Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:54, контрольная работа
Индия — государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н.э.
Введение…………………………………………………………………….2
Предпосылки формирования древнеиндийской культуры………...3
Религии Древней Индии……………………………………………...4
Индуизм………………………………………………………………..5
Джайнизм и тантризм…………………………………………………7
Буддизм………………………………………………………………...8
Древнеиндийская философия……………………………………….10
Литературные памятники…………………………………………...13
3.2. Архитектура и живопись…………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы
Оглавление
Введение…………………………………………………………
3.2. Архитектура и живопись…………………………………………….17
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Индия — государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н.э.
В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:
• первобытнообщинный строй аборигенов Индустана;
• протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда (III—II тысячелетия до н.э.);
• первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II-го тысячелетия до н.э.;
• арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I-го тысячелетия до н.э.;
• период возвышения государства Магадха (середина I тысячелетия до н.э.).
• период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н.э.).
Целью дальнейшей работы будет изучение предпосылок формирования индо-буддийского типа культуры, его мирового значения и основных филосовских направлений.
1. Предпосылки
формирования древнеиндийской
Характерная черта древнеиндийского общества — распадание его на четыре варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варны представляли собой замкнутые группы людей, занимающих строго определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. За каждой варной закрепился конкретный вид деятельности. Умственный труд (жрецы и мыслители) стал монополией варны брахманов, воинская деятельность, а также правление — варны кшатриев; земледелие, ремесло, торговля — варны вайшьев; а низменный труд — варны шудр.
Мифология отразила кастовое деление следующим образом: брахманы произошли изо рта Брахмы, одного из главных Богов Индии, кшатрии — из его рук; вайшьи — из его бедер; шудры — из его ног.
Соответственно касты закрепили правовое и социальное неравенство в обществе. Бесчисленные предписания регламентировали их жизнь. Только брахманы могли учить священным текстам, вайшьи содержали своим трудом брахманов и кшатриев. Вайшьи формировались в общины.
Кастовость сильно повлияла на самобытность древнеиндийской культуры. Отделение умственного труда от физического, безусловно, подтолкнуло к более быстрому развитию культуры в этом обществе. Но вместе с тем вело к ее ограниченности, которая явилась следствием кастовости социального строя.
Особенностью культуры Древней Индии явилась неразвитость исторического сознания. Отсутствовало летописание, а летоисчисление было достаточно произвольным.
Точное время возникновения письменности здесь определить сложно (вероятно, она уже существовала в IV веке до н.э.). Основные элементы древнеиндийской культурной традиции нашли свое отражение в Ведах.
2. Религии Древней Индии
Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа.
О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем “Ригвед” и других ведийских сборников (самхит).
Для ведизма характерным
было обожествление природы
Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.
2.1. Индуизм
Результатом дальнейшего
развития ведической религии и брахманизма
стал индуизм, сформировавшийся в I-м
тысячелетии до н.э. От ведической религии
индуизм унаследовал
Исторически индуизм оформился в два основных направления — вишнуизм и шиваизм. В шиваизме наиболее почитаемое божество — Шива, главная его функция — использовать энергию на разрушение и воссоздание мира. Вишнуиты почитают бога Вишну, хранителя мирового порядка. Вишну является в мир в различных воплощениях: Рама и Кришна. Сочетание в Кришне божественной мощи и человеческой слабости привлекало к нему многих адептов. В современном мире существует «Международное общество сознания Кришны», в которое входит большое количество людей из многих стран.
Индуистская духовная практика предполагает изучение философии, ритуал, этику, йогу. Гуру — духовный учитель является опорой в достижении успеха во всех видах духовной практики.
К индуистским
ритуалам относятся почитание
Йога обозначает систему освобождения от страдания. Йога имеет ряд разделов: Джняна (йога знания, изучение духовного знания, размышление и медитация); Бхакти (йога любви и преданности Богу); Хатха (упражнение тела); Раджа (упражнение ума).
Целью всех видов духовной практики является непосредственное мистическое переживание того, что дано как интеллектуальное знание.
