Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:17, реферат
В XIX в. английский естествоиспытатель Чарльз Роберт Дар¬вин(1809—1882) доказал, что человек как природное существо представляет собой завершение эволюционного развития и с этой точки зрения отличается от других живых созданий исклю¬чительным совершенством: он наделен разумом.Таким образом, Ч. Дарвин уже на материале науки подтвердил религиозное воз¬зрение о том, что человек есть «венец природы». Казалось бы, экспертиза науки внушительна, а философу остается только под¬вести теоретическую базу под это грандиозное открытие.
Введение…………………………………………………………….……………3
1. Единство научного знания…………………………………………………6
2. Взаимосвязь физики и философии…………………………….…………..7
3. Химия и философия, проникновение физики в химию……………….18
4. Проникновение физики и химии в биологии……………………………22
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………
В 17—18 веках биология разделялась на ботанику и зоологию, каждая из которых подразделялась всего на 4 отрасли: систематику, морфологию, анатомию и физиологию.
Основная задача биологии состояла в разработке удобной системы классификации живых существ. В соответствии с этим ведущей отраслью биологии являлась систематика, а господствующим способом исследований — описательный. Главным достижением этой эпохи была система Линнея.
В течение 1-й половины 19 века сформировалось еще 5 отраслей: эмбриология, гистология, биогеография, сравнительная анатомия и палеонтология.
Основная задача биологии в этот период заключалась в установлении и обосновании факта единства строения живых существ. Преобладающим способом исследования стал сравнительный метод, ведущей отраслью оказалась морфология. Были созданы теория типов строения Ж. Кювье — К. Бэра и клеточная теория Шлейдена-Шванна. В качестве основных идей биологиив то время господствовали положения о неизменности формы, постоянстве видов, предустановленной свыше целесообразности организма. Существенные материальные причины явлений органической жизни еще почти не были известны, и это давало большой простор для создания идеалистических гипотез (витализм, преформизм и идеалистический эпигенез,телеологической теории изначально заданной гармонии живой природы). Этот период развития биология получил, согласно Энгельсу, название метафизического.
В середине 19 века Дарвин обосновал материал
Во 2-й
половине 19 века предметом
Наряду
с познанием живого на
С 20—40-х гг. 20 века быстро развиваются исследования динамики популяций (генетические, эволюционно-экологические и др.). Популяция представляет собой комплекс родственно совместно живущих и свободно скрещивающихся между собой организмов. Это - элементарная форма существования вида и единица эволюции. Изучение популяций не только углубляет знания о сущности вида и первых шагов эволюционного процесса, но и позволяет разрешить капитальную проблему связи между различными уровнями организацииживого. Именно в недрах популяций осуществляются сложные зависимости между видовым, организменными, клеточным, а также макромолекулярным уровнями. Познание этих зависимостей потребовало применения статистических методов и других способов математического анализа, без которых не могут быть вскрыты закономерности, действующие среди массы компонентов входящих в состав наследств, основы каждой клетки среди миллиардов клеток и множества организмов.
С 80-х годов 19 века выдвигаются на первый план и становятся центральными в биологии следующие проблемы: причины изменчивости организмов, сущность наследственности и способы накопления наследственных измененийв поколениях, значение факторов внешней среды в процессе развития организма и вида, относительная рольнаследственности и влияния внешней среды в процессе приспособления организма в онтогенезе.
Работка этих проблем требовала применения эксперимента, который вскоре занял господствующее положение среди других способов исследования, обусловив появление в начале 20 века целой группы новых отраслей биологии: экспериментальной эмбриологии и экспериментальной морфологии, генетики, экспериментальной экологии др. На основе эволюционного учения, удовлетворяя запросы развивавшегося сельского хозяйства, начал формироваться ряд научно-практических дисциплин (селекция, почвоведение др.).
В конце 19 века зародилась, а в 20 векасформировалась особая отрасль — биоценология, в задачу которой входит познание закономерностей, присущих сообществам живых организмов (биоценозам), состоящим из представителей многих видов животных, растений и микроорганизмов. Изучение биоценозов диктовалось не только необходимостью открытия законов, управляющих межвидовыми и внутривидовыми отношениями, но и потребностями народного хозяйства (возобновление и развитие древесных насаждений, лугов и степных пастбищ, население водоемов и т.п., необходимые для рациональной организации кормовой базы, рыбного и пушного хозяйства, эксплуатации лесов и др.).
