Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 04:11, реферат

Краткое описание

Специфика индийской философской традиции на стадии ее возникновения состояла в том, что, во-первых, творцами и носителями знания выступали представители высшего социального слоя — жрецы-брахманы. Именно они обладали священным знанием Вед и обучали ему представителей двух других сословий — варн (варна — букв. «цвет»): кшатриев-воинов, вайшьев-торговцев и земледельцев.

Содержание

Введение
1. Основополагающие принципы древнеиндийской философии
2. Основные школы и направления древнеиндийской философии
3. Этапы и источники древнеиндийской философии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 42.68 Кб (Скачать файл)

 Цель буддистов —  освободиться от желания, и  тем самым повернуть «колесо  дхармы» на земле. Правда, в  этом вопросе, как и во многих  других, позиция исторического Будды  не совсем ясна. Ведь он проповедовал  «срединный путь», а из этого  следует, что нужно избегать  как буйства страстей, так и  полного подавления желаний.

 

Этапы и источники древнеиндийской  философии.

 

В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие  из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, зна­ние. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мирозда­ния Текст Вед непонятен без ритуала жертвоприношения. Веды «обслуживали» этот ритуал, производимый брахманами. Особое место указанного ритуала в индийской жизни определяло место жреца в индийском обществе. 

Веды выражали древнейшее арийское мировоззрение. В нем боги часто ассоциировались с природными силами. Это мировоззрение характеризовалось  извечной борьбой Космоса и Хаоса. В этой битве победа богов не гарантирована  раз и навсегда. В борьбе против Хаоса боги нуждались в человеческой поддержке. Жертвы и правильно выполняемые  ритуалы вносят существенный вклад в поддержание космического порядка [2, c. 45].

Малейшее нарушение правил ритуала, по общему убеждению, делало ритуал бессмысленным, а тех, кто его  совершал, обрекало на посмертные наказания [1, c.19]. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:

- самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

- брахманы - книги, написанные  индийскими жрецами (брахманами) и адресованные, прежде всего,  брахманам, в кото­рых описывается правильность совершения ритуалов и жерт­воприношений;

- араньяки - книги лесных отшельников; [3, с.15].

- упанишады (сидение у  ног учителя) - философские комментарии  к Ведам.

Число упанишад точно определить невозможно, т. к. их писание продолжалось вплоть до XIX в. Однако наибольшим авторитетом  пользуются древние упанишады, среди  которых Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада, Кена-упанишада, Тайттирия-упанишада и др. Упаниша­дами завершается первый этап индийской философии - веди­ческий.

Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это  время создаются два великих  эпоса индийской культуры - поэмы  «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ - даршан, основывающийся на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса,

йога, веданта. Параллельно  возникают и три оппозиционные  системы, подвергающие авторитет Вед  сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.

Третий этап древнеиндийской  философии связан с напи­санием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла на­стоятельная потребность в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.

Заключение

 

В основе индийской философской  космологии лежит идея о вечной пульсации  Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы - Бога-творца.

Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Каждая новая Вселенная  образует более высокую ступень  совершенства и является лишь этапом в эволюционном разви­тии мироздания Первоначально мир представляет собой нерасчлененное мате­риальное состояние - пракрити. Пракрити состоит из трех энергий - «гун».

Существеннейшей чертой древнеиндийской  философии является убежденность в  тожде­ственности Бога и человеческой души Огромное внимание обращается на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - восхождение человече­ской души (Атмана) к Абсолюту-Брахме.

   В философии Древней  Индии отразилось умение видеть  единство душ во всем, невозможность  пренебрежительного, жестокого обращения  с живым созданием. В практике  поведения экологизм миросо­зерцания выражался в требовании ахимсы - непричинении вреда, неубиении. 

Школы индийской философии  разделяют на две группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Принцип разделения — отношение конкретной школы к Ведам и ведической религиозпо-предфилософской традиции.

   Веды, представляют  собой обширный свод религиозных  гимнов, заговоров, поучений, наблюдений  над природными циклами, «наивные»  представления о происхождении-творении  мирозда­ния. Веды выражали древнейшее арийское мировоззрение. В нем боги часто ассоциировались с природными силами. Это мировоззрение характеризовалось извечной борьбой Космоса и Хаоса. В 600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э. создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».  III в. н. э. до VII в. н. э. были напи­саны сутры

Список литературы

 

1. Мареев, С.Н. История  философии/ С.Н. Мареев, Е.В.Мареева.- М.: Академический Проект, 2003. — 880 с.

2. Скирбекк, Г. История философии: /Г . Скирбекк , Н. Гилье . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

3. Волкова, А. Н. История  философии / А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др. - М.: Издат ПРИОР, 1997. - 464 с.

4. Аблеев, С Р. История мировой философии / С. Р. Аблеев. -М.: АСТ: Астрель, 2005. - 414с

5.  Васильева, В.В. История  философии / В.В. Васильева, А.А.  Кротова , Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.


Информация о работе Древнеиндийская философия