системы  к другим. Например, во всех точках, расположенных ближе к центру материальных масс, гравитационное поле будет интенсивнее и, следовательно, время будет течь медленнее, а  длины отрезков короче, чем в точках, более удаленных от центра гравитации. В 1958 году немецкий физик Мисбауер открыл способ изготовления "ядерных часов", измеряющих время с громадной  точностью. Опыты с применением  эффекта Мисбауера показали, что  у поверхности земли время  течет медленнее, чем, положим, на крыше  какого-либо здания.Развитие квантовой  физики, космологии и т.д. ставит перед  наукой все новые и новые вопросы, решение которых во многом связано  с дальнейшим развитием учения о  материи и ее свойствах.

 

8

Существующие трудности  с решением проблемы пространства и  времени для некоторых областей знания позволяют предположить, что  их решение , возможно, связано с  созданием физической теории, более  общей, чем теория относительности  и квантовая теория поля. При этом я не исключаю возможность открытия какой-либо более общей формы  существования материи. по отношению  к которой пространственно-временная  форма явится одной из ее разновидностей.

В заключение можно сказать, что развитие современной физики подтвердило правильность диалектико-материалистической концепции пространства и времени.

движение материя относительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Движение не только не означает существование материи, а неизбежно  предполагает. У материи нет иных способов существования, кроме движения, так как движение – единственный способ ее существования. Поэтому движение и существование материи оказываются  одним и тем же. Движение и есть существование материи.

По данной работе можно  сделать следующие выводы:

1. На основании категории  бытия возможно понимание места  человека в мире. Бытие – все  реально сущее.

2. Гносеологическое определение  материи как объективной реальности  дополняется субстанциональным  аспектом и позволяет удовлетворительно  объяснять окружающий мир.

3. Материя обладает атрибутом  движения, пространства, времени, структурирована.

4. Знание категорий бытия,  материи и ее атрибутов позволяет  грамотно подходить к научному  исследованию в качестве инженера  и ученого.

Взаимодействие является первым, что выступает перед нами при рассмотрении движущейся материи. Мы наблюдаем ряд форм движения: механическое движение, теплоту, свет, электричество, магнетизм, химическое соединение и разложение, переходы агрегатных состояний, органическую жизнь, которые все (если исключить пока органическую жизнь) переходят друг в друга, обуславливают взаимно  друг друга, причем общая сумма движения, при всех изменениях формы, остается одной и той же. Механическое движение превращается в теплоту, электричество, магнетизм, свет и т.д. Движущаяся материя  полностью представлена ее движением, одной из сторон которого является взаимодействие. Познавая формы и  стороны движения, мы познаем материю. Такова и есть точка зрения диалектического  материализма. Пространство и время – формы движения материи, т.е. формы ее изменения, формы связи и взаимодействия. Без материи они ничто. Пространство и время – это не материя, не движение, не изменение, не связь и не взаимодействие как таковые, а только направление, структура, организация, форма движения в отличие от самого движения материи как содержания. Пространство – это не взаимодействие тел и частиц, а его организация и структура; время не само изменение, а только направление, порядок изменения. Существуют не пространство и время сами по себе, а движение материи. Пространство и время – только характеристики, признаки этого движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Список литературы

 

  1. Гуревич, П.С. Философия [Текст]: учеб./П.С. Гуревич.– М.: Проект, 2003.
  2. Данильян, О.Г. Философия [Текст]: учеб./О.Г. Данильян, В.М. Тарапенко. – М.: ЭКСМО, 2005.
  3. Евланпиев, И.И. История русской философии [Текст]: учеб.пособие для вузов/И.И.Евлампиев. – М.: Высш.шк., 2002.
  4. Жирипов, В.М. Философия: курс-конспект[Текст]: учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов/В.М. Жирипов. – М.: ПРИОР, 2002.
  5. Захарова, Т.Н. Философия [Текст]: текстовые и контрольные задания: учеб.пособие/Т.Н. Захарова. – Челябинск: Рекпол, 2006.
  6. Ивин, А.А. Основы социальной философии[Текст]: учеб.пособие/А.А.Ивин. – М.: Высш.шк., 2005.

История русской философии [Текст]: учеб./Б.В. Емельянов, К.Н. Любутин, В.М. Русаков, Ю.К. Саранчин. – М.: Академ.проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Движение - способ существования материи