Закономерности еще более
Таким образом, в течение
Современный этап теоретизации
биологии характеризуется выработкой
таких представлений о сущности
жизни и биологической
В рамках программы математизации биологии активно используются идеи и представления, заимствованные из современной физической картины мира. Например, из теоретической физики была заимствована идея рассматривать движение биосистем в специфическом фазовом пространстве состояний.
В результате математизации биологии появилась новая научная дисциплина - биометрия, главное содержание которой состоит в применении статистических методов к анализу экспериментальных данных.
В процессе развития теоретической биологии сделаны попытки представить отдельные области биологии с помощью формальных математических или логических систем. Выделяют три основные области проникновения математики: формальную теорию, физическую теорию и теорию систем.
Мощным методом познания
биологических процессов
Сейчас биология вышла
на лидирующие позиции, и оказывает
воздействие на физику. Наряду с
локальным влиянием на физику некоторых
идей, возникающих в биофизике, как
пограничной области между
Так идеи целостности и
системности биологических
Многие исследователи
полагают, что при переходе к новому
уровню физического знания приоритет
будет отдаваться целостности и
ее основным свойствам – упорядоченности
и симметрии, которые рассматриваются
как фундаментальные идеи современной
физической картины мира. Тем самым
из концептуального аппарата физики
будут устранены
Таким образом, идеи целостности, отработанные в биологической науке через картину биологической реальности входят в общенаучную картину мира, а затем, приобретя статус всеобщности, начинают транслировать в соседние с биологией науки. Они оказывают влияние на развитие квантовой физики, что открывает новые пути к прогрессу теории элементарных частиц, формированию новой физической картины мира.
Момент возникновения этой модели принят за точку отсчета развития молекулярной биологии.
В настоящее время биология стоит у порога новых кардинальных открытий, которые позволят установить более глубокие связи между различными формами движения материи, глубже познать сущность самой жизни и более эффективно управлять процессами, протекающими вотдельных организмах и в живой природе в целом (синтез живого вещества, сущность наследств, изменчивости, законы регулирования процессов на различных уровнях организации живого). [7 c.168]
Заключение
В заключении сделаем
Каждая
наука — это своего рода
обрывок знания, а все науки
в их простом сложении —
это сумма обрывков. Философия
же дает систему знания в
мире как целом. Она не
Что же отличало философию от других областей знаний? Что является предметом ее исследования? О чем думают, мыслят философы? Каково значение философии в жизни общества сегодня?
Ответить на эти вопросы — значит, раскрыть основное содержание философии. Задача не из легких. Начнем, пожалуй, с первого вопроса.
Вспомним, что изучают другие науки.
Физика — это наука о строении и свойствах неживой природы (атомы, молекулы, кристаллы, поля, теплота, ядерные процессы и т.д.).
Биология изучает живую природу.
Химия — состав, внутреннее строение и превращение веществ.
Перечень наук можно
Философия не открывает
Философия не формулирует
Она не дает нам конкретных знаний о развитии живой природы, но указывает на неразрывную связь живого и неживого, на их единство и различие.
Философия
не исследует химический
О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много, споров. Мы не собираемся углубляться в дебри этих споров, а очень кратко выразим свою позицию.
Философия — это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями.
Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории.
В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п.
Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной — она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.
Философия опирается на совокупный духовный опыт человечества. Наука – это только часть опыта. В конечном счете философия и наука делают общее дело, но делают его по – разному. Их взаимодействие можно представить как встречное движение проходчиков, ведущих прорытие туннеля с двух сторон. Это будет более понятно, если и на науку, и на философию взглянуть исторически. Многие науки зародились уже в древние времена. Наряду с философией развивались математика, астрономия и механика. Нам известны имена математика Пифагора, механика и математика Архимеда. Философы были знатоками и математики, и астрономии, а также других наук.