Диалектика и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:59, реферат

Краткое описание

В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики.

Содержание

1. Введение
2. Концепция развития в диалектической философии и науки
3. Диалектика как наука. Принципы диалектики
3.1 Понятие диалектики
3.2 Основные принципы диалектики
4. Объективная и субъективная диалектика
4.1 Проблема истины как предмет субъективной диалектики
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реф.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Принцип восхождения  от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность  законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное  -  это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.

Принцип единства логического  и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое – это теоретическое  воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии  ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего («логического»)  в нашей жизни. Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта – это достижение полной выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних связей. Предмет как бы сам «показывает» себя, открывает нам то общее, «логическое», что является законом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью». Для исследователя предмет как своеобразная осуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение «цели» становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории (Э. В. Ильенков). Другой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система «притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира.

       Неотъемлемым элементом диалектики является принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление следует понимать как целостное образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство). Другой важной характеристикой системности является иерархичность, субординация - последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включению систем разных уровней друг в друга любой элемент любой системы оказывается связанным со всеми элементами всех возможных систем. Например: человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система - Галактика. Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир.

Современная диалектика содержит в себе и другие принципы. Нет строгого для всех обязательного  перечня принципов диалектики, нет  именно потому, что принцип - это не столько четко фиксированное понятие, сколько сам способ рассмотрения и понимания предметов и явлений объективного мира.

4. Объективная и субъективная диалектика

 
     Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная диалектика или субъективное мышление - это  движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную  диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

 

4.1 Проблема истины как предмет субъективной диалектики

     Субъективная диалектика - отражение процессов, царящих в мире, в головах людей. Это движение человеческих мыслей и представлений.

Истина есть процесс  отражения в сознании человека материального  мира и закономерностей его развития, и в то же время она выступает как конкретно-исторический результат познания, развивающегося на основе общественно-исторической практики, - результат, воплотивший в себе все его достижения. Как во всяком процессе развития, источником развития истины является внутреннее противоречие, развертывание которого и изучает субъективная диалектика, т.е. диалектика познания.

Рассматривая вопрос с этой точки зрения, мы можем  сказать, что истина связана с  основным, присущим человеческой мысли  свойством соответствовать объективной реальности. Но мысль может и не соответствовать ей, т.е. быть заблуждением. Соответствие мысли объекту является основным свойством мышления на всех его уровнях, оно определяет саму природу сознания. В то же время оно содержит в себе (по крайней мере как формально возможную) способность и к заблуждению, и к его преодолению. Познающая мысль и познаваемое бытие не расходятся до полной несовместимости, ибо мысль постоянно направлена на бытие, стремится постичь его, отразить в своих формах, и в то же время они не сливаются в силу качественной специфики, историчности мысли, производности ее от бытия. На самом деле имеет место соответствие законов бытия и мышления, но не абсолютное тождество, не полное совпадение их. Поэтому и соответствие мысли и действительности всегда не полно, не завершено, ибо никогда не могут быть полны, завершен познание и лежащая в его основе объективная реальность. Неполнота и незавершенность познания, соответствия мысли и бытия в каждый данный момент при постоянном стремлении мысли охватить бытие, осмыслить его во всем объеме, наметить пути его преобразования и выступают как следствие основного внутреннего противоречия познания - противоречия истины и заблуждения.

Особую сложность проблема истины и заблуждения приобретает в научном познании тогда, когда «из незнания является знание», когда совершается превращение неизвестного в известное. В развитии науки постоянно имеют место неполнота исходной информации о каких-то явлениях, недостаточность накопленных знаний, незавершенность практики. Выработка новых знаний происходит благодаря преодолению этих взаимосвязанных моментов, характеризующих проблемную ситуацию.

Взаимопроникновение и  борьба указанных полярных моментов процесса познания определяют диалектику развития истины. В качестве исходного шага познание постоянно предполагает обнаружение в объективной реальности чего-то объективно нового или кажущегося таковым и в то же время узнавание в нем черт уже известного или подобного, аналогичного известному. Вместе с тем в каждый данный момент новизна, реальные черты сходства объекта с другими объектами не обнаруживаются в полном объеме. В условиях такой неполноты, неопределенности и создается исходный (иконический или знаковый) образ объекта, предназначенный для осмысления познаваемого явления и отождествления его с каким-либо из классов познанных объектов. Проблема формирования такого образа усложняется тем, что первоначально и обнаружение нового явления, и узнавание в нем черт уже известного осуществляются не в существенных и необходимых отношениях, а в отношениях, связанных со случайными условиями наблюдения. Здесь точнее даже говорить не о заблуждении как таковом, а о своеобразном смешении истины и заблуждения в исходном образе. Подобно тому как любой фантастический образ есть соединение реальных элементов, порой гиперболизированных, исходный образ в науке соединяет результаты реальных наблюдений (обнаружение и узнавание) в нечто аналогичное известному. Аналогия, объединяющая результаты наблюдения, выбирается так, что полученный на ее основе образ находит опору в накопленных прежде знаниях, соединяет воедино формулирующееся новое знание с имеющимся.

Задача дальнейшего  познания сводится к объяснению особенностей объекта, отличающих его от подобного  образа, основанного на экстраполяции старых знаний на новую реальность. Выявляемое при этом несоответствие между ними выступает причиной поиска иных аналогий и образования других образов (моделей или гипотез), противопоставляемых исходной. Их борьба, состоящая в развитии, обосновании, сопоставлении и взаимоотрицании, и есть борьба истины и заблуждения, завершающаяся либо выбором наиболее адекватного образа из всех имеющихся, либо созданием нового. Эта борьба заканчивается созданием теории объекта, объясняющей его или охватывающей все сведения об объекте внутренне непротиворечивым образом, а также способной предсказать его новые особенности (нетривиальные черты поведения объекта, прежде не наблюдавшиеся). Таким образом достигается соответствие мысли действительности в первом приближении (в отличие от первоначального соответствия их по видимости).

Решающее значение для  познания имеет то, что в борьбе истины и заблуждения ведущей  и определяющей является истина. Обусловленность  знаний свойствами объективной реальности, а не сознания, практическая направленность мысли, обусловленность ее материальными средствами познания и практической проверкой обеспечивают эту ведущую роль истины. В конечном счете мышление «суверенно, т.е....оно в состоянии познать существующий мир, поскольку человечество будет существовать достаточно долго и поскольку в самих органах и объектах познания не поставлены границы этому познанию».

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

Таким образом, подводя  итог данной работе можно сделать  следующие выводы:

1) Философская концепция идеи развития наиболее развернуто была сформулирована Гегелем. Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Более конкретное представление о процессе развития дается в законе отрицания отрицания, который отображает поступательный характер развития.

2) Диалектика - это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего. Диалектика - это способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамическое целое. Объективная диалектика - процессы взаимодействия и развития, царящие во всем мире. Субъективная диалектика - отражение процессов, царящих в мире, в головах людей. Это движение человеческих мыслей и представлений.

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком  и обществом. Мера диалектичности человеческого  мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список литературы

 

1) Афанасьев В.Г. Основы философских  знаний. М., 1987

2)  Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001.

3) В. И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В. И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005

4) Философское понимание мира: Учебное  пособие под ред. В.В. Терентьева, МИИТ, 2000.


Информация о работе Диалектика и ее основные принципы