Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 04:11, реферат
Специфика индийской философской традиции на стадии ее возникновения состояла в том, что, во-первых, творцами и носителями знания выступали представители высшего социального слоя — жрецы-брахманы. Именно они обладали священным знанием Вед и обучали ему представителей двух других сословий — варн (варна — букв. «цвет»): кшатриев-воинов, вайшьев-торговцев и земледельцев.
Введение
1. Основополагающие принципы древнеиндийской философии
2. Основные школы и направления древнеиндийской философии
3. Этапы и источники древнеиндийской философии
Заключение
Список литературы
Цель буддистов — освободиться от желания, и тем самым повернуть «колесо дхармы» на земле. Правда, в этом вопросе, как и во многих других, позиция исторического Будды не совсем ясна. Ведь он проповедовал «срединный путь», а из этого следует, что нужно избегать как буйства страстей, так и полного подавления желаний.
Этапы и источники древнеиндийской философии.
В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания Текст Вед непонятен без ритуала жертвоприношения. Веды «обслуживали» этот ритуал, производимый брахманами. Особое место указанного ритуала в индийской жизни определяло место жреца в индийском обществе.
Веды выражали древнейшее
арийское мировоззрение. В нем боги
часто ассоциировались с
Малейшее нарушение правил ритуала, по общему убеждению, делало ритуал бессмысленным, а тех, кто его совершал, обрекало на посмертные наказания [1, c.19]. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:
- самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;
- брахманы - книги, написанные
индийскими жрецами (
- араньяки - книги лесных отшельников; [3, с.15].
- упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
Число упанишад точно определить невозможно, т. к. их писание продолжалось вплоть до XIX в. Однако наибольшим авторитетом пользуются древние упанишады, среди которых Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада, Кена-упанишада, Тайттирия-упанишада и др. Упанишадами завершается первый этап индийской философии - ведический.
Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ - даршан, основывающийся на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса,
йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.
Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла настоятельная потребность в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.
Заключение
В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы - Бога-творца.
Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Каждая новая Вселенная образует более высокую ступень совершенства и является лишь этапом в эволюционном развитии мироздания Первоначально мир представляет собой нерасчлененное материальное состояние - пракрити. Пракрити состоит из трех энергий - «гун».
Существеннейшей чертой древнеиндийской философии является убежденность в тождественности Бога и человеческой души Огромное внимание обращается на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - восхождение человеческой души (Атмана) к Абсолюту-Брахме.
В философии Древней
Индии отразилось умение
Школы индийской философии разделяют на две группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Принцип разделения — отношение конкретной школы к Ведам и ведической религиозпо-предфилософской традиции.
Веды, представляют
собой обширный свод
Список литературы
1. Мареев, С.Н. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В.Мареева.- М.: Академический Проект, 2003. — 880 с.
2. Скирбекк, Г. История философии: /Г . Скирбекк , Н. Гилье . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
3. Волкова, А. Н. История философии / А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др. - М.: Издат ПРИОР, 1997. - 464 с.
4. Аблеев, С Р. История мировой философии / С. Р. Аблеев. -М.: АСТ: Астрель, 2005. - 414с
5. Васильева, В.В. История философии / В.В. Васильева, А.А. Кротова , Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.