Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:09, реферат
По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только глухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но нарицательное "абдерит" - простак, простофиля, глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.
Введение………………………………………………………………………. 3
Демокрит и его атомистическая теория……………………………………..4
Трактовка бытия в философии Демокрита……………………………... 4-5
Взгляды Демокрита на природу души человека……………………….. 6
Взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию………. 7
О нравственности…………………………………………………………7 -10
Взаимосвязь математики и философии……………………………………..10-12
Заключение……………………………………………………………………. 13
Список используемой литературы…………………………………………... 14
Его нравственные афоризмы дошли до нас в виде отдельных изречений. Например, "богат тот, кто беден желаниями", "добро не в том чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого" и т.д.
Идеалом государственного устройства считал демократическое государство, когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет – все гибнут.
Левкипп и Демокрит гениально
положили начало учению о бесконечности
миров. Они продолжали развивать
догадку Анаксагора о чисто физическом
происхождении и чисто
В целом следует отметить, что философия Демокрита – энциклопедическая наука, основанная на атомистической гипотезе.
О нравственности.
Демокрит принял горячее участие в споре о достоинстве человека – о том, что позднее было названо ценностями, то есть о том, что для человека наиболее важно, как, во имя чего человек должен жить. Его, как и мудрецов предшественников, волновали вопросы, которые и сегодня остаются животрепещущими: существуют ли принципы, которые можно назвать самыми высокими нравственными основаниями жизни? А если существуют, то в чём они состоят? Вмешавшись в спор софистов и Сократа, Демокрит проявил стремление отстоять собственную индивидуальную позицию в мире, в котором существуют самые разные устремления, взгляды, интересы, - позицию мудреца, который живёт не только мудростью, не только идеальным, не только интеллектуальными заботами. Но при этом он твёрдо и чётко различает, разделяет, даже противопоставляет так называемые телесные блага и удовольствия – и душевное благо, которое считает божественным. « Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость»,- говорит Демокрит. Здесь слышны отголоски полемики с соотечественниками, современниками, в частности с теми, кто попрекал его «разбазаренными» отцовскими деньгами. «Телесная красота человека, - согласно Демокриту,-- есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум».
Такое противопоставление говорит о несовместимости в глазах Демокрита – и, наверное, многих его единомышленников – правоты, мудрости, с одной стороны, и стремления к материальным благам, прежде всего к деньгам, -- с другой. «Как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желание постоянно прибавлять к ним», -- заявляет Демокрит.
Обосновывая преимущество нравственной позиции мудреца, Демокрит постоянно настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь другого, делают душу слепой по отношению ко всему прочему, подчёркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Он настаивает на том, что «свиноподобны те люди, которые стремятся к роскоши». Счастье, по Демокриту, в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества, устремления души и объединяются у Демокрита в понятии о высшем благе. Вовсе не полагая, что достигнуть такого состояния очень легко, он драматически повествует о непрекращающейся тяжбе души и тела, которую, вероятно, не раз испытывал на самом себе. Не только тело виновно перед душой, Душа, при неправильном употреблении может стать для тела постоянным источником несчастья.
Не соглашаясь с софистами в том, что никаких устойчивых ценностей нет, Демокрит особое значение придаёт таким ценностям, как справедливость, честность, истина. Люди обычно знают, что такие ценности существуют, и могут к ним стремиться. «Должно препятствовать, -- говорит философ, -- совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайне мере, мы должны не содействовать несправедливому поступку». Развивая и углубляя мысль, он утверждает: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Согласно Демокриту, «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего». Правильна или неправильна эта мысль с житейской точки зрения, но Демокриту важно отстоять её как нравственную истину.
Он нередко говорит
о том, что подлинная добродетель
в поступках должна быть противопоставлена
речам о добродетели, поэтому
«должно приучать себя к добродетельным
делам и поступкам, а не к речам
о добродетели». При этом Демокрит
выделяет не только очень высокие
ценности – такие, как справедливость,
честность. Нередко философ со страстью
отстаивает ценности дружеских, тёплых,
доверительных отношений между
людьми, которые в древнегреческом
мире становились всё более
Рассуждения Демокрита о
ценностях достаточно просты. Они
вряд ли выстраиваются в какую-то
стройную концепцию. Это, скорее, защита
ценностей-добродетелей, которые ему
лично как философу мудрецу наиболее
дороги. Это и рассуждение о
нравственности на уровне философской
моралистики, которая очень близка
к простому, житейско-нравственному
рассуждению благонравного, добродетельного,
духовно ориентированного человека;
и проповедь аскетизма, связанного
с высокими интеллектуальными
Рассуждения Демокрита о
нравственности довольно тесно связаны
с его представлением об обществе,
государстве, с его политическими
пристрастиями. Демокрит – защитник
демократии, хотя, вероятно, и критик
отдельных сторон того воплощения,
которое она приобрела в
Демокрит высказывается в пользу согласования интересов, мнений. Он полагает, что государство тем демократичнее, чем больше в нём единомыслия. Кому-то из наших современников эта мысль может показаться ложной и даже вредной: так мы настрадались из-за насильственно внедряемого, как казалось, отсутствующего единомыслия. Но нам надо осознать и то, в чём правота Демокрита. Для Демокрита демократия – это единомыслие, причём единомыслие не на словах, а в реальных действиях. Чем больше активно людей действуют вместе, тем скорее они способны прийти к согласию и действительно приходят к нему. Путь к предотвращению конфликтов, дурных действий, к доброжелательству людей в отношении друг друга – социальный путь, который вполне согласуются с нравственными идеалами, защищаемыми Демокритом. Постоянно отстаивая права бедных, Демокрит в жизненной практике следует провозглашению им идеалу жизни, не связанной с устремлением к богатству, или, как он говорил, со «скотоподобной жизнью в роскоши». Но такой идеал, сознаёт Демокрит, должен быть принят добровольно. Он под силу только немногим, настоящим мудрецам. Вместе с тем философ принимает во внимание положение и переживания тех людей, которые не хотят оставаться в бедности.