В XIX—XX веках индуизм претерпел серьезную трансформацию. Толчком послужило распространение культуры и религии британских завоевателей. Индуизм активно включился в борьбу индийского народа против колонизаторов.
Сейчас последователей индуизма в мире насчитывается более 700 миллионов человек, 83% населения Индии исповедуют эту религию.
2.2. Джайнизм и тантризм
Еще одной религией, сформировавшейся в Древней Индии, был джайнизм. Создателем его считается кшатрий Вардхамана, живший в VI веке до н.э. Джайнизм возник на базе комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское содержание ведийско-брахманистской традиции. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии, традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.
Главной идеей вероучения джайнизма является самосовершенствование души. В джайнизме не признается бог-творец, а душа и мир считаются вечными субстанциями. Совершенствуясь, душа может достичь всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны по силу лишь аскету, а не мирянину. Душа растворена во всех телах мироздания и потому важно соблюдение принципа ахимсы - ненанесения зла живому.
Джайнизм видит свою задачу в разработке норм и предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала. Путь этот таков: совершенное воззрение (убежденность в абсолютной истинности мира), совершенное знание, совершенное поведение. Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую роль, чем у индуистов.
Джайны имеются в Индии и сейчас, хотя они немногочисленны (0,5% населения современной Индии), но достаточно влиятельны.
Среди религиозно-философских
учений Древней Индии был и
тантризм. Первоначально это учение
связывалось с культом женских
божеств и магическими
2.3. Буддизм
В середине I тысячелетия до н.э. в Индии возникает буддизм. В этот период индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис (распадались родовая организация, социальные связи). Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и господства брахманизма. Индия изобиловала аскетами, проповедниками. Необходима была иная система духовных верований. Из предлагаемых новых направлений наибольшее влияние приобрел буддизм. Основатель его — принц Сиддхартха Гаутама, отказавшийся от власти, семьи, богатства и ставший Буддой — «просветленным». Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Типитака» (или «Трипитака»), что означает «Три корзины (закона)».
Основу вероучения составляют «четыре великие истины»:
• жизнь есть страдание;
• причина всех страданий — желания;
• страдания можно прекратить путем избавления от желаний;
• необходимо для этого вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания».
Религиозная цель буддизма — достижение запредельного внутреннего состояния — нирваны. Нирвана вырывает человека из бесконечной цепи жизненных перерождений, освобождая от власти кармы. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказались равны. Нирвана — это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей.
Будда призывал
к умеренности. Путь к спасению был
назван им восьмеричным. Он представляет
собой постепенную
В III веке до н.э.
буддизм был принят в качестве
официальной идеологии Индии. Ранний
буддизм отличался прежде всего
своей этической
В I веке н.э. буддизм распался на хинаяну («малая колесница») — путь спасения для избранных, и махаяну («большая колесница») — путь спасения для всех. В средние века буддизм стал одной из мировых религий (Тибет, Китай, Япония, Бирма, Цейлон и другие страны).
Сейчас последователей
буддизма в мире насчитывается
около 700 миллионов человек. Среди
направлений буддизма, помимо названных,
ламаизм, важдраяна (
Культурная значимость буддизма связана с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека. Буддизм стал символом духовной культуры Древней Индии, поскольку он содержал в себе важнейшие принципы индийского мировоззрения: терпимость, не причинение зла живому, личная ответственность за собственные поступки, созерцательность, приоритет духовности.
3. Древнеиндийская философия
Древнеиндийское название философии — «даршана». Характеризуя древнеиндийскую философию в целом, можно выделить ряд моментов. Во-первых, на нее сильное влияние оказали идеи религиозно-мифологического комплекса, где были сформулированы основные идеалы и ценностные ориентации индийцев. Во-вторых, характерны сосуществование разных школ, их умозрительность, слабая связь с наукой, традиционализм. В-третьих, преобладало идеалистическое видение мира, а вульгарный материализм здесь нередко сочетался со сверхидеализмом.
Выделяют следующие даршаны: веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака (локаята). Все их можно разделить на ортодоксальные, признающие авторитет Вед («астика»), и неортодоксальные, не признающие авторитета Вед («настика»). К неортодоксальным относилась чарвака (локаята).