Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:44, контрольная работа
Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы – стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Диалектика и метафизика……………………………….……………...4
Часть 2. Историческое развитие диалектики как метода познания.…………...6
Часть 3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля….. ….….....8
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12
В основе же философских воззрений Гегеля весь мир – грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.
Если в материалистической
диалектике материальный мир – первичен,
то в диалектике Гегеля природа и
человек выступают внешней
Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.
Диалектика рассматривает
мир в постоянном изменении и
развитии, в движении. В этом нас
убеждают и повседневный опыт, и
достижения науки, и общественная практика.
Так, многочисленные тела Вселенной
— результат длительного
В материалистической диалектике сам процесс развития рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.
Философия Гегеля также утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, то есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.
Важнейшим принципом диалектики
является принцип всеобщей связи. Окружающий
нас мир состоит не только из развивающихся
материальных образований, но и из взаимосвязанных
предметов, явлений, процессов. Современная
наука располагает
Таким образом, всеобщая связь
и взаимообусловленность
Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.
К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и другие.
Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.
Впервые принципы диалектической логики в систематизированном виде разработал Г.Гегель, развив учение о законах и категориях диалектики. Гегель, усматривая в жизни природы и человека силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.
Оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в движение, стали взаиморефлексирующими, порождающими и обуславливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, то есть силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д.
Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
Если законы диалектики раскрывают
в основном процесс развития, то
взаимосвязь явлений и
Логика же Гегеля начинается
с категории «чистого бытия» - самой
бедной содержательно, предельно абстрактной
и неопределенной категории. Ведь о
«чистом бытии» в принципе ничего
нельзя сказать, кроме того, что оно
есть, существует. Неопределенность и
бессодержательность этой категории
позволяют приравнять ее к другой
не менее абстрактной категории
– «ничто». «Ничто» отрицает «чистое
бытие вообще». Постоянный же переход
чистого бытия в ничто, и наоборот,
есть «становление», третья категория,
выражающая синтез «чистого бытия» и
«ничто». Внутри «становления» уже
заложено противоречие, поскольку оно
может быть как разрушительным (переход
от бытия к ничто), так и созидательным
(переход от ничто к бытию). Поэтому
«становление» разделяется на категории
«уничтожение» и «
Таким образом строится гегелевская система категорий диалектики, которые, по его мнению, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.
Заключение
Диалектика Гегеля послужила теоретическими предпосылками марксистской философии, сохранившей и развившей диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.
В отличие от диалектики Гегеля, где материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика истолковывает человеческие понятия как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений.
Материалистическая диалектика, признавая первичной материю и вторичным сознание, рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу и общественное бытие людей в процессе их предметно-практической деятельности.
Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, то есть признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.
Список литературы
1. Спиркин А.Г. Философия: Монография. – М.: Гардарики, 2001.
2. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, ъ
проф. В.П.Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
3. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.
4. http://www.philosophy.ru.