Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:17, реферат
В XIX в. английский естествоиспытатель Чарльз Роберт Дар¬вин(1809—1882) доказал, что человек как природное существо представляет собой завершение эволюционного развития и с этой точки зрения отличается от других живых созданий исклю¬чительным совершенством: он наделен разумом.Таким образом, Ч. Дарвин уже на материале науки подтвердил религиозное воз¬зрение о том, что человек есть «венец природы». Казалось бы, экспертиза науки внушительна, а философу остается только под¬вести теоретическую базу под это грандиозное открытие.
Введение…………………………………………………………….……………3
1. Единство научного знания…………………………………………………6
2. Взаимосвязь физики и философии…………………………….…………..7
3. Химия и философия, проникновение физики в химию……………….18
4. Проникновение физики и химии в биологии……………………………22
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Единство
научного знания………………………………………
2. Взаимосвязь
физики и философии…………………………….
3. Химия и философия,
проникновение физики в химию……
4. Проникновение
физики и химии в биологии……………
Заключение…………………………………………………
Список литературы………………………………
Введение
Еще недавно у нас
Но разве он этим ограничивается? Представьте себе, что у вас есть какие-то знания, добытые физикой, астрономией, химией, биологией, социологией, этикой и т.д. И вы решили соединить это в некое единство — создать мировоззрение. Нужны какие-то общие принципы. Откуда вы их возьмете? Из физики? А почему не из химии? Не из биологии? Не из...? В самом деле, откуда взять эти принципы? Видимо, помимо конкретных знаний нужно что-то еще. Для того чтобы построить дом, нужны строительные материалы, кирпичи, цемент и т.д., но нужен и общий план дома, проект, который поможет соединить эти материалы и получить итог — дом. Именно в проекте заложены принципы их соединения.
Примеров органической связи
философии с наукой можно
Скажем, польский астроном и мыслитель Николай Коперник (1473—1543) заменил геоцентрическую картину мира с Землей в качестве центра Вселенной на гелиоцентрическую, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца. Такая замена немедленно отразилась на характере философского мышления. Сама философия, вобрав в себя и гелиоцентрическую картину мира, существенно преобразилась.
Еще пример.
Известный австрийский
Однако можно привести факты,
которые свидетельствуют о
В XIX в. английский естествоиспытатель Чарльз Роберт Дарвин(1809—1882) доказал, что человек как природное существо представляет собой завершение эволюционного развития и с этой точки зрения отличается от других живых созданий исключительным совершенством: он наделен разумом.Таким образом, Ч. Дарвин уже на материале науки подтвердил религиозное воззрение о том, что человек есть «венец природы». Казалось бы, экспертиза науки внушительна, а философу остается только подвести теоретическую базу под это грандиозное открытие.
Но в том же веке появилась
новая установка, причем
Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания.
Конкретные
науки имеют собственный
Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время или в конце- XIX — начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.
Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации которые так или иначе воздействуют на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И.В. Гете:
«От физика, — писал он, — нельзя требовать, чтобы он был философом; но... он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где, эти частности сходятся».
1. Единство научного знания
Первой наукой в системе естественнонаучных дисциплин конституировалась физика. Начиная с 17в. она являлась лидером естествознания. Формирование таких наук, как химия, биология и др., в качестве особых отраслей дисциплинарного естествознания было результатом не только накопления эмпирического материала и его теоретического обобщения внутри каждой такой науки, но и влиянием на нее принципов и представлений физической картины мира.
Перенос в химию образцов
физического объяснения и представлений
механической картины мира о строении
и взаимодействии природных объектов
- один из факторов. который стимулировал
и ускорял совершившиеся в
химии научные революции в
период с 17 до первой половины 19вв.. в
этот период Бойль, а затем Лавуазье
и Дальтон под влиянием нормативных
принципов механики развивали особую
программу химического
Реализация этой программы привела к конституированию химии в самостоятельную науку и становлению в ней особой картины химической реальности, основу которой составляли представления о химических элементах - атомах и их взаимодействиях посредством "сил химического сродства", благодаря которым возникают различные химические соединения.
Развитие химии в свою очередь начало оказывать обратное влияние на физику. Так, под влиянием успехов химии в общенаучную картину мира вошли представления о молекуле, как связь между атомами и идея молекулярного строения вещества. Эти представления способствовали разработке молекулярно-кинетической теории теплоты, что привело к уточнению и развитию физической картины мира.
В период формирования фундаментальных идей в биологии 17- начала 19в. значительное влияние на биологию оказывала господствовавшая в то время в естествознании механическая картина мира.
