Древнекитайская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:00, реферат

Краткое описание

Китайская философия сложилась в 7-6 вв. до н.э. на рубеже эпох Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) и Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (6 в. до н.э.), Конфуция (551-479 гг. до н.э.) и «Книги перемен» (8-4 вв. до н.э.).
Вследствие отсутствия единого критерия, периодизация китайской философии осуществляется в историко-философской науке по различным основаниям.

Вложенные файлы: 1 файл

древнекитайская философия.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Аналогично тому, как Лао-цзы считает себя носителем естественности (цзы жань) в Поднебесной, так и Конфуций полагает себя единственным носителем культуры (вэнь). В силу этого Лао-цзы и Конфуций критически относятся друг к другу, что отразилось в текстах «Дао дэ цзин» и «Лунь юй» и положило начало историко-философской традиции в китайской философии.

Мэн-цзы  воспринял конфуцианское учение и стиль философского диалога. Его  учение легло в основу конфуцианской  концепции политической организации  общества, сердцевину которой составляет доктрина «человеколюбивого правления» (жэнь чжэн). В основе доктрины лежат принципы:

ѕ разделение всех людей Поднебесной  на тех, кто управляет (благородные  мужи), и тех, кем управляют (простолюдины);

ѕ обеспечение зажиточной жизни народу;

ѕ обучение народа.

В контексте конфуцианской задачи нравственного совершенствования  личности Мэн-цзы, определяя нравственное достоинство человеческой природы, пришел к выводу, что она добра. Согласно Мэн-цзы, высшая нравственная сила и предмет нравственного познания - Небо, Дао Неба - искренность, Дао человека - размышление об искренности и обучение других. Первым из конфуцианцев Мэн-цзы поставил вопрос о соотношении чувств и разума (сердца) в процессе познания.

Сюнь-цзы, будучи конфуцианцем, испытал значительное влияние даосизма, легизма и моизма. За обширнейшие знания современные ученые называют его «энциклопедистом Древнего Китая».

Мировоззренчески  Сюнь-цзы основывался на понимании  природы как естественной реальности и источнике всего сущего. Он отрицал раннеконфуцианское положение о божественности воли Неба. Первым в истории китайской философии Сюнь-цзы поставил проблему о соотношении процессов, происходящих в природе, и деятельности человека и дал оптимистическое решение: познав естественное пространство в Дао, человек может подчинить себе Небо и Землю и заставить служить себе вещи. Однако познать Дао может только совершенный человек - благородный муж. Дао познается в природном естестве, первая ступень - восприятие чувствами, вторая - размышление, третья - претворение Дао в жизни.

Сюнь-цзы  отчетливо подразделял природное  Дао и социальное Дао. Сущность последнего составляют ритуал и долг/ справедливость, которые необходимы для выправления  злой природы человека. Именно в  этом аспекте разворачивается философское учение Сюнь-цзы.

3.3 Воззрения школы  легистов

Легизм зародился в 6 в. до н.э., окончательно оформился к 3 в. до н.э. Название школы  происходит от понятия фа - закон. Основные представители легистской школы  Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй, Шэнь Дао, Шэнь Бухай.

Легисты разработали концепцию государства, в основу которой положили принцип  равенства всех перед законом. Главная  цель учения легистов заключалась в  построении сильного государства через  укрепление государственного аппарата, прежде всего силовых структур и армии, и развитие земледелия.

Легизм  подразделяется на три направления  соответственно трем легистским принципам:

ѕ управление с помощью законов (фа) (Шан Ян);

ѕ власти, силы, авторитета (ши) (Шэнь Дао);

ѕ метода, искусства власти (шу) (Шэнь Бухай).

Хань  Фэй-цзы (3 в. до н.э.) объединил эти  принципы в единой теории деспотической  власти, оставив в качестве центрального принцип фа. Он подвел итог концептуальной разработке легизма на пороге образования  первой китайской империи во главе  с Циньши Хуанди, который утвердил легизм в качестве господствующей идеологии.

Древнекитайская философия Дао в составе даосизма, конфуцианства и школы легистов выработала собственные понятия  и идеи философии и оказала  определяющее влияние на развитие всей духовной культуры Китая.


Информация о работе Древнекитайская философия