Демокрит и его атомистическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:09, реферат

Краткое описание

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только глухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но нарицательное "абдерит" - простак, простофиля, глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Демокрит и его атомистическая теория……………………………………..4

Трактовка бытия в философии Демокрита……………………………... 4-5

Взгляды Демокрита на природу души человека……………………….. 6

Взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию………. 7

О нравственности…………………………………………………………7 -10

Взаимосвязь математики и философии……………………………………..10-12

Заключение……………………………………………………………………. 13

Список используемой литературы…………………………………………... 14

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Демокрита.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

Руководствуясь положениями  математического атомизма, Демокрит проводит ряд конкретных математических исследований и достигает выдающихся результатов (например, теория математической перспективы и проекции). Кроме  того, он сыграл, по свидетельству Архимеда, немаловажную роль в доказательстве Евдоксом теорем об объеме конуса и пирамиды. Нельзя с уверенностью сказать, пользовался ли он при решении этой задачи методами анализа бесконечно малых. А.О. Маковельский пишет: «Демокрит вступил на путь, по которому дальше пошли Архимед и Кавальери. Однако, подойдя вплотную к понятию бесконечно малого, Демокрит не сделал последнего решительного шага. Он не допускает безграничного увеличения числа слагаемых, образующих в своей сумме данный объем. Он принимает лишь чрезвычайно большое, не поддающееся исчислению вследствие своей огромности число этих слагаемых».

Выдающимся достижением  Демокрита в математике явилась  также его идея о построении теоретической  математики как системы. В зародышевой  форме она представляет собой  идею аксиоматического построения математики, которая затем была развита в  методологическом плане Платоном и  получила логически развернутое  положение у Аристотеля.

 

Заключение

 

Таким образом Демокрит первым в древнегреческой философии  вводит в научный оборот эксплицитно  сформулированное понятие причины  и развивает систему материалистического  детерминизма.

Трудно сказать, является ли колебательное движение, по Демокриту, неотъемлемым свойством атомов, или  же оно порождается их столкновениями. Во всяком случае, ясно, что Демокрит не обращается в целях объяснения к разумному началу, упорядочивающему движение. Именно поэтому критики  обвиняют основателя атомизма в злоупотреблении  случайностью и неспособности объяснить, каким образом из неупорядоченного движения получаются закономерность и  необходимость. Но Демокрит считает  исходное движение не беспорядочным, а  с самого начала подчиненным определенной закономерности. Это - закономерность соединения подобного с подобным.

Демокриту для объяснения мировых процессов хватает атомов, пустоты и движения. Движущиеся атомы  собираются в "вихрь"; распространяясь  по отдельным местам в пустоте, они  образуют отдельный мир, ограниченный своим "небом". Возникновение мира и всех вещей в нем происходит в результате соединения атомов, уничтожение  же сводится к разъединению и распадению на составные части.

Демокрит ввел в этику  первоначальные разработки таких понятий, как совесть, т.е. требование стыдиться  своих собственных постыдных  поступков, долг и справедливость.

Этика Демокрита не представляет единой, логически стройной системы. Его нравственные причины дошли  до нас в виде отдельных афоризмов. Есть некоторые основания думать, что это результат определенной обработки тех произведений философа, где этика излагалась в систематической  форме. Однако принципы демоктритовой  этики позволяют пролить дополнительный свет на политическое учение мыслителя.

Этическая концепция Демокрита  сохраняет ту основную характе-ристику, которая присуща всей античной философии, - созерцательность. Устраняя все, что  препятствует блаженному состоянию  духа, выявляя идеал нравственной жизни, Демокрит не видит в философии  средства преобразования существующего  общества, - его задача не выходит  за пределы его объяснения.

 

Список используемой литературы

 

  1. Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985.

 

  1. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

 

  1. Гаранов П.С. 500 шагов к мудрости. Кн. 1., 1996.

 

  1. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.

 

  1. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995.

 

  1. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. в 2х кн., кн. 1., М., 1996.

 

  1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

 

  1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний, М., Мысль, 1987.

 

  1. Молодший В.Н. Очерки по философским вопросам математики.

М., Просвещение, 1969.

 


Информация о работе Демокрит и его атомистическая теория