Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:49, реферат
Философия является частью национальной и региональной культуры. Первые философские идеи зарождаются в период мифологии – первой формы общественного сознания. Для мифологии свойственно то, что человек не способен отделить себя от окружающей среды, его мировоззрение складывается из ощущений. Но уже тогда ставится ряд философских вопросов: как возник мир, что такое жизнь и смерть и другие.
Введение….………………………………………………………….…3
1 Основные направления и школы древнеиндийской философии……….…4
2 Основные направления и школы древнекитайской философии…….…10
3 Противоречия между школами и направлениями в развитии Восточной философии………………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………...15
Библиографический список………………………………………………………16
Его взгляды отражены в сборнике
«Лунь юй» («Суждения и беседы»), составленном его учениками.
Основой данного направления является
учение о «совершенном человеке», его
внутреннем содержании и внешнем поведении.
Высшей силой мироустройства он считал
Небо, которое посылает «предопределение»
человеку. Познав этот посыл, человек
может стать «совершенным мужем». Который
должен обладать положительными моральными
качествами, такими как справедливость,
человеколюбие, милосердие, верность,
сыновья почтительность, мудрость и мужество.
Также Конфуций был приверженцем строгой
социальной иерархии, то есть правитель
должен быть правителем, а подданный -
подданным. Наиболее известными последователями
Конфуция являются Мэн-цзы и Сюнь-цзы.
Особенностью мышлений Мэн-цзы является
идея «человеколюбивого правления». Конкретные
принципы такого правления он изложил
в своей экономической концепции. Основные
пункты в ней - это материальная обеспеченность
и обучение народа. Мировоззрение Сюнь-цзы
основывается на понимании природы, как
естественном источнике всего сущего
и отрицании положения Конфуция о божественности
Неба. Он говорил о том, что познав естественное
постоянство Дао, человек может подчинить
себе Небо и Землю, но сделать это может
только «благородный муж». ……………………………………………
Даосизм – это школа
«учения о Дао», возникшая в VI-IV вв. до н.э.
К основным представителям даосизма относятся
Лао-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу, Чжуан-цзы. В этом
учении первоосновой всего является Дао
– единая мировая субстанция, начало всего
сущего. В даосизме зародилась концепция
«естественности» («цзы жань»), суть которой
заключается в спонтанности Дао, следующего
в своем бытии самому себе. Отсюда следует
тезис о «недеянии», то есть отсутствие
деятельности не соответствующей «естественному»
миропорядку, воплощенному в Дао. Этот
тезис должен лежать в основе правления
совершенного монарха. Чжуан цзы, говорит
о том, что мир это единое целое и каждая
его часть существует лишь в сопоставлении
с элементами Дао. Также в этом
направлении говорится о существовании
идеального общества, которое живет в
единении с природой и отсутствием «искусственных»
норм цивилизации. Даосизм становится
учением о достижении бессмертия на основе
самосовершенствования и медитации.
Моизм сложился к IV в. до н.э.
Основателем этого учения был философ
Мо-цзы (Мо Ди). Главным положением моизма
является идея «всеобщей любви и взаимной
выгоды», то есть гуманного отношения
к людям независимо от их социального
статуса. Мо-цзы хотел справедливости
в отношениях между людьми. Он писал: «
Тому, кто любит других, люди отвечают
взаимной любовью, тому, кто приносит пользу
другим, люди платят тем же».[1] Препятствием
к установлению гуманного и справедливого
правления в то время служило наследственное
назначение на должности и получение рангов
знатности. Небо в моизме олицетворяет
подлинное человеколюбие и социальную
справедливость. Правитель является носителем
воли Неба наземле.
Легизм сформировался
как самостоятельное учение к III в. до н.э.
Основная заслуга в разработке этой теории
принадлежит государственному деятелю
Шан Яну (Гуньсунь Яну). Основой благосостояния
страны он считал две вещи: развитие земледелия
и войну. Он призывал правителя всячески
поощрять земледелие, так как считал, что
«страна, где продукты прибывают - сильна,
а страна, где продукты убывают – слаба».