Ж.-Б. Ламарк, приступая к исследованиям причин изменения организмов, руководствовался принципами объяснения, заимствования из физики, а именно представлениям о гипотетических несовместимых субстанциях, флюиды которых способны проникать в тела и передаваться от одного тела к другому.согласно Ламарку, именно невесомые флюиды - источник органических движений и изменения в архитектонике живых существ. Среди множества флюидов циркулирующих в природе, электрический флюид и теплород - главные "возбудители" жизни.
Анализ истории естествознания
позволяет выделить два пути междисциплинарных
связей: с одной стороны влияние
лидеров естествознания на остальные
науки и последующее
Современную науку характеризует
усиливающийся обмен
2. Взаимосвязь физики и философии
Обладая наиболее развитыми математическими и экспериментальными средствами исследования, физика занимает ведущее место среди естественных наук. Ее представления, результаты и методы используются всеми без исключения естественными науками. Это приводит к образованию многочисленных «стыковых» дисциплин (геофизика, астрофизика, биофизика и т.п.) Сама же физика вырабатывает свои средства с помощью философии, математики и техники, оказывая обратное влияние на развитие этих областей знания.
Пространство и время являются основными категориями в физике, ибо большинство физических понятий вводятся посредством операциональных правил, в которых используются расстояния в пространстве и времени. В то же время пространство и время относятся к фундаментальным понятиям культуры, имеют длительную историю, важное место занимают как в учениях Древнего Востока, так и в мифологии, а позднее в науке Древней Греции.
Большое влияние на формирование понятий пространства и времени как научных категорий сыграла пифагорейская школа. «Вселенная втягивает из беспредельного время, дыхание и пустоту», — говорит Пифагор. Причем «пустота» у пифагорейцев не имеет такого строгого понятия как у атомистов, это — скорее, неоформленное, безграничное пространство. В этом беспредельном пространстве зародилась Единица, сыгравшая роль семени» из которого вырос весь космос. Вытягиваясь в длину, она порождает число 2, что в геометрической интерпретации означает линию; линия, вытягиваясь в ширину, порождает число 3 — плоскость; плоскость, вытягиваясь в высоту, порождает число 4 — объем.
Таким образом, уже
Платон, развивая учение пифагорейцев о математическом начале мира, впервые в античной науке вводит понятие геометрического пространства. До Платона в античной науке пространство не рассматривалось как самостоятельная категория, отдельно от его наполнения. Платон же помещает между идеями и чувственным миром геометрическое пространство, рассматривая его как нечто среднее, «промежуточное» между ними. Пространство понимается им как «интеллигибельная материя». Если математические числа — это чисто идеальные сущности, то всевозможные математические объекты — сущности промежуточные, и получаются они путем соединения числа и материи. Сформировав впервые в истории науки философию объективного идеализма, признавая идеи — первичными сущностями (бытием), Платон тем не менее считал, что идея (единое) не может не существовать, не быть познанной без соотнесенности с другим, с материей, представляющей собой множество чувственно воспринимаемых вещей.
Таким образом, Платон рассматривает три реальности: бытие — сфера идеального; возникновение — сфера чувственных вещей и пространство — не идеальное и не чувственное. Соответственно математика выполняет роль посредника между сферами чувственного и идеального бытия; геометрические же объекты являются результатами сращивания идеи с интеллигибельной материей, то есть с пространством. Платон проводит классификацию математики, делит ее на четыре части: арифметику, геометрию, геометрию, изучающую тела, имеющие три измерения, и астрономию. Так что философия Платона также использует представление о трехмерности пространства. Познать природные элементы, по Платону, это значит познать их геометрически, то есть определить их пространственное образование. Поэтому и атомы Платона, соответствующие 4 стихиям: огонь, воздух, вода и Земля, различны, ибо представляют собой различные геометрические многоугольники: атомы Земли имеют форму куба, огня — форму тетраэдра (четырехгранник), воздуха — форму октаэдра (восьмигранник), воды — форму икосаэдра (двадцатигранник).
Учение Платона может быть рассмотрено как попытка геометризации мира. Характерно, что развитие современной физики своей важнейшей задачей имеет проблему геометризации физики, на основе которой предполагается возможным построение единой теории всех физических взаимодействий. Здесь же уместно привести мнение одного из величайших физиков современности В.Гейзенберга: «... современное развитие физики повернулось от философии Демокрита к философии Платона. В самом деле, именно в соответствии с убеждениями Платона, если мы будем разделять материю все дальше и дальше, мы в конечном счете придем не к мельчайшим частицам, а к математическим объектам, определяемым с помощью симметрии, платоновским телам и лежащим в их основе треугольникам. Частицы же в современной физике представляют математические абстракции фундаментальных симметрии». [3с .120]