Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 14:03, доклад
Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется, пришли к пониманию этих изменений как круговорота материи: да, все в мире изменяется, любая вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние вещей — это одна из ступеней, пройденных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной. Исключения делались только для атомов (Демокрит, Эпикур), для идей (Платон), которые не возникают, неуничтожимы и неизменны. Получалось, что мир всегда был такой, как есть. Причиной же круговорота считали логос (Гераклит), нус (Анаксагор), космические вихри (Демокрит), внутреннюю цель (Аристотель).
Закон – это объективное,
необходимое и существенное
В зависимости от
Закон единства и борьбы
противоположности - основной закон
диалектики. Этот закон определяется
как суть, ядро диалектики, так
как он раскрывает самую
Единство и борьба
Основные понятия закона
– понятие диалектических
Единство противоположностей временно. Борьба противоположностей абсолютна. Взаимоотношение единства и борьба противоположностей составляет противоречия. Развития рассматривается как процесс возникновения, развития и разрешения противоречия.
Противоречия бывают:
Внутренние – характеризуют противоборство, столкновение сторон, тенденций внутри самого предмета.
Внешние – это противоречия
между различными предметами. Определяющими
противоречиями являются
Основные противоречие – это противоречие, определяющее всю совокупность других противоложностей.
Не основные – это производное противоречие, результат и следствие основного.
Антагонистические
Неантагонические противоречия – это противоречие разрешение которых возможно на путях реформ, эволюционных преобразований, это усовершенствование предмета, процесса, явления.
Неантагонические противоречия можно в соответствующих условиях перерабатывать в антагоническое, и наоборот, антогонизм может ослабевать, превращаться в неантагонистическое противоречие.
Закон взаимного перехода
количественных и качественных
изменений раскрывает
Основные категории, посредством которых выражается содержание закона, - это качество, количество, мера, свойство, диалектический скачок.
Качество характеризуется
Количество – это внешняя
определенность предмета, изменение
которой в некоторых границах
не влечет за собой изменения.
Количественные характеристики
включают такие показатели, как
мера, объем, степень развития того
или иного предмета или
Границы, в которых изменение
количества происходит без
Сущность закона состоит
в том, что при накоплении количества
и достижении узловой точки
меры происходит переход
Этот процесс перехода
Закон отрицания отрицания показывает направление тенденции развития. Диалектическое отрицание – это такой вид отрицания, который указывает на связь, преемственность между предшествующими и последующими ступенями развития. Диалектическое отрицание характеризуется такой чертой как объективность. Субъективного отрицания не бывает, существуют субъективное мнение, субъективная оценка. Отрицание по своей оценке объективно. Вторая его характеристика – всеобщность. Все в мире происходит через отрицание одних элементов, сторон, свойств развивающегося предмета и возникновение новых сторон, свойств. И, наконец, третьей характеристикой диалектического отрицания является его специфичность. То есть отрицание всегда осуществляется специфическим способом, определяемым как внутренней природой развивающегося предмета, так и условиями, в которых осуществляется процесс развития.
Схематическим выражением
Информация о работе Диалектика и метафизика как основные философские концепции развития