Древневосточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:51, практическая работа

Краткое описание

Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников («араньяки»); философские комментарии к Ведам («упанишады»). До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа; Самаведа; Яджурведа; Атхарваведа. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дсгсловно с санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 68.70 Кб (Скачать файл)

К числу  неортодоксальных систем относятся  главным образом три основные школы - материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

          Чтобы это подразделение стало  более понятным, следует уяснить,  какое место занимают веды  в истории развития индийской  мысли. Веды представляют собой  самые ранние произведения индийской  литературы, и на всем последующем  развитии индийской мысли, особенно  философии, положительно или отрицательно  сказалось их влияние. Одни  философские системы признавали  авторитет вед, тогда как другие  отрицали его. Системы мимансы  и веданты можно, например, рассматривать  как прямое продолжение традиции  вед.  Традиции вед имеют две  стороны: ритуальную и спекулятивную-карма и джняна. Система мимансы, придавая особое значение ритуальной стороне, всячески возвышает философию вед, чтобы оправдать ведические обряды и ритуалы и способствовать их культивированию. Система веданты, придавая исключительное значение спекулятивной стороне вед, стремится развивать тщательно разработанную философию из теоретических положений вед. Поскольку эти школы являлись, по существу, непосредственными продолжателями ведийской культуры, обе они называются иногда общим словом 'миманса', и только ради точности одна из них носит название пурва-мимансы (или карма-мимансы), а другая - уттра-мимансы (или джняна-мимансы). Однако более употребительными наименованиями этих школ соответственно являются 'миманса' и 'веданта', поэтому мы будем придерживаться здесь именно этого общеупотребительного наименования.

             Хотя школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, они в то же время не оспаривали авторитета вед и стремились показать, что текст вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чар-вака, буддийская и джайнская, возникшие главным образом в противовес учению вед, естественно, отвергали их авторитет.

              Первую классификацию философских  школ провел Сыма Тань (11-1 вв. до н э ) в трактате “Основные указания о шести школах”. Его сын, знаменитый историк Сыма Цянь (11-1 вв. до н.э.), включил этот трактат в качестве 130-и главы в свои “исторические записки”. Сыма Тань называет шесть школ: “натурфилософов” (инь-ян цзя), “конфуцианцев” (жу цзя), “моистов” (мо цзя), “имен” (мин цзя), “законников” (фа цзя), “даосистов” (дао дэцзя). Классификацию школ продолжил Лю Синь (11 в. до н.э. - 1 в. н.э.). Она сохранилась в повторении ее Бань Гу (32-92 н.э.) в “Истории ранней династии Хань” К числу названных Лю Синь добавил еще четыре школы: “дипломатов” (цзун хэн цзя) “эклектиков” (цза цзя), “аграрников” (нун цзя), “литераторов” сяо шо цзя) Последняя не имела самостоятельного значения, и общее число школ сводилось к девяти. Группа авторов работ по военному делу также не включалась в разряд школ.

             Сыма Тань и Лю Синь положили начало традиционной версии классификации школ (в “Истории династии Суй” их насчитывается уже четырнадцать). Оба они не философы, а историки. Их классификация имеет явно выраженный библиографический характер. С позиций историко-философской науки она во многом условна В ней нет единого критерия классификации: одни школы называются по имени основоположника (моисты - последователи Моцзы), другие - по групповому составу (конфуцианцы - ученые), третьи по основной категории или символу (даосисты получили имя от Дао, законники - от фа - закона и т.д.)

В древности  существовало мнение, согласно которому происхождение школ связывалось  с родом занятий их первых представителей: конфуцианство зародилось в среде  чиновников, даосизм произошел от официальных историков, натурфилософия обязана своим появлением астрономам и астрологам, легизм разработан чиновниками судебного ведомства и т.д. Однако при всей их разновидности учения всех школ можно свести к двум основным течения - даосизму и конфуцианству, между которыми особое место занимает ицзинистика.

      • Школы китайской философий

1) Общее понятие  конфуцианства.

Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая  рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.  Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н.э., главным источником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

             Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как

необходимо  управлять людьми? Как вести себя в обществе?

             Представители данной философской  школы выступают за мягкое  управление обществом.  В качестве  примера подобного управления  приводится власть отца над  сыновьями, а в качестве главного  условия – отношение подчиненных  к начальникам как сыновей  к отцу, а начальника к подчиненным  - как отца к сыновьям,

           - Конфуцианское золотое правило  поведения людей в

обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

         2) Основополагающие принципы конфуцианства.  Учение Конфуция содержит ряд  основополагающих принципов:

жить в  обществе и для общества;

уступать  друг другу;

слушаться старших  по возрасту и по званию;

подчиняться императору;

сдерживать  себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

быть человечным.

3) Проблема  руководителей и подчиненных  в конфуцианстве.

 Большое  внимание Конфуций уделяет вопросу,  каким должен быть начальник  (руководитель).  Руководитель должен  обладать следующими качествами:

подчиняться императору и следовать конфуцианским  принципам;

управлять на основе добродетели («бадао»);

обладать  необходимыми знаниями;

верно служить стране,

быть патриотом;

обладать  большими амбициями,

ставить высокие  цели;

быть благородным;

делать только добро государству и окружающим;

предпочитать  убеждение и личный пример принуждению;

заботиться  о .яичном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен:

быть лояльным по отношению к руководителю;

проявлять старание в работе;

постоянно учиться  и самосовершенствоваться,

 Учение  Конфуция сыграло большую роль  в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и  в настоящее время, спустя 2500 лет  со времени жизни и деятельности  автора.

4) Общее  понятие легизма.

-Другим важнейшим  социальным учением Древнего  Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до п. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией.

-Основной  вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?

- Легисты  выступают за то, чтобы управлять  обществом путем государственного  насилия,, опирающегося на законы.  Таким образом, легизм -философия сильной государственной власти.

5) Основные  постулаты легизма. Основными постулатами легизма являются:

человек обладает изначально злой природой;

 движущей  силой человеческих поступков  являются личные эгоистические  интересы;

интересы  отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

государственное вмешательство в общественные отношения  необходимо чтобы избежать произвола  и всеобщей вражды;

государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко  карать провинившихся;

основным  стимулом правомерного поведения большинства  людей является страх перед наказанием;

основным  разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания  должны являться законы;

законы должны быть одинаковы для всех, а наказание  должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности  должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться  в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

 


Информация о работе Древневосточная философия