Государство, с точки зрения
Демокрита, должно помогать бедным, постоянно
ориентироваться на них и окружать
их заботой. В этой позиции, пожалуй,
нет большого противоречия между
Демокритом и софистами, но есть и
созвучие с сократовско-плотоновской
ориентацией. А именно: Демокрит, как
многие древние греки, проявляет
не малое уважение к закону, уважение
к государству как таковому. «Интересы
государства превыше всего, нельзя
применят насилие против общего блага.
Хорошо управляемый город есть величайший
оплот»,- говорит Демокрит. Закон
призван «хорошо устроить жизнь
людей», и он благотворно действует
на тех, кто ему повинуется. Итак,
зло в государстве заключено
не в законах, которые сами по себе
неплохи: они не мешали бы жить каждому
свободно, благополучно, ели бы один
человек не вредил другому. «Зависть,
- полагает Демокрит, - начало раздора
среди людей». «Приличие, - утверждает
он, - требует подчинения закону, власти
и ещё умственному
Демокрит был ярким сторонником демократии, полагая, что "лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии". Демократия должна поддерживаться самими гражданами, посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому повиновение закону - есть свидетельство добродетели человека. А высшей нравственностью Демокрит признавал "блаженное состояние духа", при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, "не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иною какою-нибудь страстью". Поэтому "то, что сродни нам, то и нужно выбирать, а чему мы чужды - того надо избегать". Для него был характерен космополитизм: "Любая земная обитель открыта для мудреца: ибо отечество для доблестной и добродетельной души - весь универсум". Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, так как в Новое время она была положена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-натуралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистический период древнегреческой философии.
Взаимосвязь математики и философии
Вопрос о взаимосвязи
математики и философии впервые
был задан довольно давно. Аристотель,
Бэкон, Леонардо да Винчи - многие великие
умы человечества занимались этим вопросом
и достигали выдающихся результатов.
Это не удивительно: ведь основу взаимодействия
философии с какой-либо из наук составляет
потребность использования
Совместный путь математики и философии начался в Древней Греции около VI века до н.э.
Демокрит был, по мнению Маркса, «первым энциклопедическим умом среди греков». Диоген Лаерций (III в. н.э.) называет 70 его сочинений, в которых были освещены вопросы философии, логики, математики, космологии, физики, биологии, общественной жизни, психологии, этики, педагогики, филологии, искусства, техники и другие. Аристотель писал о нем: «Вообще, кроме поверхностных изысканий, никто ничего не установил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такое впечатление, что он предусмотрел все, да и в методе вычислений он выгодно отличается от других»
Вводной частью научной системы
Демокрита была «каноника», в которой
формулировались и
Задача научного познания,
согласно Демокриту, состоит в том,
чтобы наблюдаемые явления
а) в познании исходить от единичного;
б) любые предмет и явление разложимы до простейших элементов (синтез) и объяснимы исходя из них (анализ);
в) различать существование «по истине» и «согласно мнению»;
г) явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного космоса, который возник и функционирует в результате действий чисто механической причинности.
Математика по праву должна
считаться у Демокрита первым
разделом собственно физики и следовать
непосредственно за каноникой. В
самом деле, атомы качественно
однородны и их первичные свойства
имеют количественный характер. Однако
было бы неправильно трактовать учение
Демокрита как разновидность
пифагореизма, поскольку Демокрит хотя
и сохраняет идею господства в
мире математической закономерности,
но выступает с критикой априорных
математических построений пифагорейцев,
считая, что число должно выступать
не законодателем природы, а извлекаться
из нее. Математическая закономерность
выявляется Демокритом из явлений действительности,
и в этом смысле он предвосхищает
идеи математического
У Демокрита все математические
объекты (тела, плоскости, линии, точки)
выступают в определенных материальных
образах. Идеальные плоскости, линии,
точки в его учении отсутствуют.
Основной процедурой математического
атомизма является разложение геометрических
тел на тончайшие листики (плоскости),
плоскостей - на тончайшие нитки (линии),
линий - на мельчайшие зернышки (атомы).
Каждый атом имеет малую, но ненулевую
величину и далее неделим. Теперь
длина линии определяется как
сумма содержащихся в ней неделимых
частиц. Аналогично решается вопрос о
взаимосвязи линий на плоскости
и плоскостей в теле. Число атомов
в конечном объеме пространства не
бесконечно, хотя и настолько велико,
что недоступно чувствам. Итак, главным
отличием учения Демокрита от рассмотренных
ранее является отрицание им бесконечной
делимости. Таким образом он решает
проблему правомерности теоретических
построений математики, не сводя их
к чувственно воспринимаемым образам,
как это делал Протагор. Так, на
рассуждения Протагора о