В войне Шан Ян видел двойную цель: захват
новых территорий, за счет которых возможно
возвысить свое царство, и укрепление
личной власти царя. Также успешное управление
страной возможно лишь с помощью законов,
единых для всех. Для их соблюдения он
вводит систему назначений и поощрений.
Такими методами он хотел создать атмосферу
страха и беспрекословного подчинения,
которая будет обеспечивать абсолютную
власть правителя. Шан Ян выступал против
образования народа, глупым народом легко
управлять, считал он. Это направление
можно назвать антигуманным.
Школа Инь – Ян (школа натурфилософии)
возникла в Древнем Китае в IV-III /////////………………………………………………………
вв. до н.э. и ее создателем считается философ Цзоу Янь. Основной идеей данного направления является представление «о пяти первоэлементах или стихиях» (у син). Эти «первоэлементы», а именно вода, огонь, металл, дерево и земля находятся в постоянной связи друг с другом. Помимо них мир наполнен энергией ци, которая под воздействием двух сил Инь (темное, женское начало) и Ян (светлое, мужское начало) порождает всю «тьму вещей». Таким образом, осуществляется процесс рождения всего сущего из хаоса под воздействием сил Инь и Ян. …………………………………………………………………………в Вывод: Можно выделить две тенденции в философской мысли Китая: мистическую и материалистическую. В ходе борьбы этих двух тенденций развивались наивно материалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о естественном законе (дао) и другие. Основными философскими направлениями (учениями) явились: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь и ян.
………………………………………………………………………………
3 Противоречия между
школами и направлениями в развитии Восточной …...философии
В древнеиндийской философии прослеживаются
противоречия между ортодоксальными и
неортодоксальными школами. Первые считались
скорее идеалистическими, так как за первооснову
всего брали духовное начало, признавали
существование Бога и кармы. Ортодоксальные
школы основывались на учениях Вед. В свою
очередь, неортодоксальные направления
отрицали авторитет Вед, их можно отнести
к материалистическим, так как материю
они считали первичной и существование
Бога не признавали. Однако философию
Древней Индии объединяет цель освобождения
человека от мирских страданий, которую
он может достигнуть путем самосовершенствования.
В философии Древнего Китая
все школы имели общую основу – Дао. Но
отношение к Дао было различно. Конфуцианство
первопричиной мира считает Небо, а Дао
взращивается путем образования и воспитания.
Даосизм, напротив, считает Дао первейшим
источником всех вещей. Между моизмом
и легизмом есть некоторое сходство. И
те и другие выступали за отмену наследственного
назначения на должности и получение рангов
знатности, это должно было осуществляться
на основе способностей и моральных качеств
человека. Но по отношению к самому человеку
эти направления имеют различия. Моизм
стремился к гуманному отношению к людям
любых сословий, тогда как легизм, наоборот
стремился создать атмосферу страха, беспрекословного
выполнения воли правителя, сам по себе
человек не имел ценности.
Можно сказать, что философия Индии и Китая
носит практический характер. Многие школы
и направления давали конкретные практические
советы в проблемах житейской мудрости,
нравственности и управления, которые
не утратили своей актуальности и в настоящее
время. Например, занятия по системе йоги
имеют широкое применение в оздоровительных
целях практически во всем мире. ……………………………………………………….
Главной ценностью древневосточной
философии является ее обращение к внутреннему
миру человека, раскрытие возможностей
нравственной личности.
Однако философия Востока несёт еще много
неразгаданных идей, значение которых
раскрывается в связи с более поздними
находками человеческой мысли открытиями
науки, поисками смысла бытия.………………………..
1. Восточная философия. –
М.: Харвест, 2006. ………………………….
2. Гречко П.К., Вержбицкий В.В. Философия
// Федеральный фонд учебных курсов, http://ovg-filosofia.ucoz.ru/
4. Философия: учебник / под ред. проф. В.Д.
Губина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики,
2004. …………………………………………………………….
5. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую
философию // – М.:1955